Житийный образ Сергия Радонежского – икона очень символичная для Свято-Троицкого собора, посвященного, как и вся жизнь преподобного, – Пре-святой Троице. Новонаписанный образ восходит к древнейшим изображениям святого, тем самым сохраняя мистическую связь каждого последующего иконописного произведения с первоначальным.
Образ прп. Сергия – величайшего из святых Древней Руси, один из излюбленных в православной христианской культуре. Сергий Радонежский (1314 –1392) является выразителем русского идеала святости, именно в нем соединились в благодатной полноте разные стороны монашеского служения. Глава и учитель российского пустынножительного иночества, он оказал духовное влияние на большинство святых 14 – начала 15 вв. Вмешательство преподобного в судьбу молодого государства московского, благословение им национального дела было, конечно, одним из оснований, почему Москва, а вслед за нею и вся Русь чтила в прп. Сергии своего небесного покровителя.
По обилию и разнообразию иконографических сюжетов Сергий Радонежский не имеет равных среди святых, прославленных в Русской Церкви. Самые ранние изображения преподобного появились вскоре после его блаженной кончины – уже в начале 14 в. В это время сложился образ Сергия, предстоящего перед восседающей на престоле Богоматерью с Младенцем, как на сохранившейся иконе первой трети 15 в. Преподобного часто изображали в числе палеосных святых на иконах Богоматери: вместе с Пречистой Девой и другими угодниками Божиими он выступал ходатаем за всю богопросвещенную Россию. В основу образа из саратовского Свято-Троицкого собора, написанного Е.В. Купцовой, легли три прославленных произведения, созданных во время становления иконографии преподобного.
Из них старейшим является шитый шелком покров со святых мощей Сергия Радонежского, датируемый двадцатыми годами 15 в., – уникальный образец древнерусского портретного искусства. Сейчас покров находится в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Лицевое шитье достаточно точно передает портретные черты преподобного; такая конкретность – редкое явление в древнерусском художественном творчестве, которое скорее стремилось передать идею, запечатленную в человеке, нежели самого человека.
Святость Сергия Радонежского, подтвержденная чудотворениями на его могиле, была признана сразу же после его смерти. И очень скоро было создано не только житие, но появились и живописные образы этого удивительного святого. Как в первых биографических описаниях старались сохранить реальные эпизоды жизни святого, так и в ранних произведениях изобразительного искусства стремились запечатлеть достоверные черты преподобного.
На покрове Сергий представлен в полный рост, с удивительно характерным и притягательным ликом – пушистая шапка рыжевато-седых волос, окладистая борода, резкие скулы. Но особенно живы глаза под пушистыми темными бровями: чуть раскосые, светлые, близко поставленные. В то же время Сергия изображают в соответствии с каноном для преподобных: «…иноки в черных клобуках и мантиях, ризы чернель, исподы вохра…», – говорится о нем в Лицевых святцах 17 в. Тело святого покрывают иноческие одежды, указывающие на его земное служение: поверх подризника наброшена монашеская мантия – знак покрова, отделяющего монаха от мира, а на плечи откинут куколь-капюшон – шлем, хранящий монаха от земных соблазнов. Известно, что «худые ризы» Сергия вводили в искушение неразумных.
Во всех изображениях Сергия особо подчеркивается смиренная кротость – основная духовная ткань его личности. Но простота и открытость святого лишь подготовляют к таинственной глубине, о которой повествуют неслыханные на Руси видения. Древние русские святые сталкивались с темными силами, которые не пощадили и прп. Сергия, но только с ним говорили горние силы – на языке огня и света.
Икона саратовского Троицкого собора наследует черты лика Сергия с надгробного покрова, а вот абрис его фигуры, жесты и рисунок рук восходят к другому, не менее значимому произведению – житийному образу преподобного конца 15 в. из собора Троице-Сергиевой Лавры. Икона была подарена монастырю царем Иваном IV. Образ с поясным изображением святого в среднике и 19 клеймами жития из местного ряда иконостаса приписывается мастеру круга Дионисия и датируется 1480 или 1492 г. В клеймах представлены основные события жития и чудес.
Это изображение прп. Сергия представляет классическую композицию житийной иконы, когда вокруг изображения святого в центре (среднике) располагаются в отдельных композициях (клеймах) сюжеты из его жития. Житийная икона имеет особенность быть вневременной – показывать события из жизни святого и его посмертные чудеса. Самые ранние житийные иконописные композиции датируются 9 в., а большие образы прп. Сергия в житии появляются во второй половине 15 столетия. Литературной основой для них послужило жизнеописание святого, древнейшая редакция которого была создана его учеником Епифанием Премудрым в 1417–1418 гг.
Епифаний был иноком Троицкой обители при жизни прп. Сергия и в течение двадцати лет после его кончины собирал материалы для будущего обширного жития. Бессильный в изображении духовной жизни святого, биограф дал точный бытовой портрет, сквозь который проступает внутренний незримый свет. В середине 15 в. житие было искусно переработано заезжим сербом Пахомием, и новый вариант совершенно вытеснил на Руси первоначальный труд Епифания. В 1640-х гг. келарь Троице-Сергиева монастыря Симон Азарьин составил редакцию Жития с новыми чудесами, опубликованную по повелению царя Алексея Михайловича в 1646 г. Поэтому подбор сюжетов в житийных иконах вариативен; так, житийный цикл образа саратовского Троицкого собора опирается на иконописный памятник начала 16 в., находящийся сейчас в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева.
Этот образ прп. Сергия Радонежского в житии написан для местного ряда иконостаса каменного Успенского собора подмосковного города Дмитрова, выстроенного в начале 1510-х г. Заказчиком иконы, вероятно, был дмитровский князь Юрий Иванович, крещеный игуменом Троице-Сергиева монастыря, тесно связанный с Троицкой обителью и особо почитавший преподобного Сергия.
Создателем дмитровской иконы можно считать Феодосия, сына Дионисия. Стиль житийной иконы соответствует дате возведения Успенского храма; к этому времени Феодосий был уже зрелым мастером. Под руководством своего отца он украшал Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря, собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, а впоследствии руководил работами по росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Живопись в иконе прп. Сергия, при характерном для дионисиевской традиции условном письме личного, отличается большей контрастностью и насыщенностью цвета. Преподобный написан в среднике в полный рост.
Литературным источником для сюжетных клейм дмитровского образа является Пахомиевская редакция Жития прп. Сергия, с добавлением рассказа об обретении в 1422 г. святых мощей преподобного и о его посмертных чудесах. Как уже говорилось, эта версия легла в основу житийного цикла и саратовского образа.
Состав клейм повествует о главных событиях из жизни святого: 1. (первое клеймо – левое верхнее) Рождение Варфоломея. 2. Старец-монах благословляет отрока Варфоломея научиться грамоте. 3. Пострижение святого в монахи игуменом Митрофаном. 4. Изгнание бесов молитвами святого: однажды прп. Сергий ночью вошел в церковь на молитву, когда он начал пение, стена церкви внезапно расступилась и впустила множество бесов; преподобный, имея упование на Бога, творил усердную, со слезами молитву; вскоре Божественная сила внезапно осенила его и вмиг рассеяла лукавых духов. 5. Поставление в диаконы. 6. Поставление в иереи епископом Волынским Афанасием, жившим в городе Переяславле; надпись на развернутом свитке, который держит над главою преподобного архиерей: «Божественная благодать, всегда немощныя исцеляющая, а недостаточныя восполняющая…» 7. Изведение источника: иноки возроптали на отсутствие воды в пустынной обители; преподобный осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, и из-под земли забил полноводный источник, который бьет и поныне; от воды из этого источника случались многочисленные исцеления больных. 8. Моление святого над умершим младенцем: несчастный отец спешил донести своего тяжело заболевшего сына до келии преподобного и просить молитв об исцелении, но не успел – сын умер; отец отправился хоронить сына, но прп. Сергий горячо молился над умершим, и Господь возвратил младенцу жизнь. 9. Святой возвращает живого младенца отцу. 10. Служение Божественной литургии святым Сергием с Ангелом. Видение Божественного огня на Литургии: однажды прп. Сергий служил Литургию вместе со своим родным братом Стефаном и племянником епископом Феодором; молившимся в храме монахам было видение в алтаре четвертого священнослужителя – сияющего необычайным светом; иноки поняли, что святому Сергию сослужил Ангел Божий. С этим сюжетом связывают и чудесное видение, которое имел ученик прп. Симон: когда св. Сергий служил Литургию, Симон увидел огонь, разливающийся по святому престолу.
1. Следующий сюжет воспроизводит одно из самых знаменательных событий из жизни Сергия – явление Богородицы святому, которое впоследствии ляжет в основу отдельной композиции. Епифаний рассказывает о том, как во время совершения келейного правила Сергий приказал бодрствовать своему ученику Михею. Раздался голос: «Пречистая грядет», просиял яркий свет, и блаженный увидел Пресвятую Деву с двумя апостолами – Петром и Иоанном.
«Явление Божией Матери прп. Сергию» известно как самостоятельный иконографический сюжет уже с первой половины 16 в., подобные иконы были очень популярны, одна из них хранится в музее Троицкого собора: Богоматерь, сопровождаемая апостолами, протягивает руки навстречу святому, который склоняется пред Нею в молитве; позади прп. Сергия изображают его келейника, прп. Михея Радонежского.
12. Приход послов от патриарха Константинопольского Филофея: в обитель прп. Сергия из Константинополя прибыли греки, посланцы патриарха; они передали подарки – крест, параман, схиму – и послание с советом устроить в обители общежительный монастырь. Далее – клейма с чудесными исцелениями. 13. Исцеление ослепшего греческого епископа, приезжавшего в Москву: он много слышал о св. Сергии, но не верил слухам; приближаясь к монастырю, он почувствовал сильный страх, а войдя в монастырскую ограду, ослеп; прп. Сергий исцелил епископа. 14. Исцеление тверского боярина Захарии Бороздина, который дал во время болезни обет посетить Сергиеву обитель; преподобный явился ему в сонном видении и исцелил; выздоровевший Захария с радостью отправился в монастырь. 15. Исцеление вельможи, мучимого бесами: преподобный отслужил молебен о страждущем, который уехал домой здоровым. 16. Погребение святого: стоящий у гроба Ангел держит раскрытую книгу с молитвой шестого часа свт. Василия Великого «Боже и Господи сил и всея твари Содетелю…» 17. Исцеление слепого у гроба святого: посмертное чудо преподобного – возвращение зрения слепцу, приведенному к гробу прп. Сергия.
Житийный образ св. Сергия Радонежского, содержащий уникальную иконографическую программу, ценен не только как произведение, сохранившее традиции изображения преподобного. Он вновь раскрывает перед молящимися события безгрешного земного существования святого и его деяния, позволяя соприкоснуться с этим светочем таинственной духовной жизни.
Ирина Ильина