Праздник Воскресения Христова — самый яркий, торжественный, самый радостный среди прочих событий церковного года. Его невозможно не заметить, пройти мимо. Поэтому у многих людей возникает множество вопросов, некоторые из них мы сегодня решили задать.
Внутренняя готовность
— На протяжении всего Великого поста Церковь готовит человека к Воскресению. В том числе заметно меняется устав богослужения, его ход. Интересно, а те люди, которые поют в церковном хоре, чувствуют ли с каждым днем все большую готовность встретить чудо Пасхи?
На этот вопрос нам ответила певчая Архиерейского хора Свято-Троицкого собора г. Покровска (Энгельса) Ольга Игоревна Зиновьева.
— Конечно, за эти годы мы изучили весь устав и по-своему готовимся к каждой службе, не только профессионально, но и внутренне настраиваемся. Время идет так стремительно, и есть ощущение, что если ты какую-то важную службу пропустишь или просто не вложишься в нее, невнимательно к ней отнесешься, то ты уйдешь со службы пустым. Не так будешь подготовлен к Пасхе, не так воспримешь ее наступление.
Поэтому певчие (особенно те, у которых уже есть опыт пения в церковном хоре) тщательно готовятся к каждой службе, стараются все сделать правильно, никого не подвести — чтобы донести до людей главное. Иногда, конечно, смертельная усталость наступает, ведь кроме служб есть какие-то мероприятия, выезды. Физические немощи человека дают о себе знать. Но самое главное, что все это так быстро проходит, неделя за неделей, а ведь каждая неделя по своему важная, каждая приводит к пониманию Страстей Христовых, а потом к Воскресению Христову, к большой радости.
Любовь Христа и наше недостоинство
— Во время пасхальной утрени читается Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, в котором мы слышим такие строки: «И первые, и последние, примите награду… постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!» Получается, что не нужно поститься?
Об этом мы спросили благочинного Краснокутского округа протоиерея Александра Писларя.
— В этих словах святителя Иоанна Златоуста, которые действительно принято читать только на Пасхальном богослужении, прямо цитируется Святое Евангелие, а именно притча о работниках, которые трудились по мере своих сил: кто-то весь день, а кто-то лишь час. Но Господь, видя их намерение, доброе желание, принял труды всех, не отвергнул никого.
В слове святителя Иоанна Златоуста говорится о том, что когда бы человек ни пришел к истинной вере — в юности, в середине ли жизни, в преклонные годы — Господь не отвергнет его, если вера действительно искренняя и горячая. Это ободрение любому человеку, который идет к Богу, на каком бы он этапе своего жизненного пути ни находился.
Однако не следует понимать эти слова в искаженном виде, мол, как бы человек не строил свою жизнь, он все равно спасется. Нет, конечно. Это только ободрение тех людей, которые все-таки идут, невзирая на свои падения, слабости.
Что касается «постившихся — не постившихся»… Этими словами святитель стремится передать для нас значение праздника Воскресения Христова. Этот праздник перекрывает все наши личные немощи, нашу духовную расслабленность. Человек встречает Светлое Воскресение Христово, чувствуя свое недостоинство, пусть даже он и постился весь Великий пост. Но опять-таки, это не значит, что путь, который он прошел до этого, не имеет никакого значения. Нет. Господь по милости Своей принимает человека, имея надежду на то, что в будущем он эту милость воспримет для исправления своей жизни. Не для того, чтобы человек продолжал жить в таком же небрежении, но чтобы с помощью этой благодати он преодолевал свои немощи и расслабленность.
— Отец Александр, так легко и благодатно почувствовать радость Воскресения Христова в храме, во время Пасхального богослужения. Но вот наступает следующий день — праздничный стол, гости, заботы. Как сохранить пасхальный свет в своем сердце?
— Думаю, если человек со своими близкими, придя из храма, отмечает этот светлый праздник так, как должно отмечать его христианину, он не рискует растерять радость и благодать, которую получил. Конечно, если он рассеивается, а тем более проводит этот день недостойно, в разгульном настроении, тогда он неизбежно потеряет радость. В самом праздновании ничего плохого нет — христианин призван принести радость всем остальным людям, прежде всего своим близким, но выражая ее достойно. Тогда не будет такого риска, что он потеряет благодать, ведь в общении с людьми эта благодать только увеличивается.
Пасха в литературе
— Слышала мнение, что в центре западной литературы стоит праздник Рождества — то есть момент пришествия в мир Спасителя. А в центре русской литературы — Пасха. Так ли это?
Профессор кафедры новейшей русской литературы Саратовского государственного университета Людмила Ефимовна Герасимова ответила нам на этот вопрос.
— Да, думаю, что это так. Только здесь имеется в виду не прямое изображение праздника. Здесь речь идет о самом пасхальном настроении русской литературы. Идея Голгофы, страданий, но затем и Воскресения пронизывает всю лучшую классическую литературу XIX и частично ХХ века. К примеру, в произведениях А. И. Солженицына — горечь, трагедия, боль, но при этом через все творчество идет интонация пасхальной победы. Пишет человек, который живет осознанием жертвы Христовой, Его победой. Вера в Воскресение созидает и держит русскую литературу. Есть даже книга, посвященная этой теме, — «Пасхальность русской словесности» И. А. Есаулова.
— Какие произведения классиков, передающие пасхальную радость, Вы можете посоветовать читателям нашей газеты?
— Во многих произведениях русской литературы — у Пушкина, у других поэтов-классиков, в поэзии Серебряного века, у Пастернака — акцентируются мотивы Страстей Христовых, Страстной седмицы. Мотив Воскресения отчетливо звучит у Гоголя в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (последняя глава «Светлое Воскресение»). А если говорить о ликовании самого праздника Пасхи, то стоит почитать «Лето Господне» И. С. Шмелева, «Детство императора Николая II» Ильи Сургучева, рассказы Саши Черного «Пасхальный визит» и «Сырная пасха».
Но больше всего пасхальная радость проявляется в поэзии. Совершенное пасхальное ликование находим у Вильгельма Кюхельбекера в его пасхальных сонетах, стихотворении «Воскресение Христово». Пасхальные мотивы присутствуют в поэме А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин». Радость будущего Воскресения хорошо выражена у Алексея Хомякова в стихотворении «Воскрешение Лазаря». У Якова Полонского — «Светлое Воскресение», у Игоря Северянина — «Пасхальный гимн», у архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского) — «Рассвет Иерусалима».
Радость Воскресения
— Какая она — пасхальная радость для Вас?
Профессор кафедры новейшей русской литературы Саратовского государственного университета Людмила Ефимовна Герасимова:
— Самую большую пасхальную радость я испытываю, когда мне вместе с дочкой удается попасть на службу. Нам это нелегко, потому что моя дочь не может ходить. Когда в пасхальное воскресенье мы молимся в храме, с дочкой Наталией и сестрой Маргаритой, мы ликуем вместе со всеми. По-настоящему ликуем и испытываем бесконечную благодарность Господу за то, что Он дал нам жизнь и что мы здесь, в храме.
Мы прихожанки храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова. На ночное богослужение нам попасть в храм трудно, поэтому мы по большей части смотрим пасхальные службы ночью по телевизору, а попадаем уже на позднюю Литургию. Вот тут чувствуется пасхальная радость.
Студентка ИФиЖ Саратовского государственного университета Марина Резцова:
— Пожалуй, первые воспоминания связаны именно с внешней стороной праздника. Лишь намного позже к запахам весны и куличей прибавилась радость Воскресения, наполнив смыслом Великий пост, Пасхальную седмицу — да и всю жизнь. На богослужении все люди — и воцерковленные, и невоцерковленные — переживают одно общее чувство, поэтому для меня Пасха — один из тех светлых праздников, которые сближают людей, дарят надежду и укрепление в вере.
Студентка ИФиЖ Саратовского государственного университета Екатерина Балякина:
— Пасха — это самый светлый праздник, потому что весна пришла, солнышко светит. День этот — торжество жизни над смертью, света над тьмой, хотя осознание этого пришло ко мне только в 18 лет.
pravpokrov.ru/church_life/
Юлия Ульянова