Дни «Святок» древние христиане проводили с особым благоговением. Это время молитвы, когда мир торжествует о Рождестве Спасителя. Но многие, даже те, кто считает себя православными, уклоняются в языче-ство. Стремятся заглянуть в свое будущее, рассказывают, как гадали наши бабушки, и поддерживают этот «древний христианский обычай». Обычай – то это древний. Но христианский ли?
За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. (1Фес. 5, 18)
Каждый человек, здесь, на земле, хочет одного – быть счастливым. Пси-хологи утверждают, что для этого нужно немного… семья, работа, друзья; что счастье – предмет нашей самореализации. Сложно не согласиться с пере-численным выше, но верующий человек скажет – истинное счастье в бого-общении. Оно там, где в семье, в работе или среди единомышленников есть место Богу, а значит, есть место любви.
Мы живем в стране, которая более тысячелетия знает Бога. Подавляю-щее большинство ее граждан относят себя к православному вероисповеда-нию. Однако это отношение не у всех одинаково. Для многих из нас вера яв-ляется неким набором навыков внутрицерковного общения и никак не опре-деляет характер нашей жизни. Пример Иисуса Христа, Его Пречистой Мате-ри и многочисленного лика святых угодников Божиих остается за границами нашего интереса. Создается ситуация, когда крещеный человек вкладывает в понятия Веры, Надежды и Любви свое, удобное видение, отличное от учения Церкви. В качестве примера приведу несколько строк анонимного автора, подписанных – просто Человек:
Как будто есть уж все: семья, работа, дом,
Друзья есть, даже есть еще здоровье,
Надежда, вера есть…
Есть горькое злословье,
Есть опыт и тоска, надорванность и грусть,
Депрессия порой, непониманье,
А также есть, как прежде, неземной,
Любви глубокой, страстной ожиданье…
Так, по сути, формальный христианин остается далеким от Бога и собст-венного счастья. Его окружающий мир наполнен не той любовью, в нем нет места подвигу, он не умеет и не желает жертвовать собой. И как следствие этого – неудовлетворенность, уныние, тоска по нереализованным возможно-стям, непонимание окружающих.
Такой человек уповает лишь на то, что обстоятельства сложатся сами собой, его удел – ожидание или…
К сожалению, бывает и так, что крещеные в православии люди ищут легкие пути к своему земному счастью. Зная, что существует духовный мир, некоторые из нас, попирая обеты Таинства Крещения, обращаются к помощи оккультного.
Любопытство к собственной судьбе, читай: недоверие к Промыслу Бо-жию, гордость и зависть по отношению к ближнему, ведут неразумных хри-стиан в руки гадалок, «бабушек», и «экстра» колдунов. Этим они лишают се-бя Божией благодати, поскольку, обращаясь к нечистым силам, становятся их соучастниками. Более того, дают падшим духам над собою власть – в той степени, в которой согрешают.
Такие люди идут вопреки воле Творца, нарушая Его заповеди: Не обра-щайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них (Лев. 19, 31); И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — то-гда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? (Ис. 8, 19).
Зачастую отступление от Бога начинается, казалось бы, с невинного раз-влечения – гадания… на замужество, на благополучную жизнь, на здоровье будущего ребенка.
Издавна гадания являлись частью языческих практик. Большее число га-даний приходилось на Святки – период между Рождественским сочельником и Крещением Господним (6–19 января н. ст.). Этот разряд гаданий именовали не иначе как «страшные».
К сожалению, практика обращения человека к падшим силам дошла до наших дней и получила широкое распространение. Однако наряду с описани-ем противных всякому здравому смыслу методик в средствах массовой ин-формации можно найти и описание их последствий. Современные святочные гадания хотя и начинаются иногда шуткою, но оканчиваются всегда вредом для души. Нет, никакой разницы, гадаете ли вы из серьезных побуждений или же просто ради развлечения, баловства, шутки. Вот наиболее типичный пример: «Это случилось в прошлое Рождество. Мне было 17 лет, решила по-гадать на суженого. Дома я была одна. Посидела перед зеркалом со свечами, а перед сном сказала: «Суженый мой, ряженый, приди ко мне наряженный!» Ночью вдруг чувствую: мне на предплечье легла чья-то тяжелая и очень го-рячая рука – было ощущение, что человек наклонился над кроватью и ждет, когда я проснусь. Потом существо руку убрало и стало, громко шаркая нога-ми, ходить по комнате. Я начала молитвы вспоминать. И такая леденящая душу тишина вокруг, и эти шаги! Потом существо стало пыхтеть, пинать кровать (она качалась!). Я поняла – оно хочет, чтобы я на него посмотрела. Я была уже почти мертва от ужаса. И вдруг стало ясно, что в комнате никого нет. Но до рассвета я уже не уснула. Самое ужасное, что в следующую ночь все повторилось, и этот ужас – приход моего «суженого» – продолжался це-лый год! Я даже уже попривыкла к нему. Это был столб из черной субстан-ции, невысокий – сантиметров 120. Однажды я проснулась часа в 4 утра, ко-гда в комнате уже было солнце. Сначала обрадовалась – сущности этой не было. Но только вспомнила о ней, как она и появилась. И, как всегда, при ней меня так скрутило, что я ни кричать, ни шевелиться не могла. После этого я пошла в церковь, плакала, просила прощения…»
Этот, далеко не самый жуткий, случай напоминает нам о том, что к га-даниям нужно относиться намного серьезнее, чем у нас сегодня принято. Вы-глядывая жениха или невесту в зеркале, надо помнить, что подпускать к себе зло в образе суженого далеко небезопасно. Можно испытать сильное потря-сение, не выдержать, лишиться рассудка.
Кроме того, гадания программируют человека, внушая страх перед трудностями жизни: кто-то ждет обещанного высокого брюнета, безжалостно отметая всех блондинов; кто-то так поверил в неблагоприятный исход собы-тий, что с удвоенной силой ведёт свою жизнь к краху. Кто-то опустил руки и перестал бороться. Зачем? Все предрешено.
Но, пожалуй, главная опасность гадания состоит в том, что в духовную и физическую жизнь человека вмешиваются те силы, при помощи которых проводятся гадания. И отвернувшийся от Бога человек остается с ними один на один.
Что же касается древности сего обычая, на которую так любят ссылаться «ревнители старины», то древность еще не является признаком святости и богоугодности. До крещения Руси предки наши были язычниками и, к боль-шому сожалению, до сих пор не смогли избавиться от многих языческих тра-диций и обрядов. Необходимо, оставшись наедине со своей совестью, дать ответ самим себе, кто мы: христиане или же язычники, лишь по большим праздникам надевающие на себя маску христианства?
В заключение хотелось бы для всех, кто испытывает сомнение по поводу своего будущего или недоволен своим настоящим, привести слова преподоб-ного Серафима Вырицкого, описывающие разговор Бога с душой:
«Помни, что все случающееся с тобою промыслительно, и поэтому вся-кие мысли и попытки с твоей стороны ускорить движение дел твоих недос-тойны тебя и преступны. Верь, что все совершается по воле Моей, и раньше своего срока ничего на свете, и тем более с тобой, не случается. Поэтому тем мужественнее переживай все страдания, связанные с испытанием временем, неведением и ожиданием, зная, что все это от Меня было».
Иерей Вадим Попов
«У плотолюбца в настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее, чтобы избежать бед или достигнуть желаемого. Потому, чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обманом демонское естество изобрело многие спо-собы узнать будущее: например, гадание, толкование знамений, прорицания, вызывание мертвых, исступления, наития божеств, вдохновения, карты и многое другое. И если какой-либо род предвидения, вследствие какого-либо обмана, признан истинным, демон представляет его обльщенному в оправда-ние лживого предложения. И на всякую ложную примету демонское ухищре-ние указывает обольщаемым, чтобы люди, отступив от Бога, обратились к служению демонам».
Свт. Григорий Нисский