В рамках Пименовских чтений, традиционно проходящих в Саратове в декабре, в нашем городе побывал настоятель Сретенского монастыря, автор знаменитой книги «Несвятые святые» архимандрит Тихон (Шевкунов). Пребывание отца Тихона в Саратове было насыщено яркими, интересными встречами с молодежью, прихожанами. На двух из них удалось побывать и мне. С удовольствием расскажу о своих впечатлениях читателям. Общение с отцом Тихоном проходило в форме ответов на вопросы, которые задавали гостю участники встреч. Вопросов было немало, остановлюсь лишь на некоторых – тех, ответы на которые могут помочь в нашей духовной жизни, а также в общении с близкими и людьми, которые только ищут свою дорогу к храму.
Как не потерять ревность к богослужению?
Отец Тихон. Много причин, чтобы ревность ослабевала …Ревность может смениться пассивностью. Человек будет сам себя оправдывать… Но это будет самым настоящим преступлением перед Богом, Церковью, самим собой. Надо с самого начала воспитывать в себе самое главное — страх Божий и благоговение. Есть в Москве один священник – отец Валентин Асмус. Это один из самых настоящих серьезных ученых в Русской Церкви, сын академика Асмуса. Мы поражались, как он, спустя несколько лет после рукоположения, входил в храм, в алтарь — с таким видимым страхом и благоговением! Как он клал поклоны! Это нам казалось даже некоторым утрированием. И вот недавно он приезжал к нам в монастырь, и я увидел, что и сейчас, спустя 25 лет, он входит в алтарь с тем же видимым страхом. Есть множество духовных советов: читать святых отцов, Евангелие – это, конечно, самое главное, это даже не обсуждается. Но и внешнее проявление нашего внутреннего состояния очень важно. К такому вот, может быть, несколько простоватому, выводу я пришел за все эти годы.
О конце света
О.Т. В каждом поколении заложен механизм последних времен. В каждом поколении есть антихристы, но они отмирают, и Господь продолжает человеческую жизнь. Очень полезно почитать Евангелие следующим образом: выделить только слова Христа и прочитать. И, когда мы слышим только Христа, Евангелие читается по-другому. Так вот чаще всего Господь призывает нас: «Не бойтесь!» Значит нам это очень нужно: бороться с малодушием, страхами.
Как научиться любить всех ближних?
О.Т. Это задача всей жизни. Нужно молиться, просить у Бога, читать святых Отцов, стремиться к этой любви, укоренять в себе навык любить людей. Такой навык очень радостен для Господа, и за такое благое устремление Он искреннюю любовь укореняет в сердце человека.
Как остаться истинным свидетелем веры? Как принять смерть?
О.Т. Нужно помнить, что испытания обязательно наступят. И не обязательно это будут гонения. Это может быть болезнь, или маловерие, которое иногда на людей нападает. Это может быть испытание страхом.
Обязательно Господь пошлет Голгофу. Варсонофий Оптинский, когда его перевели из любимой Оптиной пустыни настоятелем в другой монастырь, пережил настоящую Голгофу. Казалось бы, ну что такого – перевели в другой монастырь, а для него это была настоящая Голгофа…Истинный христианин никогда не избежит Голгофы, так что готовьтесь, молитесь ко Господу, чтобы Он укрепил нас в этом.
Какой главный совет получили Вы от отца Иоанна (Крестьянкина)?
О.Т. Главный духовный совет, который оставил мне и всем, кому это важно, отец Иоанн такой: « Главное в духовной жизни – это бесконечное упование на промысел Божий и рассуждение с советом». Вот что он считал самым главным в конце своей 96-летней жизни.
Как отучить ребенка от компьютера?
О.Т. Это очень сложный и очень серьезный вопрос и большая проблема. Вспоминаю случай, как однажды вместе со знакомой семьей приехал в Псково-Печерский монастырь, и отец семейства обратился к отцу Нафанаилу с вопросом: как отучить ребенка от телевизора? Старец сказал мальчику: «Вот ты не видишь, а бес сидит на телевизоре, смеется над тобой и ногами машет!» Я подумал: «Что за чушь!» А мальчик после этих слов лет до 20-ти к телевизору не подходил – вот, что значит слово, сказанное с властью!
Как одну из главных задач для любого христианина отец Тихон обозначил необходимость познакомиться с самим собой.
О.Т. Мы часто хорошо знаем очень многих, но не задумываемся о том, что совершенно не знаем самих себя. Мы знакомы лишь с иллюзией о себе, с некими фантомами, которых мы принимаем за себя. А вот знакомство с собой порой бывает очень страшным… Пока человек не узнает, кто он такой, он и мир будет представлять таким же иллюзорным, в таком же виде некоторого фантома. Но когда человек все ближе и ближе приближается к познанию самого себя, он начинает видеть Бога. Начинает видеть мир и людей абсолютно по-другому.
Почему страдают невинные?
О.Т. Зло вошло в мир вместе с неправильно понятой и неправильно использованной свободой. Бог создал человека по Своему Образу и подобию: свободным, творческим, способным бесконечно совершенствоваться. Что такое рай? Это бесконечное познание бесконечного Бога…
В начале своей истории человек, которому Бог дал свободу выбора, т.е. свободу сказать «нет», выбрал не путь познания Бога, а путь познания добра и зла. И зло, как объект нашего познания, вошло в мир. Это и смерть детей, и все виды несправедливости. Не в наших силах остановить это зло. Этот путь выбрали за нас наши прародители.
И нужно помнить об еще одной страшной вещи – справедливости на этой земле нет, и не будет, об этом много раз говорится в Библии. Справедливость может быть только в ином мире. К этому постепенно приходишь, хотя с этим трудно смириться. Пророк Исайя, провидя будущее, совершенно потрясенный, говорит : «И отрет Господь всякую человеческую слезу…». То есть и слезу раскаявшегося убийцы, и матери убитых детей… Как это возможно, нам не постичь, но это то, что составляет основу чаяния будущей жизни Церкви. И я сам пришел к этой простой мысли – не просто верю в это, но абсолютно точно уверен — у Бога не будет несправедливости.
Является ли чувство юмора христианской добродетелью?
О.Т. Чувство юмора – это, конечно, не сугубая добродетель христианина, но замечательное качество. Ирония, юмор есть и в Священном писании и в церковной жизни в целом.
Святые люди, конечно, не были хохмачами, но здоровый юмор им был присущ.
Вообще, радостное, благодарное отношение к жизни, Богу – это обычная вещь в Церкви. Вот у нас есть прихожане – молодая современная супружеская пара – оба кандидаты наук. Решили они зимой покататься на лыжах, а сыночка своего оставили с бабушкой. Бабушка — доктор наук, убежденная. Так вот, эта бабушка накормила внука завтраком. И он, подняв на нее свои невинные глазки, говорит с нажимом: «Молись и кайся!» Бабушка — в недоумении, пытается отвлечь его, а он ходит за ней весь день и повторяет настойчиво: «Молись и кайся, молись и кайся!» В общем, когда молодые вернулись с лыжной прогулки, то застали бабушку в слезах и отчаянии, готовую немедленно бежать в церковь каяться… Родители были, конечно, очень рады, но все-таки признались, что «Молись и кайся!» означало в данном случае «Малыш и Карлсон»! Дело в том, что их, только недавно начавший говорить, ребенок привык, что после того, как он хорошо покушает, родители ему ставят кассету с этим замечательным мультиком!
Отвечая на один из вопросов, батюшка сказал слова, которые я хочу привести в заключение, как доброе наставление себе и читателям «Преображенского листка».
О.Т. Ефрем Сирин, кажется, сказал: «Молиться — значит благодарить». Заставьте себя поблагодарить Бога за все испытания, за тяжелый опыт, за ошибки, которые раскрывают всю глубину нашей жизни. Бог тут же отзывается на такую благодарность. Это делает нашу веру абсолютно живой, а Бога – сопричастником нашей жизни.
Газета «Преображенский листок», № 3
Издание Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова
Подготовила Елена Гаазе