22 октября/4 ноября Православная Церковь совершает празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, установленное в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г. В этот же день празднуется День народного единства – гражданский праздник, установленный в декабре 2004 г. О духовном смысле этих праздников рассказывает клирик Свято-Троицкого собора протоиерей Михаил Беликов.
Если у людей церковных День народного единства не вызывает никаких недоумений и разногласий, то для людей маловоцерковленных или вообще далеких от Церкви этот новый праздник является непонятным и плохо осмысленным. Этому, однако, не стоит удивляться. Ведь, с одной стороны, очень многие наши сограждане имеют весьма слабое представление об истории России начала XVII в. С другой стороны – люди невоцерковленные не в состоянии осознать во всей полноте духовное значение исторических событий, прекративших тяжелейшую «русскую смуту», и видят в установлении этого праздника лишь попытку российских властей заменить старый советский праздник 7 ноября – «Годовщину Великой Октябрьской социалистической революции». Таким образом, в отношении к новоучрежденному празднику в нашем современном обществе, к сожалению, нет единства. Его нет еще и потому, что наше общество само в себе разделено по разным признакам – политическим, национальным, социальным, и тенденция к такому расслоению, к сожалению, сохраняется. Поэтому можно сказать, что данный праздник является не праздником реально существующего ныне единства, а, скорее, днем памяти народного единения, того единения которое позволило сплотившемуся народу в 1612 г. спасти свое отечество от, казалось бы, неминуемой и окончательной погибели, того единения, которого нам так сегодня не хватает.
Однако, этот новый праздник имеет большой духовно-нравственный потенциал. Здесь Церкви предоставляется возможность для широкой просветительской деятельности, для раскрытия и разъяснения подлинного духовного смысла данного празднования, т. к. День народного единства – прекрасный повод поговорить о вере православной и ее роли в судьбах нашего отечества.
Предстательством «Заступницы усердной»
Для начала следует вспомнить и уяснить значение явления иконы Божией Матери во граде Казани в 1579 г. Завоеванием Казанского и Астраханского ханств – этих «осколков Золотой орды» – крепнущая Русь утвердила свое присутствие в восточных землях. Волга – великий торговый путь – стала на всем ее протяжении русской рекой. Началось просвещение светом евангельской истины восточных народов – магометан и язычников. Была основана Казанская епархия, вскоре прославившаяся своими архиепископами – святителем Гурием (†1563) и святителем Германом(†1567). Но трудно шло дело проповеди среди закоренелых иноверцев в покоренных царствах. Матерь Божия, разделявшая со свв. апостолами проповеднические труды, слыша воздыхания русских благовестников, видя их ревность и старания, благоволила послать им благодатную помощь, явив Свою чудотворную икону. Икона была явлена в 1579 г. в Казани после страшного пожара, уничтожившего большую часть города. Иноверцы злорадствовали, утверждая, что Бог прогневался на христиан и отвернулся от них. По слову летописца, вера Христова стала «притчею и поруганием». Икона была явлена Самой Божией Матерью чистой отроковице, десятилетней девочке Матроне, явление ее сопровождалось чудесными исцелениями, видя которые многие иноверцы обращались к вере христианской. По приказу царя Ивана Грозного икона была поставлена в новопостроенном в честь нее храме. В то время в Казани одним из священников был Ермоген (†1612), будущий патриарх Московский, сыгравший впоследствии решающую роль в освобождении России от польско-литовских интервентов. Через 15 лет он, будучи Казанским митрополитом, составил сказание о чудесах и исцелениях от Казанской иконы, непосредственным свидетелем которых ему довелось быть – «Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы честнаго, славнаго Ея явления образа, иже в Казани».
Небольшая икона, явленная маленькой девочке, вскоре стала великой общерусской святыней, знамением покрова Царицы Небесной. Не случайно Казанская икона является списком с древней Влахернской иконы и относится по типу к иконам, именуемым Одигитрия – Путеводительница. И действительно, «Владычица Казанская» много раз указывала русскому воинству путь к победам. Русские люди, воины, первопроходцы, миссионеры, под осенением благодатного образа двигаясь на восток, покорили сибирские ханства, пройдя тысячи километров, вышли к берегам Тихого океана, неся свет Евангелия окрестным народам.
Великий исповедник Православия
В то время как Русь успешно двигалась на восток, с запада поднималась гроза, до основания потрясшая в начале XVII в. наше отечество.
Тяжелая, неудачная и разорительная ливонская война Ивана Грозного, борьба тогдашней олигархии – боярства – с усиливающейся самодержавной властью русских царей, постепенное закабаление крестьянства, пресечение династии Рюриковичей, во многом несчастное правление царя Бориса Годунова, наконец – «великий голод» 1601– 1603 гг. – все эти обстоятельства привели Россию к тяжелому политическому и экономическому внутреннему кризису. Этими обстоятельствами не замедлила воспользоваться давняя соперница России – Речь Посполитая, замыслившая подчинить себе Русское царство и ввести на Руси католичество. При поддержке Польши явились самозванцы и разразилась на Руси восьмилетняя кровопролитная гражданская война, осложнившаяся польско-литовско-шведской интервенцией. В 1610 – 1612 гг. положение было критическим. В 1610 г. после свержения царя Василия Шуйского боярская верхушка – «семибоярщина», тогдашняя российская «элита» – за привилегии, за богатство, за вотчины, за земли – буквально продала свое отечество, призвав на царский престол польского католического королевича Владислава. Москва была захвачена польскими войсками. Русские люди, наконец, стали осознавать что вопрос встал о самом существовании самостоятельного православного русского государства. В стране начиналось национально-освободительное движение, собралось так называемое первое ополчение. Но действия ополченцев не имели успеха из-за внутренних разногласий.
По Промыслу Божию Русскую Церковь в это тяжелое время возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы, составитель службы ей и автор «сказания» о ней. В это критическое время святитель из Кремля, захваченного поляками, из заточения сумел отправить в Нижний Новгород послание: «Пишите в Казань к митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки… и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру… сохраняли братство, и как обещали положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». В Нижнем стало собираться новое, второе ополчение. Присоединившиеся к нему казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, который они передали Козме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, возглавившим новое ополчение. Таким образом, Сама «Владычица Кзанская» взяла дело освобождения страны под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Русь.
Осенью 1612 г. второе ополчение, присоединив к себе первое, двинулось на штурм Москвы. Осознавая, что бедствия попущены Богом за грехи народа, воины перед штурмом наложили на себя трехдневный пост, усердно молясь перед Казанским образом. И приклонили Господа на милость. Находившемуся в Кремле в плену Элассонскому архиепископу Арсению (впоследствии архиепископ Суздальский) в ночном видении явился преподобный Сергий Радонежский и сказал, что предстательством Богородицы суд Божий об отечестве преложен на милость и «заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». Святитель сумел сообщить о видении русским воинам, и они на следующий день 22 октября (ст. ст.) 1612 г. штурмом овладели Китай-городом, а через два дня поляки сдали ополчению Кремль.
25 октября в воскресенье крестный ход с Казанской иконой двинулся к Кремлю, а из Кремля навстречу вышел святитель Арсений с Владимирской иконой Божией Матери. Иконы встретились на Лобном месте, и было совершено пред иконами всенародное благодарственное молебствие. Впоследствии на том месте, где среди войск князя Пожарского стояла Казанская икона, был выстроен Казанский собор и икона была перенесена в него. Первоначально 22 октября было установлено особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери в память освобождения Москвы от поляков, и совершалось оно только в Москве. В 1649 г. это празднование стало всероссийским.
Много раз после описанных событий русское воинство прибегало к чудотворному Казанскому образу. Царь Петр перед Полтавской битвой молился перед Казанской иконой, Казанский образ осенял русское воинство и в 1812 г. Из множества богородичных чудотворных икон, пожалуй, ни один не имеет такого широкого распространения и почитания, как Казанская икона.
О духовных основах истинного единства
Какие уроки преподает нам, современным людям, нынешнее празднество. Первое – оно показывает нам, что грех, страсти греховные являются главной причиной любого разделения, как в отдельной человеческой личности, так и в любом человеческом сообществе. Только покаяние и обращение к вере Христовой, и особенно к предстательству «Заступницы усердной рода христианского», приводит к истинному единению – единению с Богом и ближним. Действительно, покаяние, осознание духовных причин вражды и раздоров, искание в первую очередь «Царства Божия и правды его» приводит с неизбежностью к тому, что и «всё остальное» – всё материальное, вещественное – по слову Господню, «приложится вам». Покаялись русские люди, осознали греховность разделения, встали заодно «за дом Пресвятой Богородицы, за Московских чудотворцев, за веру Православную» – и Господь помог освободить отечество, изгнать захватчиков, установить твердое государственное правление, преодолеть смуту и разруху, восстановить естественный путь исторического развития российского государства.
Другой урок – единения во имя спасения отечества можно достичь и без поддержки государственной власти. Ведь в то время, когда русский народ в 1612 г. самоорганизовался, объединился для спасения России, в стране не было вообще НИКАКОЙ национальной государственной власти. Возрождение отечества может начинаться не только с прихода к власти мудрых и благочестивых правителей, но и с пробуждения народного самосознания, обращения простых людей к истинным идеалам и ценностям.
Что же касается самого понятия единства, то православным людям представляется бесспорным, что истинное единство основывается не на земных, вещественных, скоропреходяших ценностях, а на ценностях духовных, небесных, вечных. И для России такой ценностью является Святое Православие и основанное на нем мировоззрение. Попытки строить жизнь на других основах неизбежно приведут к тяжким национальным трагедиям, подтверждением чего является наша совсем недавняя история. Цель сегодняшнего празднования, и обязанность нас, православных людей, –помочь нашим согражданам осознать, что основу истинного единения составляют духовные ценности, и тем самым помочь преодолеть те разделения, которые, к сожалению, имеют место в нашем современном обществе.
Протоиерей Михаил Беликов, 4 ноября 2019 г.