О доброй обеспокоенности и мире души

04062016-001 (1)Когда Господь Иисус Христос являлся Своим ученикам по Воскресении, Он приветствовал их словами: «Радуйтесь! Не бойтесь! Мир вам!». О том, что такое мир души, как его обрести и сохранить, мы беседуем сегодня с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— Владыка, наверное, каждый верующий человек испытывал ощущение внутреннего мира и радости. Обычно этот мир приходит к человеку в храме, во время молитвы, в дни праздников, особенно на Пасху, которую мы встретили недавно. Что же такое этот мир? Можно ли сказать, что это дар Божий?

— Мир Божий, который превыше всякого человеческого ума (Флп. 4, 7) — это действительно дар, но человек должен заслужить его. Чаще всего тот мир, о котором мы сегодня говорим, приходит к человеку в результате его очень долгих, целожизненных усилий. Потому что мир, который дает Христос,— это мир души человека с чистой совестью, с крепкой верой и доверием Богу. Этот мир не могут поколебать никакие внешние искушения, проблемы, трагедии.

Лишь очень редко, в целях, ведомых только самому Богу, Он дает возможность испытать чувства близости к Себе, богообщения человеку, который совершенно не стремился к этому. Но и это бывает, потому что Господь каждому человеку желает спастись и ими же веси судьбами каждого пытается привести к Себе.

Более естественным, правильным для христианина является чувство, которое преподобный старец Паисий Святогорец очень точно назвал чувством доброй обеспокоенности. Человек должен все время проверять себя Евангелием, стремиться к единству с Богом. Для этого он должен самым беспощадным образом бороться с тем, что шепчет и подсказывает ему его ветхий человек. И если человек старается так жить, у него появляется возможность насладиться таинственным, непостижимым, особым чувством бытия вместе с Богом и в Боге.

— Обычно в миру совсем другого рода беспокойства терзают человека: бесконечные проблемы, заботы, и, наверное, поэтому мы так быстро утрачиваем душевный мир. Но есть ведь множество примеров, когда не только святые, но и обычные христиане сохраняли мир души в самых тяжелых обстоятельствах — в болезнях, в ссылках, в тюрьмах… Как такое возможно для человека?

— Главная причина беспокойства современного человека — то, что он живет без Бога и пытается разрешить все проблемы своими собственными силами. Обеспокоенность тут действительно совершенно не добрая. Наоборот, постоянное уныние, отчаяние сопутствуют жизни такого человека. Он или не верит в Бога, или, может быть, считает себя верующим, но не понимает, как правильно выстроить отношения с Богом. А это можно сделать только одним образом — доверять Богу во всем.

Вы упомянули о людях, которые сохраняют спокойствие духа в тяжелых обстоятельствах, порой даже смертельной болезни. Действительно, вокруг нас множество таких примеров. Так происходит в жизни верующих христиан, для которых Бог является центром их жизни. И если человек доверяет Богу, то он говорит: «Господи, мне больно, но то, что Ты делаешь, Ты делаешь для моей пользы. Я это знаю, я в это верю и поэтому принимаю от Твоей руки все, что мне надлежит принять. Как раньше принимал хорошее, так сегодня принимаю плохое».

То же можно сказать в отношении тех, кто сохранял душевный мир в тюрьмах и лагерях в период жестоких гонений на Церковь. А.И. Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ» замечает, что люди оставались людьми в двух случаях: если они осознавали и принимали свое положение («Все, я сюда попал и я здесь умру, и теперь мне нужно только достойно приготовиться к смерти») и если они верили в Бога. Те же, кто пытался своими силами что-то исправить или выжить любым способом, теряли человеческий облик, но все же, как правило, умирали в лагерях.
— Но как стяжать это упование, когда ты понимаешь, что все, что с тобой ни случится,— от Господа, и нужно это просто достойно принять?

— Это результат веры, а вера в человеке, есть такое хорошее слово, возгревается. Человек должен прилагать усилия для того, чтобы свою веру укрепить. Для этого нужны и молитва, и чтение Священного Писания, и добрые дела. Это настройка всей своей жизни по камертону Священного Писания, когда человек старается мыслить и поступать так, как ему заповедано в Евангелии. Тогда вера становится настолько крепкой, что не колеблется в зависимости от настроения человека или обстоятельств его жизни.

Иногда можно услышать: «Я два года ходила, свечки ставила, и никакого эффекта, ничего мне не помогло»… Вот это, конечно, не вера, а попытка получить помощь не важно где и не важно от кого. К сожалению, сегодня много людей, которые стараются только что-то взять — от своих родных, от Бога, от Церкви, а если не получают желаемого, то начинают злиться. Это печальная особенность нашего времени.

— В Псалтири говорится: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним»… Как же нужно искать душевный мир?

— Уклоняться от зла и творить благо — это и есть способ найти мир, чувство уверенности в Боге. Уклоняться от зла — значит очищать себя от ветхого человека, от его требований, которые постоянно звучат в нашем сердце. Творить благо — значит делать дела милосердия и стараться приобрести добродетели, которые на самом деле даются достаточно сложно. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Добродетель — не груша, ее вдруг (то есть сразу) не съешь». Чтобы ее усвоить, нужен определенный труд. Собственно говоря, во всех книгах Священного Писания, в святоотеческой литературе говорится о необходимости постоянно трудиться над собой.

— Владыка, у нас в почте есть вопросы, связанные с сегодняшней темой. Например, Людмила пишет: «Наш батюшка говорит, что в душе христианина должна быть радость, а у меня страхи. Всегда волнуюсь, накручиваю себя изо всего, дохожу до уныния. Пожалуйста, дайте совет, как быть, что делать?».

— Уважаемая Людмила, советы нужно стараться исполнять, и я думаю, что батюшка уже давал Вам этот совет. Он очень простой: перестать накручивать себя. В годы моей учебы в Болгарии я был близко знаком с одним болгарским старцем, замечательным духовником, архимандритом Назарием (Терзиевым). И в подобных случаях он применял интересный термин — «овчедушие». Я даже не уверен, что есть такое слово в болгарском языке, по-моему, он сам его придумал, но оно мне очень нравится, потому что точно характеризует состояние людей, которые все время живут в состоянии «страха перед всем». Таких людей много вокруг нас: они все время боятся, как бы чего не произошло плохого. А когда они приходят в Церковь, то часто церковное учение становится для них поводом к еще большим страхам: как бы чего не нарушить, не согрешить, не сделать что-то неправильно…

Надо обязательно бороться с этим чувством. Надо помнить, что Господь по Воскресении действительно говорил Своим ученикам: «Радуйтесь!». И это Его заповедь всем нам. Но радоваться надо, конечно, не той радостью, которой радуется мир, хохочущий над юмористическими телепередачами, а той внутренней, духовной радостью, которая преисполняет сердце человека, который старается жить с Богом. Самое главное произошло — Господь Иисус Христос воскрес, мы спасены. Ради нас, ради каждого человека Он пошел на Крест, сошел в ад и воскрес из мертвых. И глубокое, искреннее осознание этого приносит радость, несмотря на все наши недостатки.

Поэтому Людмиле нужно услышать эти слова и обязательно стараться исправляться. Это не произойдет в одночасье. У человека нет тумблера, повернув который он может наутро проснуться совершенно другим человеком. Очень часто люди идут к священнику, спрашивают его совета и просят о помощи, думая, что вот священник что-то скажет, сделает — и у них все изменится, без их собственного участия. Но так не бывает. Человеку нужно очень много трудиться над собой.

— Еще вопрос: «Две мои подруги постоянно жалуются на жизнь. Все им плохо, хотя множество людей были бы счастливы поменяться с ними местами. Слушая это, я тоже теряю душевное равновесие и впадаю в грех осуждения, раздражительности, пытаюсь вразумлять их, но они меня не слышат. Как мне быть? Татьяна».

— Есть хорошее святоотеческое правило: если есть необходимость кого-то вразумить или предостеречь, нужно делать это до трех раз. Если и в третий раз человек не откликнулся — больше не вмешиваться. Мы не можем никого заставить силой исправиться или спастись. Даже Бог отступает перед человеческой свободой. И ни в коем случае не надо раздражаться. Если человек, которому мы хотим сказать что-то очень полезное, видит наше раздражение, он никогда, ни при каких обстоятельствах наших слов не примет. Поэтому говорить с людьми нужно кротко, мягко, необидно, с максимально возможным смирением.

— Владыка, вопрос от Анны: «Прошу, помогите разобраться: очень ждала пост, хотела провести его с пользой, настраивала себя на покаяние. Но на душе было тихо, спокойно, радостно. Чувствую, что душа оживает от ран греховных, силы душевные появляются, уверенность и спокойствие. Есть горячее желание не совершать прежних грехов. Хорошо ли это, или я впала в мечтательность и расслабление?»

— Это очень правильные, хорошие, добрые мысли, и дай Бог придерживаться их. Собственно говоря, пост для того и существует, чтобы дать человеку возможность исправиться и не повторять прежних грехов.

— Владыка, в продолжение вопроса Анны, а можно ли спутать душевное спокойствие и равнодушие?

— Да, конечно. А аввы Дорофея есть рассказ про монаха, который был абсолютно спокоен, когда его кто-то обижал и злословил. Наблюдая за ним, авва Дорофей подумал: «Вот настоящий смиренный монах»,— и решил поучиться у этого брата, спросить у него, как он достиг таких замечательных результатов в духовной жизни. А тот ответил: «Да что на них обращать внимание? Это лающие псы». И тогда авва Дорофей отошел от него с поклоном: «Да, нашел брат свой путь»… Бывает, что за внешним спокойствием скрываются окамененное нечувствие и равнодушие к другим людям. Но это всегда видно со стороны. И если человек старается внимательно смотреть на самого себя, то он тоже это поймет.

— Вопрос от Марины: «Иногда даже после исповеди не проходит чувство раздражения, обиды, острого осознания своей вины. Можно ли причащаться в таком немирном состоянии?»

— Если это чувство есть только по отношению к себе, если нет злости на других людей, если на исповеди не было сознательного утаивания греха, то можно.
Однажды преподобного Амвросия Оптинского один из его посетителей спросил: «Батюшка, я грех исповедовал, не повторял его, но у меня болит о нем сердце». Преподобный показал ему свой палец со шрамом и сказал: «Видишь? Когда я был мальчишкой, топором ударил. Все давно зажило, а шрам остался». Так и грех на сердце человека оставляет рану, которая может долго болеть. Хоть Господь и прощает его, а человек может помнить о своем грехе, смущаться, переживать. И, в общем-то, это нормальное чувство, если человек не занимается осознанно растравлением своих болячек. Такое тоже бывает, к сожалению, и от этого надо отучаться.

— «Я знаю, что в любых обстоятельствах, и особенно в скорби нужно благодарить Господа,— пишет нам Галина.— Но я только говорю слова благодарности, а сердце ничего не чувствует. В унынии мне очень трудно, как я ни пытаюсь уговорить себя, что на все воля Господа, получается плохо».

— Благодарить Господа в скорби действительно нужно. И когда человек достигает того доброго устроения, о котором мы говорили в начале, то, действительно, в скорби, так же, как и в радости, он будет благодарить Бога. Но если человек пришел в Церковь совсем недавно и, может быть, от какого-то несчастья, требовать от него, чтобы он тут же начал радоваться скорбям — совершенно неправильно. Думаю, надо сначала учиться переносить скорби с терпением. И нужно при этом просить Бога о помощи: «Господи, помоги мне вынести это». А иначе будет получаться фальшиво, неискренне. Когда окрепнет вера, у человека сложится совершенно иное отношение к миру. Но это результат долгого и

Подготовила Наталья Горенок

Православие и современность