Христианин является активным участником богослужения. Он не только старается вникать в смысл происходящего, но и совершает определенные внешние действия (крестные знамения, поклоны), которые так же, как и все происходящее в храме, регулируются Уставом.
Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами: «Боже, милостив буди мне, грешному», «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», «Создавый мя Господи, прости мя!».
После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», — внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.
Мужчинам положено, по древнему обычаю, становиться в храме на правой стороне, а женщинам — на левой.
Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения.
Перед началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком «Приидите, поклонимся», на «Святый Боже», на троекратном «Аллилуия» и на «Буди Имя Господне» полагаются по три поясных поклона. Только на «Аллилуия» среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение. На «Сподоби, Господи» как на вечерне, так и на утрене (в славословии великом, поемом или читаемом), полагаются по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», твори поясной поклон. При пении и чтении стихир и других молитвословий тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому, например: «припадем», «поклонимся», «молимся».
При чтении акафистов на каждом кондаке и икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются поклоны земные или поясные; также поклон полагается по прочтении молитвы акафиста.
По «Достойно» на повечерии и утрене, также и во время пения «Честнейшую» на 9-й песни канона; после стиха «Хвалим, благословим» полагается поясной поклон. Пред и по прочтении Евангелия всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания — по одному поясному поклону.
При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста», при начале чтения Апостола, Евангелия и паримий положено осенять себя крестным знамением без поклона.
Когда священнослужитель преподавая мир, произносит «Мир всем» или возглашает «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами» и лик (хор), отвечая, поет «И духови твоему» или «И со духом твоим», следует делать поясной поклон без крестного знамения. Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их. При возглашении «Главы ваша Господеви приклоните» следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы.
Когда в церкви осеняют народ Крестом, святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя главу. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствие «Христос Воскресе», говорят: «Воистину Воскресе».
При целовании Святого Евангелия, Креста, честных мощей и икон следует подходить в должно порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поясных поклона, касаясь рукой земли, пред целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик. По традиции, первыми под благословение, прикладываться к иконам, на елеопомазание подходят мужчины, а после них женщины.
От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники, а также в воскресные дни поклоны земные при Храмовых Богослужениях отменяются…
Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых Ангелов. «В храме стояще славы Твоея, на Небеси стояти мним».
Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить земной поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить мысленно у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние. Но совершенно необходимо вникать во все, совершаемое за церковным Богослужением, чтобы питаться им. Тогда только за церковной службой каждый согреет сердце, возбудит совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.