Не секрет, что в наши дни конфликты между учителями и учениками стали обычным делом. Рассуждения о правах ребенка, о защите от притеснения старших только подливают масла в огонь. Что может помочь детям и взрослым справиться с агрессией, яростью в своей душе? Автор этой статьи пытается узнать ответ у самих школьников.Начало урока, идет итоговая контрольная работа. А в коридоре и после звонка продолжается шум, который мешает моим ученикам сосредоточиться. Я выхожу из кабинета. На лестничной площадке толпятся десятиклассники. Отменили урок, и они с громким криком устроили веселую возню. С трудом удалось обратить на себя внимание и отправить ребят в пустой кабинет. Некоторые явно раздосадованы моим вмешательством.
До сих пор помню лицо одного из них, с колючими от ненависти глазами. На мою просьбу уйти он стал отчаянно жестикулировать, изображая глухонемого. Я попыталась взять его за руку, чтобы увести куда-нибудь и успокоить. Он ожесточенно вырвал ее. И через несколько минут, уже в присутствии завуча объявил, что я его чуть не ногами загоняла в класс, и его родители подадут в суд. Я стояла оглушенная этой злобой, этой нелепой ложью. Мне было больно и жутко за этого одержимого какой-то непонятной яростью подростка, стыдно за свою беспомощность. И хотя я настаивала на вызове в школу родителей этого мальчика, в душе горячо молила Бога, чтобы помог мне выйти из этого конфликта, отойти от опаляющего душу ожесточения…
После урока я сидела в пустом кабинете, не находя в себе сил встать, что-то делать. И вдруг приоткрылась дверь, просунулась чья-то голова… Я даже не узнала его: такое нормальное, осмысленное лицо. Понятные слова извинений.
Через некоторое время снова встретила К. Мальчик держался с достоинством и даже застенчиво. Он оказался верующим: носит крестик, пытается читать Библию. В его жизни заметную роль играет верующая бабушка. Отец все время на работе, и вообще в семье не приняты задушевные разговоры.
Рассказал К. и о причинах, которые заставили его прийти извиниться. Первая мысль была: от вызова родителей у него будут проблемы, да и завуч подсказала такой вариант разрешения конфликта. Но кроме того, у него на душе было какое-то тягостное ощущение от всего, что произошло, и смутное чувство своей неправоты. А когда извинился, почувствовал облегчение.
Описанный эпизод заставил задуматься, а как сами старшеклассники оценивают состояние нравственности в нашем обществе, сохранение традиций русской культуры в их семьях? Я провела небольшое анкетирование и получила следующие результаты.
«Даже в школе, – пишет Юля К., – среди учеников возникают скандалы, разборки. Люди становятся равнодушными, жестокими…» Даша К. отмечает в своей анкете: «… Очень жестокие передачи по телевизору. В транспорте никогда не помогут пожилым людям. Очень грубо общаются между собой – особенно молодежь. В некоторых семьях неуважительное отношение к бабушкам и дедушкам или вообще забывают о них». «Мнение старших в семье игнорируется, – вторит ей Лева Ж. – С бабушкой и дедушкой очень сложные отношения». «Сейчас невозможно пройти по улице, чтобы не услышать ненормативную лексику. Однажды молодая девушка обругала нецензурными словами в автобусе старушку, которая случайно задела ее сумкой и извинилась при этом» (Юля И.). Наташа Ш. с осуждением отмечает пропаганду порнографии в музыкальных клипах и телепередачах.
Нередко ребята, пытаясь соблюдать нравственные нормы, чувствуют себя «белой вороной» в среде сверстников: «Уступила место бабушке в автобусе – на меня посмотрели как на больную» (Марина Б.).
Чуткость детей к добру и злу, умение различать их уже свидетельствуют об определенном нравственном здоровье. Но осуждая явные пороки: жестокость, агрессию, они реже задумываются об опасности погони за материальным богатством, о неправильности слишком пристального внимания к своему телесному здоровью. Настя Ш. пишет об этом: «Сейчас общество упрощается… А это противоречит ценностям духовным».
Сложно подростку найти нравственные ориентиры в современном мире. Однако большинство участников нашего разговора связывают их с Православием. «К сожалению, линия моего поведения не совпадает с линией поведения истинного христианина, но я стараюсь соблюдать заповеди Божии», – пишет Вадим У. «Часть моих друзей с удивлением узнают, что я – христианин, и в целом не очень хорошо относятся к Православию» (Артем В.). Определенную и ясную позицию заявила Карина М.: «Мне во всем помогает вера в Бога – в повседневной жизни, в общении с людьми и в сложных ситуациях».
Довольно чутко дети видят негативное в себе и в общественной жизни и связывают падение нравов с отсутствием системы православного воспитания. Многие осознают необходимость в школе такого курса, как «Основы православной культуры». Даже дети из нецерковных семей, которые редко заходят в храм, отмечают после его посещения особое состояние души. Они не ориентируются на заповеди Божии в своей жизни, но, тем не менее, отрицательно оценивают общее падение нравов.
Сейчас так необходимо воспитывать уважение к православным ценностям, русской национальной культуре, укреплять и развивать традиции русской православной семьи. Противники подобного воспитания ссылаются на защиту прав детей. Но что ответить, если необходимость нравственного воспитания осознают сами дети, а школа не может или не хочет им помочь?
Варвара Проценко