Оптинские мученики

«Отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за Мною, и будешь Моим учеником (см.: Мф. 16, 24). Вот и весь закон» (иеромонах Василий Росляков, из беседы с прихожанами).

 

18 апреля 1993 г. в Оптиной пустыни после ночного пасхального богослужения были убиты три насельника монастыря: иеромонах Василий, иноки Трофим и Ферапонт. Из слова иеромонаха Феофилакта во время отпевания убиенных: «Всякий христианин знает, что на Пасху так просто не умирают… и отойти ко Господу в день Святой Пасхи составляет особую честь и милость от Господа. С того дня, когда эти трое братий были убиты, по-особому звучит колокольный звон Оптиной пустыни. И он возвещает не только о победе Христа, но и о том, что теперь земля Оптиной пустыни обильно полита не только потом подвижников и насельников, но и кровью оптинских братий… Теперь мы знаем, что за нас есть особые ходатаи пред Престолом Божиим…»

На Пасху 1993 г., под колокольный звон, отец Василий шел утром в монастырский скит исповедовать причащающихся на скитской Литургии. Звон неожиданно оборвался, затем в большой колокол ударили еще несколько раз, и всё затихло. В этот момент звонившие иноки Ферапонт и Трофим были уже мертвы. Иеромонах понял, что что-то случилось, и быстро направился к колокольне.  Навстречу ему выбежал  убийца, который так же, как и остальных, заколол его самодельным ритуальным ножом…

В свое время св. Иоанн Кронштадтский пророчествовал, что Россия не погибнет  до тех пор, пока жив будет хотя бы один человек, готовый умереть за Господа Бога. В этом аспекте гибель монахов, рожденных в эпоху тотального атеизма, но нашедших веру и готовых без трепета умереть за нее, представляется по-своему оптимистической. Мученическая смерть явилась достойным венцом жизни для каждого из них.

И по-видимому, Трофим, Василий и Ферапонт были готовы к смерти. Чтобы понять готовность иноков к смерти, необходимо просто знать, как они жили.

***

Игорь Иванович Росляков родился в Москве 23 декабря 1960 г. Окончил факультет журналистики МГУ. Увлекался водным поло, входил в состав сборной СССР, участвовал в международных соревнованиях, стал чемпионом Европы. Его помнят как способного, задумчивого, доброго, честного парня, романтика, поэта и спортсмена. Игорь пришел к вере еще в юности, после смерти отца. С годами вера крепла. Игорь приобщился к церковной жизни. Продолжая заниматься спортом, он всегда соблюдал пост, и это не влияло на спортивные результаты. «Главное, чтобы были силы духовные», – говорил он. После встречи с архимандритом Иоанном Крестьянкиным Игорь уже не сомневался, что его призвание – монашество, и решил оставить спорт.

В июне 1988 г. в возрождавшуюся Оптину пустынь приехал Игорь  Росляков, будущий отец Василий. Восстанавливавшие Оптину добровольцы жили впроголодь, работая от зари до зари. Время было особенное: обильно мироточили иконы, исцелялись больные, и ощущалась такая благодать, что  многим казалось, будто они находятся в преддверии рая. Мать Игоря приезжала в обитель и уговаривала сына вернуться домой. Но он твердо решил стать монахом. В ответ на упреки матери горячо молился за нее… По его молитвам, через 6 лет после мученической кончины сына, его мать Анна Михайловна приняла постриг с именем Василисы…

В Оптиной Игорь жил сначала в хибарке старца Амвросия. Проходя монастырские послушания, он разгружал кирпичи, убирал мусор, трудился в иконной лавке, читал в храме Псалтирь, иногда дежурил на вахте у монастырских ворот…

В 1989 г. Игорь стал послушником. Когда 16 июля 1989 г. в Оптину привезли  обретенные в с. Холмищи Тульской области святые мощи Оптинского старца Нектария, Игорь как раз дежурил на центральной вахте у монастырских ворот. «Была отслужена Великая панихида, – записал он в своем дневнике. – Мощи обнесли вокруг храма. Вечер был необыкновенный. Прозрачный, тихий, лучезарный. В душе появилось ощущение Оптиной такой, какой она была раньше, при старцах. Святость наполнила воздух. Было видно, как она хранит силою своею мир… В храме пели Вечную память, и у ворот, где я дежурил, было слышно…» Само житие преподобного было созвучно душе послушника Игоря. Как и преподобный Нектарий, он очень любил свою келью и старался по возможности находиться  в ней, выходя лишь ради послушания и посещения храма. Кто-то из братьев подметил, что ему бы надо в ту Оптину, которая была 100 лет назад, при старцах.

В начале января 1990 г. Игорь был пострижен в монахи с именем Василий. Его переселили из старческой скитской хибарки в монастырский корпус. А вскоре ему было поручено послушание летописца. У него был необыкновенный дар слова. Он мог просто и проникновенно описывать не только совершавшиеся события, но и внутреннее состояние души.

Став монахом, он носил старую рясу с заплатами на спине. На ногах – огромного размера кирзовые сапоги. Постель он устроил из двух досок. Вместо подушки – два кирпича из склепа, в котором были обретены мощи преподобного Оптинского старца Иосифа. Чурбак заменял стул. На полке – будильник и фотографии старцев, святоотеческие книги… Смиряя и уничижая свою плоть, Игорь искал и просил у Господа ведения своих грехов более, чем каких-либо благодатных даров. Всё же происходящее доброе  он относил к благодати и великому милосердию Божию, считая себя немощным и самым скверным.

Весной 1990 г. Игорь был рукоположен в диаконы, а в конце 1990 г. – в иеромонахи. После рукоположения в иеромонахи он оставил поэзию (отметим, что лучшие его стихи были написаны в молитвенном духе)…

Отец Василий стал замечательным проповедником. Сострадательность и заботливое внимание к ближним помогали врачевать и утешать души, наполняя их благодатным миром покаяния. Многие говорили, что это будущий старец. После исповеди у него люди ощущали себя заново родившимися, получали утешение. Начинали новую жизнь алкоголики, наркоманы, вновь хотели жить потенциальные самоубийцы. Иеромонах Василий окормлял заключенных в соседнем городе.

Для отца Василия Оптина стала колыбелью, в которой рос и укреплялся его монашеский дух. Он часто посещал могилы Оптинских старцев и подолгу молился там, прося их помощи и ходатайства Царицы Небесной, Которая распростерла свой омофор над обителью. Отец Василий составил несколько прекрасных стихир об Оптиной пустыни, много работал над составлением службы преподобным Старцам, которую не успел закончить…

Накануне роковой Пасхи приснился преподобный Амвросий Оптинский, благословивший его. Об этом он рассказал игумену… Однажды отца Василия спросили о заветном желании, и он ответил: «Я хотел бы умереть на Пасху, под звон колоколов…»

***

Леонид Иванович Татарников родился 4 февраля 1954 г. в поселке Дагон Иркутской области в многодетной семье. Был нянькой для своих братьев и сестер. Жизнерадостный, общительный, добрый… После железнодорожного училища работал машинистом, электриком. После армии 5 лет ходил  в плавание  на рыболовецких траулерах. Любуясь красотой моря, стал заниматься фотографией. Посещал яхт-клуб, танцевал в народном ансамбле. Сойдя на берег, работал сапожником, скотником, пожарником, фотокором газеты, мастером художественной фотографии в фотоателье. Увлекался борьбой, боевыми единоборствами. Много читал (у него даже было прозвище Букинист). Потом всё бросил и уехал к дяде в Алтайский край. Там он пришел к вере…

Веселый нрав и общительность сочетались в Леониде со сдержанностью и целомудрием. Размышляя о смысле жизни, он искал себя…

Ему было 30, когда впервые прочел Евангелие. Пришел в православный храм. Несколько лет восстанавливал храм в селе Шубенка. В церкви г. Бийска прислуживал алтарником. В 1990 г. с группой паломников приехал в Оптину пустынь и остался там, стал послушником. Работал в коровнике, кузнице, заведовал гостиницей, водил трактор, был звонарем, трудился маляром, стоял за свечным ящиком, пек хлеб, работал в переплетной мастерской, на складе. У окружающих было ощущение, что он может всё. А ведь он никогда не был ни кузнецом, ни трактористом, ни переплетчиком, ни пекарем. Ему «Господь по молитве всё давал…» У него были «золотые руки», и он стремился всегда быть полезным людям.

В сентябре 1991 г. Леонида постригли в монахи с именем Трофим. За веселый нрав, простоту, доброту и привычку всем помогать Трофима любили не только в монастыре, но и в окрестных деревнях. Он был истинным монахом – тайным, внутренним, в нем не было внешней набожности. Плохих людей для него не существовало, и любой в любое время дня и ночи мог обратиться к нему за помощью. Много молился, мало спал, мало ел, ограничивал себя даже в питье. Но при этом никогда не болел, не уставал, и в Оптиной пустыни уже привыкли к его неутомимости… Как правило, в пятом часу утра, когда братия идет на полунощницу, лица во тьме еще неразличимы, но инока Трофима видели еще издали по его стремительному летящему шагу. Он спешил в храм, опережая по пути других…

***

Владимир Леонидович Пушкарев родился 17 сентября 1955 г. в глухом таежном поселке Новосибирской области. Был скромен, молчалив, погружен в себя. После школы служил 5 лет в спецназе. Изучал боевые искусства Востока. После армии окончил лесотехникум. В гражданской жизни избегал драк и конфликтов, но если его вынуждали, успешно справлялся с любым  противником… Работая техником-лесоводом на Байкале, три года провел в полном одиночестве. Затем приехал в Ростов-на-Дону к дяде. Здесь он стал дворником при кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, погрузился в церковную жизнь. После долгих размышлений и посещения старцев Троице-Сергиевой Лавры и Псково-Печерского монастыря он решил уйти в монастырь.

В Оптину пустынь Владимир пришел пешком из Калуги летом 1990 г. и был принят послушником. 4 октября 1991 г. пострижен в монахи с именем Ферапонт. Он не гнушался никакой работы: мыл туалеты, работал в свечной лавке, в трапезной, в пекарне, плотником. Стал замечательным резчиком по дереву. Большую часть времени проводил в молитвах. Строго постился. О Ферапонте в Оптиной говорят, что он жил, «не касаясь земли». Незаметный, безмолвный, он молился днем и ночью.

Как-то раз к дежурному по храму подошел приезжий человек, рассказав, что в монастырь он попал случайно, сомневаясь в существовании Бога, и наконец, уверовал. «Я увидел, как молился один монах, – сказал он. – Я увидел лицо Ангела, разговаривающего с Богом. Вы знаете, что среди вас Ангелы ходят?» – «Какие Ангелы?» – удивился дежурный. А приезжий указал на инока Ферапонта, выходившего в тот момент из храма…

***

Смерть трех оптинцев стала продолжением русского мученичества за Христа в XX в. На могилы трех новомучеников в Оптину пустынь стекаются люди со всей России. Обращаются к ним как к предстателям пред Богом, просят помощи, исцелений – и получают просимое.

Подготовила Варвара Проценко, 3 мая 2019 год