О колокольном звоне и звонарях

img_3932 Закончилась эпоха безбожных гонений, по всей России реставрируются и воссоздаются прежде разрушенные храмы и колокольни, строятся сотни новых церквей и колоколен, с которых сегодня смело и громко раздаются звоны – призывы к молитве. Мы видим, слышим и верим, что Русь жива и живет, сохраняя православные традиции своих предков. Рассказывает руководитель школы церковных звонарей и старший звонарь Свято-Троицкого собора Анна Выдрина.

В наш просвещенный век мало кого можно удивить чем-либо необычным, но колокольные звоны затрагивают душу практически любого человека независимо от его социального положения и материального состояния. По разным обстоятельствам звонят колокола, потому и звон их бывает разным. Благодаря богатству и разнообразию тембров, ритмов и темпов мастерам колокольного звона удавалось передавать самые разнообразные состояния – от тревоги (удары в набат) и скорби (погребальный звон) до торжествующей радости и ликования (праздничный или пасхальный трезвон). История рассказывает о том, что колокола звучали, призывая к единству против распрей, сообщали о приближении врага. Колокольный звон раздражал нападающих, и при захвате храмов прежде всего они сбрасывали с колоколен и разбивали тяжелые колокола, а те, которые можно было взять, увозили как военные трофеи.

Сегодня на колокольнях и звонницах России звучат «молодые» колокола, отлитые современными мастерами – их голоса возвещают о новой странице в истории Православия. При каждом храме существует свой набор колоколов с неповторимым звуком и тембром голосов. Ни один из них по звучанию не похож на другой, недаром народ давал колоколам имена, называя их по характеру звука: Лебедь, Баран, Сысой и пр. Природа звука колокола отлична от всех музыкальных инструментов: после удара в колокол слышен не один звук, а несколько, как будто поет небольшой хор. Это многозвучие и есть душа русского колокола. Колокол обладает удивительной способностью чувствовать звонаря и тут же в звуке передавать его настроение, состояние души. В свою очередь, звонарь, вслушиваясь в обертон колокола, старается раскрыть священный смысл звука. Ритм стиха и ритм колокольного звона… Известный московский звонарь Владимир Иванович Машков (1907–2001), чей звон считают ныне классическим, сравнивал его со стихами.

***

%d0%bf%d1%83%d0%b1%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f3Творцы-литейщики, строители величавых звонниц, виртуозы-звонари оставили нам в наследство великолепные образцы технического мастерства и музыкального колокольного искусства, которое мы, звонари Свято-Троицкого собора, с радостью стараемся воспринять и передать далее – новому поколению звонарей. Некоторые считают, что вполне достаточно раз-другой показать новичку, как правильно звонить, и он станет звонить «как надо». Для «простого» звона, каким является благовест, может быть, этого и достаточно, но для освоения трезвона такого приема – «увидел, повторил» – явно мало. Процесс освоения техники колокольного звона сравним с занятием музыкой, где требуются внимательность, терпение и усидчивость.

В школе звонарей при Свято-Троицком кафедральном соборе занимаются любители колокольного звона, которые, невзирая на трудности, связанные с профессиональной деятельностью и нехваткой времени, с упорством и настойчивостью постигают искусство колокольного мастерства. Со временем у каждого звонаря накапливается свой личный опыт: технические приемы, красивые сочетания звуков, особенные ритмические рисунки. Бывает и так: кажется, что достиг уже высоких результатов, но услышав звон другого звонаря, понимаешь, как далеко еще до совершенства. Встречаясь в Троицком соборе, звонари нашего города (и области) охотно делятся своими наработками. Для плодотворной работы в соборе созданы все условия: есть комната звонаря, где стоит малый набор колоколов: на нем можно заниматься, не мешая окружающим; функционирует школа звонарей, где можно получить недостающие знания и практический опыт.

Часто преподаватели детской воскресной школы приводят на урок колокольного искусства своих воспитанников. Надо отметить, что дети овладевают мастерством звонаря быстрее взрослых и с удовольствием звонят ансамблями по 2-3 человека. Умилительно наблюдать, как ребенок, не достающий пока до высоко расположенных колоколов, всё равно успевает в нужный момент подпрыгнуть и внести в совместный звон свою лепту.

Всем православным известно, что на Пасху в колокола звонят всю Светлую седмицу, и многим хочется поучаствовать в звоне. К сожалению, большинство из поднимающихся на колокольню прихожан не умеют звонить правильно, сами не получают радости от своего звона, да и окружающим очень мало нравится. Наша школа звонарей ставит задачу познакомить с искусством колокольного звона как детей, так и взрослых прихожан. Занятия со взрослыми проводятся по средам в 18.00.