Главным автором Книги Притчей был Соломон, сын Давида, царствовавший в Израиле за 1000 лет до Р.Х. Эта книга полна практических наставлений о том, как мудро строить свою жизнь на страхе Божием, не правде, честности, труде воздержании и потому актуальна в наши дни.
В этих стихах Господь запрещает нам радоваться, когда наш враг находится в беде. Случилось что, человек от отчаяния изнемогает, падает, а мы, видя это, радуемся, тем самым проявляя по отношению к ближнему коварство и злорадство. Наше порочное сердце склонно от его беды испытывать тайную радость и удовлетворение. Господь в Нагорной проповеди говорит замечательные слова: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф 5, 44). Господь нам заповедал любовь, а там где любовь к человеку разве может быть коварство! Великий апостол Павел учит: старайтесь иметь мир со всеми (Евр. 12,14) Помните, что евангельские заповеди в одно и то же время трудные и легкие. Легкие потому, что душа наша по природе христианка, потому, что в нас заложена не только способность, но и потребность любить друг друга, а тяжелые потому, что нашей гордыне свойственно ненавидеть. Святые отцы говорят, что к любви и человеколюбию ведут три добродетели: смирение, милосердие и воздержание. Притча берет свое начало в Ветхом Завете и обретает свою силу в Новом Завете. Господь заповедует нам быть духовно совершенными, прощать согрешения против нас «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 7, 14–15). Любые радость, злорадство, веселье о чужом горе является грехом. Взяв эти слова на вооружение, мы должны молиться за своих врагов, прося у Бога их вразумления, дарования им покаяния и спасения заблудшей души, потому что делающий зло другому человеку, собирает себе на голову «угли огненные». Христианин должен через любовь, кротость, смиренномудрие стремиться к незлобию, гнать любые мстительные помыслы, тем более желать болезни или смерти своему врагу или обидчику. За грехи и злодеяния враги (обидчики) ответят перед Господом: Мне оставьте. Я воздам вам по заслугам и делам ваших (Рим. 12–19). В адрес врагов (обидчиков) не следует произносить слова ненависти, недоброжелательности, оскорбления, проклятия, не только вслух, но и про себя, т.е. в уме. Это большой грех, который в некоторых случаях требует не только обязательного покаяния, но и епитимьи, и испрашивания прощения у оскорбленного врага своего. При этом не будем забывать о своих прегрешениях. А подводя итог, вспомним слова Господа Иисуса Христа, что на двух заповедях – любовь к Богу и любовь к человеку, утверждается весь закон и все пророки (см.: Мф 22,37–40).
Иерей Алексий Суханов, 7 января 2022 год