Неожиданная встреча

str22-1Прошлой осенью мне с родителями удалось побывать в Ницце. От Саратова до Москвы мы добрались на поезде, а оттуда, прямым рейсом Москва-Ницца отправились во Францию. И, когда наш самолёт начал снижаться, в центре города я неожиданно увидел здание, очень напоминающее православную церковь. На следующий день, гуляя по Ницце, мы случайно вышли на проспект Николая II и как будто вернулись в Россию. Везде были вывески на русском языке, в витринах магазинов стали попадаться матрёшки и Павлово-Посадские платки. Стало понятно, что мы оказались в русском квартале. Проспект Николая II привёл нас на бульвар Царевича, где среди пальм, олив и других южных деревьев мы вдруг увидели православную церковь, ту самую, которую я заметил с борта самолёта. Церковь уютно расположилась в центре Ниццы. Позже я узнал, что это самая большая православная церковь во всей Европе, и, на мой взгляд – самая красивая. Нам захотелось войти в храм, но, к нашему сожалению, он был закрыт.str22-2

На двери висело объявление, в котором мы нашли номер телефона отца Михаила. Мы решили ему позвонить и договориться о встрече. Отец Михаил согласился встретиться с нами через полчаса. Чтобы не терять время мы решили осмотреть собор и прогуляться по парку, окружающему церковь. Своей необычной архитектурой храм напоминает русский терем, только с куполами. Куполов всего 5, они не обычные, не золотые и не голубые со звёздами как у нас, а черно-бирюзовые, мозаичные. Весь храм богато украшен изразцами. Входы расположены необычно – по углам церкви. Над входами в церковь — шпили, увенчанные золотыми двуглавыми орлами. В дальнем конце парка, в тени деревьев я увидел часовню. Своим видом она очень сильно отличалась от храма. Она была более тяжеловесной, даже мрачной.

Из памятной таблички на стене я узнал, что часовня построена на том месте, где 24 апреля 1865 г. в возрасте 21 года скончался Николай Александрович Романов — старший сын Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны.

Но вот и прошли эти 30 минут, и у церковных ворот появился отец Михаил. Так необычно было увидеть «русского» батюшку, в черной рясе и с бородой, прекрасно говорящего по-русски, возле русской церкви, в самом сердце лазурного берега, среди южных растений и окружавших нас типично французских домов. Отец Михаил показался мне каким-то очень давно знакомым, даже близким,«своим». Это впечатление меня поначалу очень удивило, а потом обрадовало. Ведь как здорово, встретить близкого по духу человека в такой далёкой стране. Из беседы с батюшкой, я узнал, что при храме есть приходская школа, в которой преподают Закон Божий, str22-3пение и русский язык.

Мы уже собрались уходить, но вдруг мама вспомнила, что у неё в сумке лежат несколько журналов «Гимназический взвоз» и икона Саратовских Святых. Подарку Отец Михаил очень обрадовался. А я заинтересовался историей церкви и царевича Николая, в память о котором она была построена.

Царевич Николай был не только старший и любимый сын семьи Романовых, это был будущий Император России, на которого возлагались большие надежды. Николаем он был назван не случайно, а в честь своего дедушки, правящего тогда Николая I. Последний был так растроган рождением внука, что повелел своим младшим сыновьям принести клятву верности перед колыбелью будущего наследника Российского Престола. Когда Николай подрос, он отправился в путешествие по России, ведь должен будущий Император России знать свою страну. После России он путешествует по Европе, в начале 1865 г. заезжает в Ниццу, где в это время отдыхает его мама, Императрица Мария Александровна. Однако, ещё во время поездки по Европе он заболел, болезнь его обострилась после приезда в Ниццу. К сожалению, французские врачи не смогли поставить правильный диагноз, и на Пасху он чувствовал себя уже настолько плохо, что даже не смог принимать поздравления. По совету своей матери он причастился Святых Таинств.str22-4

Спокойствие, вера, тихое мужество, с которыми он воспринял судьбу, до такой степени поразили священника, причащавшего его, что последнему трудно было исполнить таинство. «Этот молодой человек — святой», непрестанно повторял он. 24 апреля 1865 года Царевич скончался. Его прах был отправлен на корабле в Россию. Царевич Николай был захоронен в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Неожиданная кончина молодого наследника престола потрясла Российскую Империю и семью Романовых. Император Александр III назвал своего старшего сына и наследника, родившегося через три года после кончины Цесаревича Николая Александровича, в честь своего любимого старшего брата. Спустя 26 лет этот мальчик станет Николаем II. А Собор Святого Николая, у стен которого мы находились, был построен по ходатайству бывшей невесты Царевича Николая Марии Фёдоровны через 37 лет после его кончины.

str22-5За окном мороз и снег, но как радостно вспоминать, что на другом конце света, в католической Франции, есть православный храм и есть приходская школа при храме, дети которой, как и мы радуются Рождеству Христову, устраивают вертепные представления, читают «Гимназический взвоз», зовут гостей. Этот храм для меня как кусочек Родины в другой стране, в тысячах километров от дома.

P.S. Эта статья получила неожиданное продолжение. Однажды мне в руки попала книга о Троицком соборе, и из этой книги я совершенно случайно узнал, что 3 августа 1863 года, во время ознакомительной поездки по России наш Троицкий собор посетил Цесаревич Николай. Так, судьба одного человека невольно связала два города и две страны Саратов и Ниццу, Россию и Францию.

«Гимназический взвоз» №1 (10)