«Не хлебом единым»

Это известное «крылатое» выражение широко используется в речи людей, порой даже не подозревающих о его библейском происхождении. Соответствующий библейский текст гласит: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4), свидетельствуя о важности духовной составляющей в жизни человека.

Из жития. Старец спросил ученика, читал ли тот в нынешний день Евангелие. Ученик ответил: «Нет, отче, сегодня не читал. Я закончил читать его вчера». «А ты ел вчера?» – «Да, отче, ел». – «А сегодня снова ел?» – «Да, ел и сегодня». – «Так почему же ты сегодня, напитав тело, душу оставил голодной?»

Книга книг

«Слово Божие – питание души» (св. Иоанн Златоуст).

Христианство – религия богооткровенная. Человеку недостаточно собственных сил, чтобы обрести правильные понятия о Боге, человеке, судьбе мира и других истинах нашей веры. И Бог, хотящий, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4), не оставил человека в неведении, открыв ему знание этих важных вещей в Божественном Откровении – Слове Божием. Одним из способов донесения этого Слова до людей является Священное Писание. По определению катехизиса свт. Филарета, Священным Писанием называются книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей – пророков и апостолов. Собрание этих книг именуется «Библией». Слово «Библия» означает «книга», и не просто книга, а «книга по преимуществу», т.е. превосходящая благодаря своему божественному происхождению все прочие книги. Как повествующую об основах нашей жизни и веры, ее называют «Книгой книг».

Библейские книги Ветхого Завета написаны пророками, относятся ко временам до Р. Х. и пророчествуют о грядущем пришествии на землю Христа Спасителя; Новый Завет написан апостолами и благовествует об исполнении пророчеств: о жизни Христа, Его учении, Церкви, нравственных нормах христианской жизни… Св. Афанасий Великий называет книги Нового Завета «якорями» и «столпами» нашей веры, «потому что они написаны и переданы самими апостолами Христа Спасителя, которые с Ним были и Им научены были». Из всех книг Библии безусловное предпочтение отдается Евангелию.

Священное Писание – как Слово Божие – содержит критерий «правильности» жизни человека; однако при этом книги его не столь просты для понимания и требуют специального толкования. Истинное, непогрешительное толкование Писания дается только в Христовой Церкви. Произвольное толкование Слова Божия порождает ереси.

Книга Церкви

«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания, – пишет св. Игнатий Брянчанинов. – Святой Дух, произнесший через пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его через св. отцов. И Слово Божие, и толкование его – дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает Святая Православная Церковь».

Печален опыт протестантов, отвергших Предание Церкви и открывших широкий простор для произвольных толкований. Св. Амвросию Оптинскому (†1891) задали вопрос: «Отчего вероучение Православной Церкви, насажденное разными апостолами в различных местах и народах, пребывает одинаковым и неизменным в продолжение восемнадцати столетий с половиной; лютеранское же учение, преподанное одним человеком, разделилось в продолжение трех столетий более нежели на семьдесят разномыслящих партий?» Преподобный ответил: «Оттого, что Соборная Православная и Апостольская Церковь заповедует чадам своим понимать Священное Писание так, как объясняли и объясняют его избранные Божии мужи, очищенные от страстей, богоносные и духоносные, и признаваемые за таковых от всей Соборной Церкви Христовой; Лютер же позволил каждому своему последователю толковать Священное Писание по своему усмотрению».

Православие отвергает те толкования, которые не основаны на опыте Церкви, противоречат этому опыту или являются плодом деятельности автономного человеческого разума.

Сщмч. Иларион Троицкий (1886–1929) о Церкви и Священном Писании:

«Христос создал Церковь. Церковь существовала и тогда, когда Священного Писания еще не было… Книги Нового Завета появлялись в течение более полустолетия от начала исторического бытия Церкви. Писаны были эти книги св. апостолами для наставления  членов Церкви уже существующей… По воле Святого Духа Святое Писание это написано и дано Церкви. Оно – драгоценное имущество, но имущество именно церковное. А потому Священное Писание нельзя отделять от Церкви… Идея Церкви… основной руководящий принцип для православного человека при суждении о Писании и при его употреблении на действительную пользу своей души».

Далее приведены пояснения некоторых текстов Священного Писания, сделанные архимандритом Рафаилом (Карелиным) в русле святоотеческой традиции.

Из Слова Божия. На вопросы отвечает архимандрит Рафаил (Карелин)

Что значат слова из Евангелия от Иоанна: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин.15, 16)? Как узнать, кто входит в число «избранных»?

В число избранных входят те, кто отозвался на призыв благодати Божией и принял Христа как Сына Божия и Спасителя мира; в избранничестве участвуют любовь Божия и воля человека.

Что означают слова Спасителя: «ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7, 7)?

Слова Спасителя: ищите, и найдете – означают: ищите истину, как жаждущий ищет воду, и обретете истину в вере. Стучите, и отворят вам – значит: стучите непрестанной молитвой в двери милосердия Божия, и они откроются вам.

Как понять следующее: «истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16, 23)?

Просить во имя Христа – это значит жить по учению Христа, иначе Его имя будет не содержанием сердца, а звуками голоса и движением губ. Только тот, кто живет во имя Христа, познает глубину Его имени и может просить у Небесного Отца во имя Сына. Но такой человек просит то, что угодно Богу, и предает себя и ближних в волю Божию.

Как соотнести слова ап. Иакова: «Сам (Бог) не искушает никого» (Иак. 1, 13) – со словами молитвы: «Не введи нас во искушение»?

Нас искушает не Бог, а наши страсти и демон; но Бог попускает нам в падать в искушения, особенно когда мы по нашим грехам теряем благодать. Конец искушения – или победа, или поражение. Слова: «И не введи нас во искушение» – означают: «Не оставь нас в искушении», – то есть мы смиренно признаем свое бессилие бороться с искушением собственными силами без помощи Божией.

Пожалуйста, объясните это место из Евангелия: «и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плодов вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21, 19).

Притча имеет несколько значений, остановлюсь на самом важном для нас. Смоковница – образ фарисейства, где под внешним благочестием скрывалась внутренняя пустота. Фарисеи – «актеры» религии, для которых религия стала источником дохода и власти. Господь на Страшном Суде покажет перед миром, что фарисеи – это пустоцветы, которые прожили жизнь, не стяжав плодов любви и веры. Здесь Господь обличает религиозное лицемерие, которое немногим лучше явного безбожия.

Поясните, пожалуйста, слова: «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9, 18).

Бог – вне времени и пространства; Он видит будущее как настоящее, и Его Промысл, выраженный у апостола словами: милует и ожесточает (см.: Рим. 9, 18) – основан на Божественном предвидении: куда человек направит свою свободную волю. Если Господь видит, что человек воспользуется благодатью для своего спасения, то Он милует его, то есть дает спасительную благодать; если же Бог знает, что человек при всех  ситуациях отвергнет Его волю, то оставляет без благодати, то есть ожесточает его. Если бы грешник получил благодать и потерял ее, то также ожесточился бы и был бы еще более виновен. Самое страшное, когда человек знает волю Божию, но грешит, имеет, но теряет, поэтому для некоторых людей… лучше не знать Бога, чем, зная, отвергнуть Его. Во всех случаях Господь поступает по Своему милосердию.

Благодарю, о. Рафаил, за ответ. Вот по части того, что «для некоторых… лучше не знать Бога», скажите, зачем тогда этим несчастным вообще попускается плодиться и размножаться (см.: Быт. 1, 28) для заведомой погибели (ибо вне Иисуса Христа есть ли спасение)?

Господь дал человеку свободную волю, чтобы он мог делать добровольный выбор между добром и злом. А если Господь будет умерщвлять тех, кто делает неправильный выбор, ведущий к гибели, то сама свободная воля человека станет фикцией… В свободной воле человека – опасность погибели, но и возможность спасения. Если бы Господь казнил младенцев за еще не  совершенный  ими грех, то это было бы отнятием дара свободы, без которого человек остался бы навсегда лишь разумным животным.

Как понять следующие слова из Послания ап. Павла к Римлянам: «ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11, 32)?

Всё человечество заключалось в Адаме – как в своем источнике, поэтому грех Адама распространился на всё человечество. Сын Божий, приняв человеческую плоть, стал новым Адамом – представителем человечества. В Его Голгофской Жертве искуплено, т.е. помиловано всё человечество, но не механически, а потенциально: человек должен через веру в Искупителя, жизнь по Евангелию и Таинства Церкви усвоить плоды Голгофской Жертвы. Одним человеком в мир вошел грех; одним Человеком – спасение и помилование.

Господь сказал: «берегитесь закваски фарисейской» (Мф. 16, 6). Вопрос: разве мир не заквашен на этой заразе?

Человек, находясь в этом мире, в то же время, как личность, стоит над миром и может сопротивляться греху, как бы этот грех ни был широко распространен.

Подготовила Людмила Кузнецова