Имя «православного американца» Серафима Роуза хорошо известно в России. Монах-отшельник, проповедник-миссионер, агиограф и духовный писатель, открывший для современной Америки святоотеческое наследие. Человек «не от мира сего», пренебрегший всеми временными благами ради вечной жизни со Христом.
«В церковной жизни… о. Серафим придерживался того направления, которое сам называл средним, “царским” путем рассуждения и умеренности. Но популярностью его взгляды не пользовались: одни, променяв Православие на экуменизм, считали его опасным фанатиком, а другие, страдая “ревностью не по разуму”, обвиняли его в предательстве. Третьих же, не способных понять ни его сочинений, ни проповедей, волновал один его вид – вытертая ряса, длинная, неухоженная борода; о. Серафим не отвечал их “стандартам”, и они презирали его. Называли его за глаза “этот грязный монах”. А он был монах подлинный, всамделишный, ангел в человеческом облике, мертвый для этого мира и живой для мира грядущего – молчаливый укор для каждого из нас» (из воспоминаний об о. Серафиме. Orthodox
America, Аug.–Sep., 1982).
Начало
Будущий иеромонах Серафим Роуз (в миру Евгений) родился в г. Сан-Диего в Северной Америке в протестантской семье. С детства изучал Библию, мог цитировать ее по памяти. Восьмиклассником, по его желанию, был крещен у методистов. В 1952 г. окончил с отличием школу и продолжил образование в колледже в Помоне, затем в Академии востоковедения в Сан-Франциско и Калифорнийском университете в Беркли.
С юности Евгений задавался вопросом о смысле жизни. Религия, в которой он был воспитан, не давала ответа: она прекрасно ладила с миром и его материальными «идеалами», он же стремился к неотмирности, пытался понять высшее предназначение человека. Разочаровавшись в протестантизме и приписав его недостатки всему христианству, Евгений отошел от веры. Поиск истины начался для него с неприятия Бога, Которого он, собственно, и искал…
Поиск
В Помоне он слыл непримиримым атеистом, иногда даже нарочно богохульствовал, желая предать себя гневу Божию, лишь бы удостовериться в Его существовании. Ища истину, Евгений обращался к философии, в частности, к трудам Ницше и Генона; глубоко изучил различные восточные религиозные течения, особенно буддизм. Долгий и мучительный поиск завершился встречей с Православием и вхождением в 1962 г. в Русскую Зарубежную Церковь. Вот что пишет об этом периоде жизни о. Серафима его жизнеописатель иеромонах Дамаскин (Христенсен): «Он жаждал истины превыше всего, но искал лишь умом: посредством западных философий, метафизики Генона, восточных религий, пытался даже выйти за рамки привычного логического мышления. Теперь же, непосредственно прикоснувшись к Православию душой, он понял, что Истина совсем иная, нежели он представлял, и что он избрал совсем негодное средство, дабы постичь Ее. “Мне открылось Православие и православные люди, и я мало-помалу начал осознавать: Истина личностна, она имеет конкретное воплощение, к коему стремится любящее сердце…”» Ценой тяжких страданий Евгений пришел к убеждению, что Истина – это Христос, только в Нем спасение, а всё прочее: радости плоти, политические утопии, экономическая «свобода», лишь тупики, в которых гибнет большая часть человечества. Для Евгения началась новая жизнь. Отныне он будет жить по Истине сам и нести ее людям.
Служение Истине
Духовным руководителем молодого американца стал свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, до конца дней своих он поддерживал о. Серафима и благословлял его начинания. Последующие 20 лет, вплоть до кончины, были для подвижника временем самоотверженного служения Богу и ближним. Они вместили: монашеский постриг, священный сан, крест духовничества и окормления новообращенных, миссионерские, издательские, писательские и переводческие труды, лекции, проповеди… и, самое главное, – духовную борьбу, стремление стать ближе ко Христу, верность заветам святоотечества. Всё это – в сочетании с 13-ю годами отшельничества и добровольным лишением практически всех благ цивилизации, сделало данный период жизни о. Серафима самой убедительной его проповедью.
«Вдумайтесь: человек нашего поколения проникает в глубину древнего Православия, насыщается его духом и учением и становится для нас живым и связующим звеном с Отцами Церкви: не чудо ли это?» – пишет один из его соотечественников.
В важнейшем деле популяризации святоотеческих творений о. Серафим следовал по стопам прп. Паисия Величковского, в 18 в. открывшего для россиян доступ к бесценному наследию св. Отцов. А сочинения самого о. Серафима, полностью согласные с Преданием Отцов, стали замечательными образцами современной духовной классики.
Отеческий завет
В сентябре 1982 г. после мучительной болезни в возрасте 48 лет о. Серафим Роуз отошел ко Господу. Оставив нам пример своей жизни и отеческое наставление – пред лицом мира, который всё дальше отходит от Бога, ни при каких обстоятельствах не отступать от православной истины, при этом щедро делясь ей со всеми ищущими.
Из сочинений отца Серафима Роуза: «Не сдаваться, чего бы нам это ни стоило…»
Православие – это образ жизни: «Православие, истинное христианство, это не просто еще одно вероисповедание – это образ жизни, жизненный путь, который отличает нас от мира и который полностью зависит от наполнения нашей повседневной жизни вечным, небесным содержанием… Если ты православный и не отличаешься от мира – дело плохо: уж лучше ты не был бы православным. Нет горше зрелища, чем те, кто, владея сокровищем истинной веры… не знает ему цены, не имеет для него применения».
Необходима решимость: «непросто жить в наше время, особенно непросто сохранить искру истинного Православия. Наша вера сегодня (как, впрочем, и всегда) – это “страждущее Православие” как назвал ее свт. Григорий Богослов. В страданиях, в борьбе за сохранение святой веры и богоугодного образа жизни давайте исполнимся решимостью не сдаваться, чего бы нам это ни стоило. В этой жизни всё проходит. Остается только Господь, только ради Него имеет смысл вести борьбу. Перед нами два пути: путь современного мира, ведущий прочь от Бога, и путь жизни, ведущий к Нему. Господь зовет нас, и наше сердце ищет Его. Какой путь мы выбираем?..»
Наша проповедь: «Мы должны быть готовы к встрече с ищущими, такие встречи происходят в самых неожиданных местах. Мы должны быть миссионерами. Это вовсе не значит пересыпать речь библейскими цитатами или задавать направо и налево глупые вопросы: “Скажите, пожалуйста, вы спасены?” Это означает жить по Евангелию, несмотря на все наши слабости и упущения, жить, как того требует православная вера. Наша решимость жить по другим законам, чем живет окружающий мир, послужит для многих стимулом к знакомству с Православием…»
Единственный источник: «Никогда прежде не было столько лжеучителей, как в нашем злосчастном 20 в., богатом материальными искушениями и бедном разумом и душой. Самые нелепые и бредовые взгляды… сейчас находят “теоретическое обоснование” и непременного “учителя”… и в итоге философия раздробилась на тысячу школ, а христианство – на тысячу сект. Где же в этом безбрежном океане отыскать истину, если ее вообще возможно отыскать в наш вконец заблудший век?
Лишь в одной обители можно найти источник истинного учения, берущий начало от Самаго Господа, не иссякший за долгие годы, живительный и поныне, учение это передается неизменным и ведет всех его исповедующих к вечному спасению. Православная Церковь Христова – вот как называется этот источник милости Духа Святого, а ведут нас к нему, к этому Божественному учению, св. Отцы Православной Церкви».
О святых Отцах: «Есть ли у вас тетрадь для выписки из св. Отцов? И всегда ли заложена у вас страница в святоотеческой книге, которую вы читаете, которую открываете в трудные минуты. Если нет – начните сегодня: это очень важно».
«Я твердо верую, что православный христианин может найти у св. Отцов цельное мировоззрение и философию жизни. Если мы будем прислушиваться к их учению, а не считать себя достаточно мудрыми, чтобы учить других по своей “мудрости”, мы не заблудимся».
«Нужно обратиться к св. Отцам, чтобы стать их учениками, чтобы вобрать учение об истинной жизни, о спасении души… Отцы будут направлять нас, научат, как смиряться, не полагаться на собственное обмирщенное мнение, хотя в наше злокозненное время сам воздух напитан этим. Отцы научат нас уповать на Божиих угодников, а не на мир сей. В них найдем мы истинных отцов, столь редких сегодня, когда во многих “охладела любовь” (см.: Мф. 24, 12), отцов, единственная цель которых – привести своих детей, т. е. нас, к Богу, в Царствие Божие…»
Учение Отцов вневременно: «Православие не меняется изо дня в день, из века в век. Глядя на католичество или протестантство, замечаешь, как устаревают или «выходят из моды» некоторые их духовные писания… Неоспорима их связь с миром сим, призыв к человеку конкретной эпохи, а точнее к «духу времени». С православными святоотеческими писаниями дело иное. Стоит нам принять полностью православные взгляды – основы христианства, заповеданные Самим Христом и апостолами, как всё воспринимается, будто написанное сегодня. Читаешь прп. Макария Великого, жившего в пустынях египетских в 4 в., и слышишь: он говорит для тебя и сейчас. Да, он жил в других условиях, но обращается прямо к тебе, говорит языком, понятным через века. У него те же устремления, то же мышление, те же искушения и грехопадения, что и у людей сегодняшних. Таковы и прочие св. Отцы, прошлых лет и нынешние… все они говорят с нами на одном и том же языке – языке духовной жизни, который должны научиться понимать и мы».
Православное образование: «Надо шире и глубже узнать нашу веру. Православная учеба не кончается с Крещением: с Крещением, по существу, она только начинается… Путь к Небесному Царству, открытый Божией благодатью, – это путь длиною в жизнь. Надо постоянно питать себя живительным Словом – Свщ. Писанием, другими православными книгами, – чтобы, по слову прп. Серафима Саровского, буквально “плыть в Законе Божием”, чтобы наука о том, как угодить Господу и спастись, стала глубокой, неотъемлемой частью нашей души…»
«Лишь маленькими шажками, а не одним прыжком, достигнем мы Царствия Небесного. И сворачивать с этого прямого пути оснований нет. Аминь!»
Подготовила Людмила Кузнецова