Легкие, воздушные фото гимназисток с посвящениями на обороте; лица будущих исповедников веры; старинный особняк, бывший тогда просто чьим-то родным домом… В дореволюционных семейных фотографиях ощущается словно что-то нездешнее — может быть, потому, что все эти люди сейчас, когда мы смотрим на эти снимки, уже перешли в мир иной и знают тайну вечности?.. Истории саратовских священнических родов раскрывались на презентации диска «Образы и судьбы», которая прошла 28 сентября в информационно-просветительском центре Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова.
На диске представлено около пятисот старинных фотографий из личного архива Владимира Гиттермана. На них запечатлены моменты жизни известных в дореволюционном Саратове семей — Алфионовых, Махровских, Воронцовых. Есть также разделы, посвященные Иоанникиевскому епархиальному женскому училищу и Первой женской гимназии Саратова. Фотоматериалы дополнены пояснительными статьями и цифровыми копиями архивных документов.
Владимир Всеволодович — потомок архимандрита Александра (Алфионова), бывшего настоятеля Спасо-Преображенского монастыря Саратова. Историей своей семьи стал интересоваться в четырнадцать лет. За несколько десятилетий ему удалось изучить судьбы нескольких поколений своих предков и собрать обширный материал о саратовском духовенстве. Большую помощь в этом оказал ему член епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия краевед Валерий Теплов.
Куратор музея Свято-Троицкого собора Ирина Воронихина представила собравшимся разделы диска, показала и прокомментировала наиболее интересные снимки и документы. До того как на большом экране стали сменять друг друга лица, казалось, что этот проект будет интересен прежде всего краеведам и архивистам. Но перелистывать эти страницы хочется всё дальше, будто бы смотришь в гостях семейный альбом, в котором есть всё — и эпос, и драма, и добрый юмор — и в котором, как в старинной шкатулке, сохранились самые высокие человеческие чувства.
«Доброму преподавателю…»
Фотографии воспитанниц Епархиального женского училища пестрят дарственными надписями на обороте. Оказывается, в те времена правилом хорошего тона было дарить педагогам при выпуске свои фото, тепло подписывая их — например, «Доброму преподавателю и дорогому защитнику…».
Множество таких фотографий получил за свою жизнь Алексей Иванович Алфионов (1858–1931) — один из любимых и уважаемых многими в этом училище и Первой женской гимназии Саратова учителей. Он был сыном священника Иоанна Алфионова. Тот принял монашеский постриг с именем Александр после смерти супруги, с которой они воспитали пятерых детей. Алексей окончил Саратовскую православную духовную семинарию и Казанскую Духовную Академию, но священником не стал, сосредоточившись на преподавании.
Своим «дорогим защитником» выпускницы называли его, по-видимому, не случайно. Владимир Гиттерман, правнук Алексея Ивановича, рассказывает, что ангельского вида воспитанницы женских училищ не чужды были озорства. Иногда они даже разыгрывали на уроках преподавателей, и попадало им за это, наверное, нешуточно. Жизнь жительствовала — и Алексей Иванович, полюбив, женился на одной из своих воспитанниц — Зинаиде Воронцовой (1868–1943). Она была дочерью священника Аркадия Воронцова, служившего в Балашовском, а затем в Сердобском уезде, и родной сестрой Александра Воронцова — врача-подвижника, много сделавшего для медицины в Вольске. Известно, что Зинаида отлично училась и два года подряд награждалась похвальным листом.
На сохранившемся фото супруги уже в возрасте — у крыльца своего дома на Аничковской улице (ныне угол улиц Рабочей и Провиантской). Они вырастили шестерых детей. Дочь Ольга окончила Высшие Бестужевские курсы в Петербурге, сын Евгений служил врачом в лазарете Красного Креста, дочь Лидия, продолжая дело отца, была сельской учительницей.
Об отношении к Алексею Ивановичу его учеников (а он преподавал еще в Александровском ремесленном училище и Римско-католической духовной семинарии) хорошо свидетельствует опасный эпизод из его жизни. В 1917 году (вероятно, в первые дни после Октябрьского переворота) пожилой учитель, интересуясь происходящими событиями, оказался у здания Саратовской городской думы, где происходили волнения, и был задержан. Случайно увидев в толпе соседку, он смог через конвой попросить ее сообщить жене, что его арестовали. Среди революционеров оказались бывшие ученики Алексея Ивановича, они ему помогли, и его отпустили домой. Больше он на митинги не ходил.
Алексей Алфионов продолжал преподавание до конца жизни, в последние годы уже в советской школе. В 1919 году, в 61 год, он неожиданно вновь стал студентом, поступив на только что открывшийся юридический факультет Саратовского университета. Юриспруденция всегда была ему очень интересна. Еще одним увлечением были шахматы — сыграть партию к нему часто приходил на закате лет его родной брат Яков. Братья были очень близки друг другу; похоронены они, предположительно, тоже вместе.
Зинаида Аркадьевна Воронцова умерла во время Великой Отечественной войны. Она встретила ее всё в том же, уже обветшавшем, доме на Аничковской — в нем оставались в военные годы только она и ее парализованная сестра Лидия. Последние месяцы были тяжелы: к престарелым сестрам подселили беженцев из Ленинграда, и они распродали из дома практически все вещи. К счастью, остался нетронутым семейный архив, из которого мы и узнаём о ее судьбе.
«Мама, папа, Серафима»
Имя протоиерея Геннадия Махровского — выдающегося проповедника, настоятеля Свято-Троицкого собора Саратова, расстрелянного большевиками сто лет назад — известно многим верующим нашего края. При этом в основном то, что обнародовано, касается его церковного служения и мученической кончины. Диск «Образы и судьбы» дает возможность увидеть известного пастыря в домашней обстановке, в кругу семьи, узнать о судьбах его жены и детей.
А в судьбах их поначалу, на рубеже XIX-XXвеков, не было ничего, что предвещало бы лишения и скитания. Отец Геннадий был женат на Лидии Ивановне Махровской, в девичестве Алфионовой — родной сестре Алексея Ивановича Алфионова, о котором шла речь выше. Сохранился снимок, где супруги совсем еще молоды и позируют фотографу с маленьким первенцем Сашей. То, что это и некоторые другие фото сохранились, можно считать чудом — после гибели мужа матушка Лидия уехала из Саратова и уничтожила фотографии с ним, чтобы не навлечь беду еще и на детей.
А детей у Махровских было восемь: Александр (1883), Виктор (1886), Константин (1887), Елена (1889), Надежда (1890), Антонина (1892), Анна (1896) и Серафима (1899). Жили они в доме, принадлежавшем Троицкому собору, на углу улицы Лермонтова и Обуховского переулка. Этот дом до недавнего времени считался утраченным, но при подготовке диска выяснилось, что несколько этажей расположенной на его месте «сталинки» надстроены над старым зданием. Сохранились фото в интерьере дома, на одном из них самая младшая дочь Махровских вывела трогательную надпись: «Мама, папа, Серафима». Эта фотография, бережно хранимая, уцелела и в страшные 30-е годы, и в Великую Отечественную войну, когда Серафима вместе с матерью пережила в Ессентуках немецкую оккупацию. Вскоре после этого Лидия Ивановна скончалась. Дети поставили над ее могилой православный крест, за что их чуть не выгнали с работы.
Серафима всю оставшуюся жизнь провела на Кавказе, работала врачом. Там же живут сейчас некоторые другие потомки отца Геннадия.
«Сохраненная культура»
Выход диска стал возможным благодаря проекту мецената из Санкт-Петербурга Виктора Наумова «Сохраненная культура». Виктор Борисович — праправнук протоиерея Геннадия Махровского. На презентации он рассказал, что когда-то, в 80-е годы, во время своего приезда в Саратов принял крещение в Троицком соборе, не зная еще об истории жизни своих церковных предков. В середине 2000-х, увидев в Интернете статью Валерия Теплова об отце Геннадии, он написал к нам в редакцию — так произошло его знакомство с членами комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии. Одним из плодов сложившегося впоследствии сотрудничества и стало издание диска.
Виктор Борисович поделился с нами историей создания проекта «Сохраненная культура», которому совсем скоро исполнится десять лет:
— Эта история началась, когда я решил сделать подарок моей маме. Мама — Ольга Александровна Биантовская — петербургский художник-график, и я втайне от нее начал оцифровывать, фотографируя, ее многочисленные работы в большой старенькой мастерской. И оказалось, к моему большому удивлению, что часть работ мне неизвестна. Я понял тогда, что когда уходят предыдущие поколения, мы теряем часть их наследия, и что это нужно постараться предотвратить.
Потеря связующих нитей, по мнению нашего собеседника, связана с тем, что произведения «доцифровой» эпохи, если они не были сфотографированы, записаны, перепечатаны и выложены в Интернет, не будут востребованы «цифровым» поколением. Потому и возник этот проект, участники которого занимаются созданием электронных копий бумажных архивов, фотоальбомов, съемкой документальных фильмов и 3D-панорам объектов культурного наследия. Всё это подчинено одной главной цели — сохранить память о людях, внесших свой вклад в русскую культуру ХХ века.
В завершение встречи все присутствующие получили в подарок диски. Материалы проекта «Сохраненная культура» распространяются по библиотекам и учебным заведениям, а также доступны на сайте https://www.russianlaw.net/art/.
По материалам диска
Газета «Православная вера» № 19 (639)
[Подготовила Елена Сапаева]