«Не оскудевают премудрые повеления и учения, которые, устами отцов, начертал нам Святой Животворящий и Всесильный Дух» (св. Иосиф Волоцкий).
С древнейших времен отцы признают необходимым для христианина изучение аскетики – науки подвижничества. Эта особенная наука, которая заключается не в том, чтобы только знать, но – чтобы уметь и иметь. Без овладения ею не разобраться в действии различных сил в собственной душе, не вооружиться на борьбу со страстями. Именно подвижничеством Священное Писание именует ту усердную деятельность, что направлена на достижение христианского совершенства.
«Громадна ценность творений христианских подвижников», – писал в своем труде «Смысл христианского подвига» архиепископ Феодор (Поздеевский). В сочинениях святых отцов мы встречаемся не с отвлеченными понятиями, а с живым духом и высшей по достоверности реальностью. «Они написаны, можно сказать, кровью и потом их авторов и вводят нас в личный живой опыт их творцов. Аскеты – наши путеводители по пути христианского совершенствования. Путешественники и исследователи неведомых стран обыкновенно описывают нам свои впечатления. Отцы-аскеты были такими именно пионерами, первыми путешественниками в Царство Небесное, и оставили нам свои многочисленные записки о том пути, которым они шли… Православная аскетика в святоотеческих творениях выработалась в точную дисциплину и, можно даже сказать, – в науку духовного опыта, представляющую проверенную до мельчайших подробностей систему… Тут нет ничего измы¬шленного, придуманного, сочиненного; тут только пережитое, лично выстраданное и на опыте других, мудрейших и праведнейших, проверенное. Так радикальна была постановка задачи, так неутолимо было желание решить ее, так добросовестны поиски решения, что во всех этих трех смыслах святоотеческие творения сохраняют свою неветшающую ценность и поныне.
Сама наука наблюдательной психологии, пытающаяся познать душу путем внешних опытов, найдет здесь целую сокровищницу огромного разнообразнейшего внутреннего опыта, в котором никакому лабораторному физиологу и психологу не превзойти глубоких сердцеведцев – Макария Египетского, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина и других…»
***
Великое искусство – уметь во всем назидаться самою жизнью. На эту тему высказывался свт. Иннокентий Пензенский в переписке со своей паствой: «Ваше письмо… опечалило вашей скорбью о недостатке духовных руководителей. Нет, их много, только надо уметь их примечать и извлекать то, чему они учат нас. Господь Иисус Христос посылает их каждый час, только наши глаза слабы – не видят или не хотят видеть их. Например, иной человек нас искушает… раздражением, оскорблением, – а значит, учит любви. Иной – пустословием, празднословием, – а значит, учит твердой внимательности к размышлению о путях спасения. Домашние хлопоты, как цепи, держат нашу духовную гордость на привязи. Иначе она, высоко поднявшись, увлекла бы нас в прелестную пагубу… Как явно Царство Божие сияет сквозь всё видимое, сквозь всю мирскую суету… и даже сквозь политические утонченнейшие хитрости! Привыкайте взирать на каждого человека, с тем чтобы от него научиться чему-нибудь духовному. Взирайте на него как на духовную книгу, раскрытую перед вами Самим Господом. Увидите из сего скорую пользу вашей душе. Господу угодно окружать нас всем тем, что нужно. Кроме того, вы имеете книги и умеете читать их. Вот руководство… Господи, Ты близ нас, Ты знаешь, чему надо научить нас и в чем мы нуждаемся… Ты непрестанно учишь нас или терпению, или любви, или смирению, или молитве, или кротости, или милосердию, или многим добродетелям в совокупности! Поблагодарим Господа за всё».
***
Единство отцов – вневременное явление. По мысли иеромонаха Серафима (Роуза), «учение святых отцов православия не относится к какомуто одному веку, будь оно “древним” или “современным”. Оно неразрывной цепочкой проходит от времени Христа и Его апостолов до наших дней… Даже когда многие православные пренебрегали этим учением (как часто бывает и в наши дни), верные последователи всё же передавали учение тем, кто жаждал обрести его. Бывали времена расцвета, например, в IV веке, и бывали периоды, когда православные меньше знали писания святых отцов, но никогда – с самого начала существования Церкви Христовой на земле – не прекращала Церковь руководствоваться традициями отцов… В наше сложное время нет ни одного вопроса, который нельзя было бы разрешить, если внимательно и почтительно читать святых отцов… Епископ Игнатий и иные недавно жившие отцы указали нам, последним христианам, каких святых отцов нам читать наиболее важно и в каком порядке их читать. Да вдохновит это нас на то, чтобы сделать чтение святоотеческой литературы фундаментом для строительства душ наших и наследования жизни вечной…»
Из книги Н. Новикова «Молитва Иисусова. Опыт 2х тысячелетий»