6/19 января Церковь празднует Крещение Господне. В этот день мы вспоминаем, как около 2-х тысяч лет назад Господь Иисус Христос крестился от Иоанна в Иордане, предуготовив Своим Крещением то Таинство Крещения, в котором мы рождаемся духовно и становимся членами Христовой Церкви. Ниже приведены несколько кратких историй-эпизодов, связанных с этим великим Таинством. Истории рассказывает Людмила Кузнецова, работник Крещальни нашего собора.
Воспоминания, рассказы, фотографии – маленькие штрихи большой истории нашей Церкви и нашего собора.
Истории оптимистичные.
«Живая вода»
– Произошло это в начале двухтысячных. К молодому (и по стажу служения, и по возрасту) священнику, отцу В., обратились родители с просьбой как можно быстрее окрестить их сына. 4-летний мальчик находился в реанимационном отделении одной из больниц города. Диагноз – связан с онкологией; состояние – безнадежное; потому и необходимо было поспешить с Крещением. Батюшка, выполнив просьбу родителей, ушел из больницы с тяжелым сердцем – ребенок был без сознания, счет его земной жизни явно шел уже не на дни, а на часы, а может, и на минуты. Утешало то, что окрестить его все-таки успели. Где-то через неделю к батюшке пришли родители мальчика, сообщили, что уезжают домой (они жили в области) и зашли попрощаться. А с мальчиком что? Об этом о. В. спросить боялся. Наконец, собрался с силами и спросил, и получил ответ совершенно неожиданный: «Да вот же он – во дворе скачет!» Батюшка выглянул в окно и увидел действительно «скачущего» и жизнерадостного мальчика. Того самого, который всего несколько дней назад доживал последние минуты своей жизни и которого благодать Таинства вернула практически с «того света». Вручив батюшке букет цветов, всё семейство отбыло к месту проживания. А для меня с тех пор «живая вода», о которой говорят сказки, стала ассоциироваться с самой что ни на есть реальной «живой водой» Святого Крещения.
– Случай следующий (далеко не единственный). Крестили пожилую и больную женщину. До погружения в купель она сидела на стуле, т.к. стоять не могла, не было сил. После погружения, на Миропомазании, стул был уже убран за ненадобностью. По завершении всего интересуюсь ее самочувствием – не устала ли (ведь Таинство продолжалось около часа). Ответ привожу дословно: «У меня всё замечательно, я как будто заново родилась!» Она и родилась заново – только не «как будто», а «поистине».
– Еще одна история говорит о том, что ищущих Его Бог не оставляет без попечения. Крестился мужчина, которому было за 80. За время, остававшееся до Крещения, он рассказал мне, что всю жизнь считал себя крещеным, вел церковную жизнь, исповедовался, причащался. А несколько дней назад к нему приехала старшая (за 85) сестра с Дальнего востока, увидела, что он молится, ходит в храм, и сказала: «Так ты же некрещеный!» Сестра проехала через всю Россию и сказала то, что нужно было сказать. Для человека неверующего это «случайность», для верующего – несомненный Промысл Божий.
Чудо при Крещении
Митрополит Вениамин (Федченков; †1961)
Владыка рассказывал о чуде при Крещении: «Это было в алтайской деревне, в Азии. Я был викарным епископом в г. Севастополе. Жил в Херсонском монастыре. До меня там настоятелем был епископ Иннокентий… Он был праведной жизни и прозорливый. Но я не о нем хочу рассказать, а о чуде, расследовать которое он был послан архиепископом. Одного алтайца крестили в храме. Крестным отцом у него был его дядя, тоже алтаец, и, конечно, уже крещеный. Во время чтения священником молитвы с призыванием Святого Духа на воду новокрещеный был спокоен. А его дядя вдруг, в ужасе и удивлении, закричал: “Это и со мной так было? Это и со мной так было?” Оказывается, в этот момент он увидел, что с купола церкви сошел огонь на воду. Крестивший священник подробно допросил его и доложил архиерею. Вот он и послал отца Иннокентия под присягой расследовать это дело; что и подтвердилось… Дух Святой сошел на воду, как и в день Пятидесятницы на апостолов, в виде огня».
«Горячая» агиасма
Иеродиакон Паисий (Шурухин)
Это было в начале моей хозяйственной деятельности в соборе. Правящим архиереем был тогда архиепископ Александр (Тимофеев), а настоятелем собора – отец Сергий Демешкевич, он же и пригласил меня в собор на должность завхоза. Так вот – незадолго до праздника Крещения Владыка Александр запретил (в связи с состоянием собора и колокольни, близким к аварийному) устанавливать баки для освящения воды в соборе, а также использовать для раздачи крещенской воды (агиасмы) колокольню и здание старой крещальни. Если учесть, что в городе в то время было всего несколько действующих храмов, а Троицкий был основным «источником» святой воды, то это было «ЧП» не местного, а городского масштаба.
Вышли из положения таким образом: баки разместили в здании старой крещальни, а шланги с кранами вывели наружу. Воду раздавали два человека: я и мой постоянный помощник по хозяйственным делам художник Валерий (ныне уже преставившийся). Как потом рассказывали, картина была впечатляющей: на улице минус 300, извивающаяся по двору собора очередь, конец которой теряется в утренней морозной дымке где-то за музеем краеведения, и мы – голыми руками берущие, наливающие и отдающие всякого рода емкости (в том числе и металлические) страждущим и жаждущим. У многих в глазах был ужас, когда они смотрели на наши красные и мокрые руки, от которых шел пар. Нам же было не холодно, а жарко, и мы предлагали всем желающим дотронуться своими закоченевшими руками до наших горячих рук. И надо было видеть, как у людей менялись глаза, когда приходило понимание, что это не просто «H2O», что они причастны к милостью Божией явленному чуду. Так было несколько дней, пока мы раздавали воду: крещенский мороз набирал силу, а агиасма по-прежнему нас «грела».
История-предостережение.
«Не участвуйте в делах тьмы (Ефес. 5, 11)»
– А эта история не радостная. Крестили мальчика также 4-х лет. С самого начала Крещения стало очевидным, что с ним что-то очень «не так» – какая-то мука, тоска, злоба присутствовали во всех его движениях, в глазах, в голосе; и вел он себя совсем не по-детски. С началом чтения заклинательных молитв всё усугубилось, мальчик кричал: «Не хочу, не хочу!», мама с трудом его удерживала. На Крещении с ним были только мама и крестная. Крещение совершал о. Антоний Сотников, батюшка телосложения богатырского, и при этом мы все вместе, вчетвером: о. Антоний, мама, крестная и я, не смогли поместить ребенка в купель, пришлось позвать на помощь охранника. Тоскливо-протестующее «Не хочу!» разносилось и по храму, и по всей прилегающей территории. По окончании Крещения мальчик забился под стол, и его «не хочу» продолжало звучать уже оттуда. Как выяснилось, мальчика успели «полечить у бабушки». Это «лечение» и привело к тому, что мы видели на Крещении. Обращение за помощью не к Богу, а к «супротивной силе» никогда не остается без негативных последствий. Жалко мальчика (и маму жалко). Скольких усилий будет теперь стоить избавление ребенка от полученного у «бабушки» «подарка»?
История забавная.
«”Непонятный”квадрат»
Эта история известна многим, можно сказать, что она «вписалась» в историю Крещальни – в раздел «Курьезы». Она действительно забавная и не содержит ни одного слова, добавленного «для интереса», – просто зарисовка с натуры.
Достопримечательностью Крещальни является некий «квадрат» на западной ее стене (на самом деле это прямоугольник, но так уж сложилось, что мы именуем его «квадратом»). Остальная поверхность стен красиво расписана, а он отделен рамочкой и просто пустой. Он пуст и не удостоен росписи, т. к. символизирует место обитания сатаны. При отречении от сатаны (есть такой момент перед совершением Таинства Крещения) в него символически дуют и плюют.
Именно с этим и связан наш забавный эпизод. В собор прибыл гость из Голландии. Он ходит по собору с переводчиком, экскурсию проводит иеродиакон Паисий. Гость выражает восхищение нашей красивой Крещальней. О. Паисий поясняет сюжет росписей: вот Савл, будущий апостол Павел, караулит одежды тех, кто побивает камнями апостола Стефана; вот призвание Господом Савла; вот Савл ослеп, а вот крестился и прозрел… Гость интересуется квадратом. «Этот квадрат на западе символизирует место обитания сатаны, – поясняет без всякой идеологической подоплеки о. Паисий и, поворачиваясь лицом к этому самому западу, продолжает: сюда мы дуем и плюем». Голландский гость застывает на месте и вдруг очень взволнованно и быстро начинает говорить на ломаном русском языке (до этого общение шло исключительно через переводчика): «Теперь я понял, почему мы, голландцы, плохо живем – мы живем на Западе, а вы туда плюете!!!» Это было высказано очень эмоционально и совершенно серьезно. О. Паисий повернулся лицом к востоку и с достоинством ответил: «Простите, но на восток мы плевать не можем, там Господь».