«Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православной верою, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами».
«Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово» (Православный катехизис).
«Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви» (Сщмч. Игнатий Богоносец).
Облекшись во Христа и получив благодать Св. Духа в Таинствах Крещения и Миропомазания, каждый христианин поставляется на служение Церкви на место, определенное ему Богом в соответствии с его способностями и дарованиями.
В связи с различием дарований должно быть и разделение служений. Как в теле человека Бог расположил члены, как ему угодно, так и в Церкви он иных поставил, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; и как в теле не все – глаз и не все – слух, так и в Церкви не все апостолы, не все пророки, не все учители (1Кор. 12, 17, 28, 29).
Богом установлено иерархическое устройство Церкви. Обращенными к ап. Петру словами «Паси агнцев Моих» (Ин. 21,15) Он определил быть в Церкви пастырям и пастве – пасущим и пасомым. По словам свт. Григория Богослова, «Бог постановил, чтобы те, для кого сие полезнее … оставались пасомыми и подначальными, а другие, ставшие выше прочих по добродетели и близости к Богу, были пастырями и учителями к совершению Церкви…».
Весь народ Божий – вместе пастыри и пасомые – совершают общее дело созидания и совершенствования богочеловеческого тела Церкви Христовой.
Согласно правилам Церкви, все христиане разделяются на духовенство и мирян, или клир и народ. К клиру принадлежат лица, занимающие в Церкви должности священнослужителей и церковнослужителей, которые наделены разными иерархическими полномочиями и выполняют особые, свойственные каждому чину обязанности.
Посвящение в степени священнослужителей (диакона, священника, епископа) производится через Таинство Священства, называемое также Рукоположением, или Хиротонией (греч. – избирать поднятием руки). Священнослужители относятся к высшим степеням церковной иерархии, в которые они могут рукополагаться только после прохождения служения в должностях низших степеней клира.
Посвящение в степени церковнослужителей (чтеца, певца, иподиакона) производится по благословению епископа через церковный обряд (но не Таинство) руковозложения, или хиротесии (греч. – назначать, возлагая руку). Церковнослужители принадлежат к низшим степеням клира и подчиняются священнослужителям.
Священноначалие (священство), или церковная иерархия, несет в Церкви высшее служение. Три названных степени иерархии – диакон, священник и епископ – существуют в Церкви с апостольских времен.
Сущность и объем служения иерархии определены последними словами Господа Иисуса Христа перед Его Вознесением, обращенными к апостолам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19, 20). Эти слова указывают на тройное служение апостолов и их преемников: учить («научите»); священнодействовать («крестя их»); управлять («уча их соблюдать все»). Все три служения объединяются в едином понятии пастырства.
Пастырское служение в Церкви носит характер особый, исключительный. Это – пастырство Божиего стада, высочайший образец которого дал Господь в своем земном служении: « Я есмь Пастырь добрый…» (Ин. 10, 14).
Пастыри – соработники Богу. О них свт. Иоанн Златоуст сказал: «Люди, живущие на земле, поставлены распоряжаться небесным и получили власть, какой Бог не дал ни ангелам, ни архангелам». Им, и никому иному, вручены Богом ключи от Царствия Небесного. Только их он уполномочил распоряжаться всеми средствами, которые даровал Церкви. Только они могут совершать в Церкви все священнодействия и главные из них – Св. Таинства. Они – посредники между Богом и верующими, чтобы, с одной стороны, приносить Богу жертвы верующих, с другой – сообщать им благодатные дары от Бога. Высшим выражением такого посредничества является Евхаристия. Они благовествуют, проповедуют, учат благочестивой жизни, молитвенно ходатайствуют за народ перед Богом. «Они суть освящение для всех и во всех отношениях» (Сщмч. Игнатий Богоносец).
Из функций, выполняемых церковной иерархией, можно заключить о той беде, которая постигла бы Церковь, если бы в ней вдруг не стало вдруг священства. Сербский богослов прп. Иустин (Попович) образно называет Церковь богочеловеческой мастерской, в которой «люди с помощью Святых Таинств и святых добродетелей обогочеловечиваются … превращаются в богов по благодати». Если в Церкви не будет священства, эта мастерская по необходимости закроется, т.к. законных мастеров в ней не будет, а незаконные – не имеют ни прав, ни благодатных полномочий от Бога.
Законной дверью, через которую пастырь, входит «во двор овчий», является Таинство Священства. К внешней стороне Таинства относится возложение рук архиерея на голову посвящаемого и молитвенное призывание Св. Духа. Внутренней стороной Таинства является преподаяние поставляемому особого дара Св. Духа, освящающего на служение Церкви. Рукоположение сообщает высшее перед мирянами достоинство и вместе с тем права и власть совершать священные обязанности соответственно каждой степени – диакона, священника и епископа.
По словам свт. Григория Нисского, «тот, кто вчера и прежде был одним из многих, один из народа, вдруг оказался вождем, предстоятелем, учителем благочестия, совершителем сокровенных Таинств, и таким он делается, нисколько не изменившись по телу и по виду, но, оставаясь по видимости таким же, каким был, некоторою невидимою силою и благодатью преобразуется по невидимой душе к лучшему».
Таинство Священства совершается только архиереем. Благодать Священства избранный получает по соборной молитве всей Церкви. Поэтому Хиротония совершается в присутствии народа Божия – в алтаре во время Литургии.
Первыми, кто получил благодать священства, были апостолы. Они получили ее от самого Бога. С тех пор и до наших дней эта благодать передается в Церкви через Хиротонию. Наличие преемства от апостолов и непрерывности епископства является при этом необходимым условием. Невыполнение этого условия в той или иной христианской деноминации лишает ее свойства истинной Церкви даже при наличии неискаженного догматического учения.
Все священство в Церкви разделяется на «белое» – женатое, и монашествующее. С 19 века в Русской Церкви существует, кроме того, институт целибата, когда сан принимается с обетом безбрачия. Диаконы и священники целибаты относятся к белому духовенству.
Диакон (греч. «диаконос» – служитель) – священнослужитель первой (младшей) степени, который, участвуя в общественном и частном богослужении, служит при Таинствах, но не совершает ни одного из них. Диакон в монашеском чине называется иеродиаконом, а принявший схиму – схииеродиаконом. Старший диакон в белом духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве – архидиаконом (старшим диаконом).
Пресвитер (греч. «пресвитерос» – старец), иначе называемый священником, или иереем (греч. «иерейс» – священник), – священнослужитель, который может совершать шесть из семи Таинств, за исключением Таинства Хиротонии, и находится в подчинении епископа. В сан пресвитера может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий). Пресвитер в монашеском чине называется иеромонахом, а принявший схиму – иеросхимонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями, протопресвитерами, т.е. первыми иереями, первыми пресвитерами, а монашествующие – игуменами, т.е. вождями монашествующей братии; архимандритами, т.е. настоятелями монашеских обителей; принявшие схиму – схиигуменами и схиархимандритами. Сан архимандрита обычно имеет настоятель крупного монастыря, лавры. Некоторые монахи получают этот титул за особые заслуги перед Церковью. Игумен – настоятель обычного монастыря или приходского храма.
Епископ (греч. «епископос» – надзиратель) – священнослужитель высшей степени, совершает все семь Таинств. Он имеет власть через Рукоположение преподавать другим благодатный дар Священства, из-за чего свт. Киприан Карфагенский называет сан епископа «отцераждательным». По древней традиции, в сан епископа посвящают только священников, принявших монашеский чин, – архимандритов. Епископ называется также архиереем, или иерархом, т.е. священноначальником, иногда – святителем.
«…епископ есть живой образ Бога на земле и, по священнодействующей силе Духа Святого, обильный источник всех таинств Вселенской Церкви… Мы полагаем, что епископ столь же необходим Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира» (Послание Восточных Патриархов).
Сан епископа в административном отношении имеет пять степеней. Викарный епископ (в древности епископы назывались хорепископ) имеет власть над приходами небольшого города или группы сел, которые называются викариатством. Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией. Архиепископ (т.е. старший епископ) часто управляет епархией большего размера. Митрополит – это епископ большого города и прилегающей области, который может иметь наместников (помощников) в лице викарных епископов. Экзарх – первоначальствующий епископ (обычно митрополит) большого столичного города, ему подвластны несколько епархий, входящих в состав экзархата, с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками.
Патриарх («отценачальник») – предстоятель Поместной Церкви, избираемый и поставляемый на Соборе, высший чин церковной иерархии. К монашескому имени епископа всегда добавляется наименование управляемой им епархии, а к имени Патриарха – полное наименование возглавляемой им Поместной Церкви. Предстоятелем Русской Православной Церкви в настоящее время является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом.
Высшим органом власти в Церкви и высшим авторитетом является Собор епископов: для Поместной Церкви – ее местных епископов; для Вселенской – собор пастырей и учителей, по возможности, всей Церкви. Пример соборного решения важнейших вопросов в Церкви подали апостолы (Деян. 15). Вселенские Соборы собирались для утверждения истинного учения и благочиния между христианами. Их было только семь. Определения и решения Вселенских Соборов должно признавать за голос всей Церкви.
И, наконец, невидимым Пастырем и Управителем всей полноты Церкви не перестает быть ее вечный Первосвященник Господь Иисус Христос, давший в лице апостолов обетование всей Церкви: « Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).
Св. прав. Иоанн Кронштадтский, «всероссийский батюшка», посвятивший 53 года жизни служению у престола Божия, писал о священстве: «Чтите их и любите их за их сан, за их великое, высочайшее служение, выше всех служений, за спасительное, ходатайственное, боготворное служение, приводящее души, созданные по образу Божию, к Богу».
библиотекарь Свято-Троицкого собора Людмила Кузнецова