Святой Живоначальной Троице посвящено множество храмов и обителей в нашей стране. В одной только Саратовской епархии восемь Троицких храмов. Об одном из них, Свято-Троицком храме г. Балаково, его истории и современности пойдет сегодня наш рассказ.
Архитектурные творения мастеров принято сравнивать с застывшей музыкой, поэмой в камне, имея в виду, что настоящие произведения как музыкального, так и архитектурного искусства создаются на века. Ведь памятники прошлого – это, действительно, своеобразная каменная летопись. И листая ее странички, можно углубиться в далекое прошлое, прочитать историю развития культуры целого поселения, города, края.
Одной из таких страниц является Свято-Троицкая церковь г. Балаково. Ее история неразрывно связана с историей этого города, о которой увлекательно повествует доктор архитектуры, профессор Н.А. Попова в своей книге «Балаково. Историко-архитектурное наследие», выпущенной в свет издательством Саратовской епархии в 2009 г.
Храм в стиле русского модерна
Г. Балаково был основан в 1762 г. старообрядцами, которым Манифестом Екатерины II было позволено вернуться из-за рубежа, куда они во множестве бежали от преследований властей, и заселить обширные и пустынные степи Заволжья.
С тех пор там формировались старообрядческие общины. Но строительство каменного храма в Балаково стало возможным только в 1905 г. после Манифеста императора Николая II «О веротерпимости». До этого каменные церкви старообрядцам строить не разрешалось. В короткий период в Балаково происходит становление старообрядческого храма. Заботу о его строительстве взял на себя староста Белокриницкой общины, влиятельный и богатый купец, хлеботорговец и крупный благотворитель, Анисим Михайлович Мальцев. Он задумал построить в Балаково церковь, не похожую ни на одну во всей России. Но, подсчитав свои капиталы, понял, что это даже ему не под силу, – нужны были колоссальные средства. Тогда был брошен клич по всей Волге, и необходимые деньги были собраны.
В 1908 г. Московское архитектурное общество организовало конкурс имени А.М. Мальцева на создание проекта балаковского храма, в состав жюри которого вошли известные архитекторы того времени. На выставке конкурсных проектов были представлены 34 работы из Москвы, Петербурга, провинции и даже из-за границы. При проектировании нового храма главным условием для всех участников конкурса было использование образцов древнерусского зодчества до 17 в.
Но ни один из проектов полностью не устроил Мальцева, и он обратился к председателю жюри, архитектору Федору Осиповичу Шехтелю. Он работал над такими архитектурными памятниками, как особняк М. Горького и Ярославский вокзал в Москве, Русские выставочные павильоны в Париже и Глазго, десятки домов в Ростове-на-Дону, Таганроге, Нижнем Новгороде, а также в Саратове, где прошло детство Шехтеля. Этот архитектор был в числе непосредственных создателей нового направления в архитектуре в России под названием «модерн». Именно в стиле модерн, в его неорусском направлении и был построен балаковский Троицкий храм.
Шехтель предложил проект храма на 1200 мест молящихся с колокольней, просвирней и оградой. Церковь с мощным восьмигранным шатром напоминала древнерусские шатровые храмы дониконовской Руси. И по внешнему, и внутреннему убранству он мог соперничать с самыми знаменитыми соборами России.
В 1910 г. началось строительство храма. Ф. Шехтель несколько раз приезжал в Балаково, чтобы контролировать ход строительства. В краеведческом музее г. Балаково хранятся фотографии, сделанные на разных этапах строительства храма, а в Государственном архиве Самарской области – чертежи и эскизы храма, выполненные самим мастером. Необычность архитектурного облика храма и оригинальность его конструкции широко отмечались в прессе того времени.
Вот что писали о храме в газете «Саратовский листок» от 11 сентября 1913 г.: «В архитектурном отношении церковь очень красива и оригинальна, а главное, производит впечатление необыкновенной прочности, как будто высечена из целого камня. Для любителей старины тут будет немало интересного, и нет сомнения, когда церковь окончится постройкой, то многие будут приезжать, чтобы осмотреть это чудо архитектуры и древнего благочестия». Журнал «Зодчий» в 1911 г. поместил заметку о строительстве церкви Ф. Шехтеля в селе Балаково. В.Я. Курбатов писал: «Церковь в Самарской губернии (г. Балаково до 1928 г. относился к Самарской губернии – ред.) поражает искусно решенной задачей шатрового перекрытия большой площади».
Строительство храма было завершено к осени 1912 г. – в октябре подняли 17 колоколов. Кстати, колокола были одной из особенностей Мальцевской церкви. Они не обладали большой звучностью, но по мелодичности были уникальными. Колокола лили открыто на площади, а через газеты приглашали желающих при этом присутствовать. Во время литья верующие бросали в расплавленный металл серебряные, золотые и даже платиновые украшения. И это придавало колоколам особую гармонию и чистоту звучания.
Камень поставлялся из жигулевских каменоломен. Им облицованы не только основные корпуса, но и оба шатра: над крестильней и колокольней.
Когда именно в храме был установлен иконостас, неизвестно. Есть лишь сведения, что он был пятиярусным, обитым басмой. В нем было 73 больших иконы и 45 маленьких. Особенность храма – мозаичные панно выполненные по эскизам И.О. Чирикова в знаменитой петербургской мастерской В.А. Фролова: Троица – над западными вратами (главным входом), икона Божией Матери «Знамение» над северными и Нерукотворенный образ Спасителя над южными. В начале 20 в. мастерская Фролова была одной из ведущих мозаичных школ. Из рук мастеров выходили величайшие шедевры, воссоздать которые современным мозаичникам уже не под силу.
Разорение и возрождение
Храм освятили, но его спокойное существование продлилось всего несколько лет. Начиная с 1919 г., большевики начинают изымать из храма церковное имущество: серебряную утварь, канделябры, лампады, иконы, сусальное золото с главок.
В 1930 г. одновременно с разрушением всех церквей города разрушили шатры центрального объема и колокольни Троицкого храма. В 1931 г. храм переделали под драматический театр. Были разрушены и алтари, а на месте главного, Троицкого, построили сцену. Кокошник над главным входом вместе с мозаичной иконой Пресвятой Троицы был срублен. Неоднократно предпринимались попытки закрасить икону Спаса Нерукотворного, но на каждую Пасху краска осыпалась, и лик Иисуса Христа появлялся вновь. Другая же икона, «Знамение», после перестройки здания оказалась в недоступном для обозрения месте и поэтому дошла до наших дней неповрежденной.
Чего только не располагалось за годы безбожия в здании церкви – склад, народный театр, клуб дизелестроителей, городской отдел регистрации браков. Долго стоял обезглавленный, без крестов, высоких шатров и сияющих мозаик, оскверненный и обезображенный храм Святой Троицы. Но стоял как твердыня, уцелевшая в огне, и как немой укор тем, кто предал веру своих отцов.
После долгих лет запустения только в 1989 г., храм был передан Русской Православной Церкви. С первых же дней началась его активная реставрация, и в течение срока более 20 лет был восстановлен первозданный вид храма. Он был признан памятником архитектуры федерального значения, но его восстановление оказалось многотрудным делом, в котором были задействованы Саратовская епархия, администрация Балаково, архитекторы, инженеры и жители города.
И теперь, глядя на Свято-Троицкий храм г. Балаково, на это поистине высокое произведение русского зодчества, понимаешь, что этот храм построен во славу Единого Бога – в Троице прославляемого Отца и Сына и Святого Духа.
Подготовила Екатерина Ульянова