Найти себя – богочеловеческого

«Исключений нет: каждый человек может стать совершенным во Христе, если только захочет. Ибо вера дана всем, Церковь всегда открыта для всех. Всем доступны святые Таинства и святые добродетели, а в них – святые Божественные силы, с помощью которых человек рождается в человека совершенного. Образец совершенного человека – Сам Богочеловек Господь Христос» (св. Иустин Попович).

Почитание святых – неотъемлемая  часть православной духовности. Мы празднуем дни памяти святых, молимся им, обращаемся за помощью и получаем эту помощь. Но не всегда помним, что к святости призваны не только избранные угодники Божии, но и все мы – православные христиане. Сегодня нам напомнят об этом тексты из сочинений двух замечательных святых, достаточно близких к нам по времени. Память их Церковь совершает в один день – 1/14 июня.

 Из писем

«Дорогое мое чадо о Господе!

Всю жизнь я копаю и рою самого себя, чтобы себя найти: того бессмертного, того словесного, того вечного, того богочеловечного себя. И никак не могу настичь себя, поймать себя, охватить себя. Знаю и чувствую, что этого я могу достигнуть только чудесным Господом Христом… ибо только в Нем и Им я становлюсь вечно своим, божественно вечно своим. А без этого я не нужен самому себе. Только Им я и переживаю себя, свое человеческое существо, как радость и как вечное благовестие. Без Него человек не что иное, как мучитель себя, немилосердный самомучитель, и неминуемо всесторонний убийца себя… Поэтому для человека необходимо в этом мире и во всяком другом – найти  всечеловеколюбивого Господа Христа – Богочеловека, предаться Ему с помощью святых Таинств и святых добродетелей, обогочеловечить себя: ум свой – исполнить Богом, Господом Иисусом Христом, и преобразить в бого-ум, сердце – в бого-сердце, волю – в бого-волю, совесть – в бого-совесть, жизнь – в бого-жизнь. И тогда всё человеческое чувствует Богом, и мыслит Богом, и желает Богом, и делает Богом, и живет Богом. И так весь человек, во всех составах своих и во всецелом существе своем, постепенно преображается в богочеловечного человека – в богочеловека.

А без вседивного и всепреображающего Господа Христа, без Его святых Таинств, без Его святых добродетелей, без Его святой Церкви, человек дегенерирует в карлика. И всё человеческое неприметно, посредством нераскаянных грехов и низких страстей, превращается в дьяволочеловеческое. И человек однажды просыпается уродливым дьяволочеловеком, вместо того, чтобы заблистать благодатным богочеловеком, вечным и богочеловечным во всех мыслях своих, во всех пожеланиях своих… во всех делах своих, во всей жизни своей. И всего этого он может достигнуть, достигнуть несомненно, ибо Всесладчайший и Всечудотворящий Господь Иисус Христос, «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8): Тот же для апостола Павла, Тот же для Златоуста, Тот же для меня, Тот же для тебя, Тот же для каждого человеческого существа, Тот же для каждого творения – от Первоангела до червя. И человек, какой бы он ни был, держась за незаменимого Господа верою и святыми Таинствами, и святыми добродетелями, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса», будет одерживать победу над всеми грехами и страстями во всех бранях и на всех поприщах мира сего (Евр. 12, 1–7).

Во всех этих святых бранях за душу свою мы постоянно находимся в святом и непобедимом воинстве Господа Христа; здесь наши вожди и военачальники – святые апостолы, святые пророки, святые евангелисты, святые пастыри, святые учители, и они одерживают в нас и через нас все те победы над грехами и страстями, и смертями, и бесами (Евр. 4, 11–15; 6, 10–18). Думаю и всем существом чувствую, что главное для человека, для каждого человека на земле, – искать, прежде всего и выше всего, Царствия Божия и правды его, и ему, несомненно, приложится и добавится всё, что ему вечно необходимо и в этой, и в будущей жизни; и на земле, и на небе, – повсюду, где только живет и движется ищущее Бога человеческое существо…

Всех благ неба и земли, чадо мое милое, желает тебе от Господа твой отец архимандрит Иустин».

***

«…Человек на девяносто девять процентов с неба и лишь на один процент от земли. Поэтому мы должны в каждую минуту взбираться к небу, ползти к небу, лететь к небу. Этому нас до мельчайших тонкостей научает Святое Евангелие чудесного Господа Иисуса Христа и каждое святое житие каждого святого…»

Св. Иоанн Кронштадтский (1829–1908)

«Неблагонадежный, неистинный тот христианин, который не хочет, не надеется и не старается быть святым, как неблагонадежен и тот воин, который не хочет, не надеется и не старается быть победителем. Мы все… можем и должны быть святыми! – не своею силою и заслугами перед Богом, – нет; а силою благодати Божией… и заслугами Христовыми… Да обновит же нас всех Дух Святой, очистив от всякого греха».

Подготовила Людмила Кузнецова