Исповедь, покаяние – это удивительное Таинство, которое позволяет человеку измениться, начать жизнь заново. Мы помним, что в Евангелии проповедь Христа предваряется словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». В наше время путь к Богу также начинается с покаяния. Зачастую человек,приходящий в храм, посещает Богослужения, читает церковную литературу, занимается какой-либо по лезной деятельностью.
Но при этом он должен понимать, что всего этого недостаточно, если нет покаяния. Любые внешние перемены нужно начинать с очищения от страстей своего собственного сердца.
Современное общество живет по законам, которые существенно отличаются от христианских. В любой ситуации, независимо от истинного положения вещей, человек стремится к самооправданию и осуждению других. В то время как на исповеди необходимо мужественно признать свои ошибки, не ища оправдания в каких-либо внешних обстоятельствах, увидеть свою душу в истинном свете.
Путь покаяния очень сложен, но без подвига личного исповедания грехов невозможно спасение.
Пастырь добрый
Во время исповеди человек открывает свою душу священнику. Зачастую можно услышать вопрос: почему нельзя каяться в глубине своего сердца. Зачем при этом кому-то рассказывать о своих грехах? Но священник — это не простой человек. Ему, как преемнику апостолов, Самим Христом дана великая и страшная власть: отпускать грехи. Прощает, милует человека, безусловно, Сам Господь. Священник же является только свидетелем, который на Страшном Суде даст ответ за души кающихся. Однако необходимо понимать, что мера этой ответственности зависит от доверия исповедующегося, его мужества и решимости поступать по благословению священника. А если человек, подходя за благословением, уже имеет свое собственное решение, которое для него дороже мнения духовника, если желание услышать свое мнение из уст батюшки понуждает его просить совета у разных священников, вряд ли можно говорить о какой-либо ответственности священника за такого человека.
Часто люди боятся открыть свои грехи из-за ложного стыда перед батюшкой, а кто-то не хочет обидеть, поранить его сердце. Но следует помнить, что священнику Богом дается не только власть отпускать чужие грехи, но и возможность понести боль других людей, помочь страждущему встать на путь исправления. К тому же священника, который за свою жизнь исповедовал сотни, а то и тысячи людей, сложно чем-то удивить. Приходя к врачу, мы не спрашиваем, боится ли доктор крови, а надеемся на помощь. Конечно, аналогия с врачом не совсем безупречна. Врач, исцеляя тело больного, не может чувствовать душевной боли. Священник же, врачуя души, разделяет страдания и боль своих чад. В каком-то смысле священник постоянно умирает за свою паству. В этом и есть суть истинного жертвенного служения пастыря.
Скорби и радости исповедующего священника
Самым большим утешением для любого пастыря является искреннее обращение страждущей души к Богу. Нет большего утешения для священника, как видеть искреннее покаяние, слезы, решимость бороться с грехом. И потому большую скорбь вызывает отсутствие этой решимости.
Очень тяжело видеть, когда человек, приходя на исповедь, начинает осуждать других, а себя оправдывать, выставлять в выгодном свете. Зачастую люди подходят к исповеди формально. Таинство покаяния воспринимается в качестве некоего«пропуска» к Причастию. Огромной проблемой для многих современных христиан становится душевная леность. Человек вроде бы кается, осознает неправедность своих поступков, испытывает чувство вины. Но когда священник начинает предлагать ему совершить конкретные действия, исправить что-то в жизни, то встречает полное нежелание работать над собой, что-либо всерьез изменить.
Еще одной трудностью, с которой сталкиваются люди по мере воцерковления является привыкание к исповеди. Когда человек начинает постоянно посещать Богослужения, участвовать в Таинствах, очень сложно бывает сохранить внутренне горение, живое чувство покаяния. Для этого необходимо постоянно работать, быть внимательным к своим поступкам, мыслям. Большую пользу приносит чтение святоотеческой литературы. Вообще, следует отметить, что без чтения невозможны развитие христианина, положительные изменения в его духовной жизни.
Большую скорбь вызывает лицемерие, неискренность исповедующегося. Не стоит на исповеди вспоминать падения далекой юности, в которых уже неоднократно принесено покаяние, забывая при этом о грехах, совершаемых сегодня. В наше время многим людям не с кем поделиться своими проблемами, просто поговорить. И потому исповедь зачастую превращается в разговор о жизни. Это также неправильно.
Постоянный прихожанин, если он исповедуется в двунадесятый праздник, когда за ним стоит очередь из нескольких десятков человек, должен избегать многословных рассуждений. Для продолжительной беседы с обсуждением проблем и тонкостей духовной жизни более подойдет какой-нибудь будний день. Вообще существует две крайности. Либо человек прячется за общими фразами типа «грешен во всем, согрешил делом, словом и помышлениями», либо он пытается дать подробное описание своей жизни с младенчества. И тот и другой вариант неверен. Необходимо четко, кратко, но в то же время понятно обнажить грех или страсть, а не прятать его за плетением словес. Зачастую причиной чрезмерно детальной исповеди становится чисто формальное стремление «полностью расплатиться» с Богом. Дескать, вот, Господи, я во всем покаялся и ничего больше Тебе не должен. Это также неправильно.
Помощь Божия и немощь человеческая
Безусловно, многие проблемы, которые возникают у современных христиан при подготовке к исповеди, вызваны отсутствием опыта. Ведь множество сегодняшних прихожан выросли вне церковной традиции. Но очень многое зависит от самого человека, от его искренности, желания понять церковную жизнь. Если в нем есть некая жертвенность, стремление меняться, он обязательно научится исповедоваться. Такому человеку поможет Сам Господь.
Игумен Пахомий (Брусков)
(Ныне Епископ Покровский и Николаевский Пахомий)