Художники иконописной мастерской «Лик» из Палеха снова работают у нас – расписывают верхний, Троицкий, храм. И хотя работы там еще много, уже понятно, что будет необыкновенно красиво, и мы живем в предчувствии той минуты, когда снова соберемся в верхнем храме для общей молитвы и сможем оценить вдохновенный труд палешан.
Сегодня мы беседуем с руководителем мастерской «Лик», художником Олегом Романовичем Шуркусом.
– Олег Романович, восемь лет назад художники мастерской «Лик» расписали в нашем соборе нижний, Успенский, храм. Что Вы почувствовали, когда увидели свои росписи спустя годы?
– Ну, в Саратове я бываю почти каждый год, правда, по другим поводам… А ощущение – что время скоротечно. Мы меняемся, бригада наша меняется, стиль наш также меняется. Двойственное чувство: с одной стороны, приятные воспоминания об одной из первых наших работ, а с другой… Я с трудом узнаю эту роспись, вижу, что многое нужно было решать иначе, теперь мы пишем по-другому. Но это естественный процесс – живой.
– Будет ли в стилистическом плане верхний храм продолжением нижнего?
– Нет, такой задачи я не ставлю. Это два разных помещения, у них разная идеология, поэтому у них разные и цветовые, и стилистические решения.
– Поделитесь секретом – как проводилась предварительная работа? Приступая к эскизам, Вы уже знали, как должен выглядеть Троицкий храм в результате?
– Предварительная работа – это совместная творческая работа заказчика и исполнителя. Это дело не одного дня. Предлагаются, обсуждаются и утверждаются эскизы. Владыка Лонгин и Владыка Пахомий – основные идеологи того, что будет в верхнем, Троицком, храме. Еще со времени прежней нашей работы игумен (теперь Владыка Покровский и Николаевский) Пахомий высказывал свои пожелания по Троицкому храму, уже тогда мы обсуждали, как и что там будет. Например, сюжеты из Ветхого Завета: о жертвоприношении Авраама и гостеприимстве Авраама, история Лота и его жены – мы их как раз сейчас делаем. Изображения новомучеников Саратовских – это пожелание Митрополита Лонгина.
– Митрополит часто бывает здесь?
– Да, конечно, два-три раза в неделю обязательно – он очень живо интересуется нашей работой, держит руку на пульсе. Да и Владыка Пахомий принимает активное участие в том, что тут происходит, ведь Троицкий собор – это его любимое детище. Вот только вчера приезжал, лазил на леса, все осматривал, вносил свои конструктивные предложения. Мы вместе сочинили, что у нас будет вот на этой арке – работа достаточно импровизационная, потому что чертеж – это одно, а на деле часто появляются такие моменты, которые заранее нельзя предусмотреть и их нужно решать оперативно… Например, я вижу, что в этом ярусе композиционно будут хороши восемь ростовых фигур, а кто это будет конкретно, мы решаем с Митрополитом Лонгином или Владыкой Пахомием.
– Олег Романович, думаю, лишним будет говорить, что Троицкий собор – это не только гордость и жемчужина Саратова, но и любимый, самый родной дом для нас, его прихожан. Поэтому и людей, причастных к его созиданию, мы считаем частью нашей большой дружной семьи. Расскажите о своих коллегах немного. Вот, например, все заметили, что теперь с вами работают женщины. Что привнесли они нового?
– Смягчение нравов в бригаде, главным образом (улыбается). А если серьезно, то действительно – девочки появились. Когда мы пару лет назад расписывали один из храмов в Литве, то воспользовались помощью местных прихожанок, которых благословил батюшка. Речь шла о несложной работе, требующей не столько высокой квалификации, сколько аккуратности, усидчивости, внимания. Им понравилось помогать в бригаде, и они попросились с нами работать дальше. А остальные ребята – это, в основном, палешане – выпускники Палехского художественного училища, есть художники и из других городов: Пскова, Смоленска, Владимира, Санкт-Петербурга, Минеральных Вод… Кстати, мои старшие дети также работают в бригаде: дочь Варя сейчас здесь, на лесах, сын Савва успел со мной расписать четыре, кажется, храма. А теперь он служит в армии. Когда вернется, снова возьмет кисть.
– Ваши дети художники?
– Старшие закончили то же училище в Палехе, что и я. Младшие же еще не определились – а я не склонен подталкивать людей туда, куда они сами не катятся.
– Олег Романович, как встретил Вас Саратов, как Вы себя чувствуете у нас?
– Да я себя никак не чувствую: живу в келье на колокольне, работаю в храме. А город, который, кстати, мне очень дорог, совсем не вижу – работы много, а сроки сжаты.
Что касается самого Свято-Троицкого собора, то он для меня родной, я воспринимаю его как бы изнутри. И всякий раз, бывая здесь, удивляюсь переменам, которые в нем происходят. Хорошо помню, как тут было восемь лет назад – все перекопано, грузовые машины в огромных количествах вывозили с территории строительный мусор и старый грунт, храм стоял в лесах… Вложено столько труда, что, приступая к новой работе, мы чувствовали особенную ответственность за результат – очень страшно здесь что-нибудь испортить… Ведь сегодня Свято-Троицкий собор и парк возле него – это, без преувеличения, самое красивое место в Саратове…
Справка. Иконописная мастерская «Лик» создана в старинном центре русской иконописи – Палехе. Мастерская объединила в себе профессиональных художников, в разное время закончивших Палехское художественное училище и с начала 90-х годов занимающихся иконописанием. Художниками мастерской созданы иконостасы и расписаны храмы Саратовской, Ивановской, Барнаульской, Ижевской, Нижегородской, Московской и многих других епархий.
Беседовала Елена Гаазе, 2014 год