Эта строка из «Последнего слова» свт. Тихона Задонского – духовного завещания, обращенного к братии в 1783 г. Как и все 15 томов наследия, оставленные в поучение нам, «возлюбленным», великим подвижником Российским, это «письмецо» подчинено евангельской идее, читается живо, актуально, удивляя образностью и высотой мысли.
Многообразие тем и вопросов, охватываемых в трудах святителя, свидетельствует о неисчислимых проблемах, стоявших перед ним, и масштабности его личности. Нам представляется, обычно, свт. Тихон глубоким старцем на покое, занятым созданием высоких творений. А, судя по биографическим данным, возраст ушедшего на покой епископа Воронежского – всего 43 г., и дожил он лишь до 59 лет, успев оставить кроме богословского, бесценного на все времена, наследия, поучительный и яркий пример подвижничества, самоотречения, аскетизма и истинно апостольского служения.
Надо представить обстановку, предопределившую деятельность св. Тихона. Родившийся в 1724 г. в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии Тимофей Савельевич Соколовский был сыном вскоре умершего причетчика Савелия Кириллова. Семья без кормильца почти нищенствовала, мальчика чуть не отдали богатому ямщику на прокорм и в помощь. Но старший брат отстоял любимого Тимошу и к 13-летнему возрасту сумел подготовить его к поступлению в духовное училище при Новгородском Архиерейском доме. Спустя три года одаренный юноша был принят на казенное содержание в открывшуюся Новгородскую семинарию. Талантливого выпускника оставили преподавать греческий, риторику, философию. Появилась возможность помогать родным, воздавая им за уроки доброты и верности, полученные в трудном детстве. Близкие видели его священником, с семейным укладом, но Тимофею Господь давал знаки, ведущие его на путь монашества: то счастливое избавление от падения на колокольне, когда рухнули перила, на которые он опирался; то чудное видение неземного света с внезапно разверзшихся небес. В 34-летнем возрасте он принимает постриг с именем Тихон, а в 1759 г. переводится в Тверскую епархию в качестве архи-мандрита Желтикова монастыря. За этим назначением последовало пребывание в Отрочском монастыре с исполнением ректорства и учительства в Тверской семинарии. И вот, 13 мая 1761г. (37 лет) – хиротония во епископа Кексгольмского и Ладожского с исполнением обязанностей по Хутынскому монастырю и викария Новгородского архиерея. На его плечи легло нелегкое бремя архипастырства. Спустя 2 г. – в 1763 г., он занимает Воронежскую кафедру. По сохранившимся указам, инструкциям и распоряжениям молодого епископа понимаем, какое множество задач перед ним стояло, какой фронт работ им был развернут – невежественное население некому было окормлять (духовенство ни по количеству, ни по качеству не соответствовало своему званию, не знало своих обязанностей, не наблюдало за хождением народа в храм, приходы не формировались). Епископом были созданы духовные училища, где поднимался богословский и нравственный уровень духовенства, позволявший возбуждать благочестие паствы, искоренять в народе суеверие и язычество. В храмах стали читаться душеполезные листы, поучения, составленные святителем. В Воронеже было установлено открытое обучение Закону Божиему по воскресным дням. Стараниями Владыки прекратились безобразия, сопровождаемые пьянством и разгулом, в языческий праздник Ярилы, отмечавшийся перед Петровым постом, и на сырной неделе. Миротворчество, восстановление справедливости, заступничество всякого рода, бесстрашные выступления с увещеваниями перед беснующейся толпой, сострадательность – снискали ему глубокую любовь паствы и духовенства. За четыре года его епископства епархия поднялась, укрепилась, Воронежская семинария заняла достойное место в ряду учебных заведений. Но усиленные труды и подвиги святителя подорвали его слабое от рождения здоровье, и в 1767 г. он вынужден был написать прошение о переводе его на покой. По удовлетворении оного он удалился в Толшевский монастырь, а через два года – в Задонскую обитель, где почил спустя 14 лет, в 1783г. 26 августа (день кончины был указан ему от Бога за три года). За эти последние годы им создано многотомное наследие трудов, не утративших своего значения и сейчас. В 1776 г. написан труд «Об истинном христианстве», где святитель формулирует понятия греха и добродетели применительно к жизни современного ему человека-христианина, доказывая, что евангельские идеи вечны и незыблемы. «Жизнь человека-христианина в целом – это “работа христианская”, она и может, и должна стать источником радости и утешения, ибо есть свободная, а не принужденная. Работают христиане не человеку, подобному себе, но Богу, Который им Сам помогает, укрепляет, наставляет, от наветов вражьих защищает рабов Своих и за временную службу сотворяет их участниками Царствия Своего вечного». «…Эта работа правде преславная, благородная и величайшая свобода есть. Свойство христианской свободы таково, что ее имеют и те, которые работают людям, работают врагам, пленившим их, заключаются в темницах, но сладкой свободы своей не теряют… а кроме того, эта свобода вечная, и никто не может лишить ее христианина, если только он добровольно не поработит себя греху, и, перестав быть рабом Божьим, сделается рабом врага своего спасения». Вот так, доступно, без выс-пренних лишних выражений, ясно излагает святитель всё, что хочет донести до паствы, до духовенства. На основе его поучений Синод в 1789 г. составляет для чтения в церквах «Наставления о собственных всякого христианина должностях», признавая за святителем просветительский талант и подвиг в общецерковном масштабе. Кроме больших работ, Владыкой нам оставлены два замечательных по красоте, но невеликих по размеру, покаянных произведения: «Плач покаянный иже во святых отца нашего Тихона Задонского», где знаемая им наизусть «Псалтирь» в маленьких цитатах нанизана, словно четки, заново на покаянную нить, причем сохранение последовательности псалмов дает в конце чтения то самое жизнеутверждающее чувство, что и само творение царя Давида. Второе – «Канон покаянный», так искренне и прочувствованно написано автором, что слышится и монашеское моление, и песенный стих. В «Отечник», составленный свт. Игнатием Брянчаниновым, вошли 25 цитат из наследия Тихона Воронежского, рекомендованных автором для «на-вевания на читателя благоухания святой простоты и истинного служения Богу», и это – среди творений великих отцов египетских (аввы Антония Ве-ликого, аввы Макария Великого, аввы Афанасия).
В Задонском монастыре «на покое», но «без отдыха», св. Тихон живет аскетом, выполняя ежедневно тяжелую работу по хозяйству, посещая тюрьмы, больницы, приюты, отдавая жалование нуждающимся и просителям. Беседы с жителями, братией, ходатайства в судах, вразумление раскольников – составляют его занятия. Господь одарил его прозорливостью, проявлявшейся неоднократно явно и прикровенно. Келейники описывали раскрытие обманных намерений просителей, приходивших за деньгами, всякого рода мошенничества. Но при этом, обличая, святитель старался провинившихся и воспитать, и отвратить от греха, и привести к покаянию.
В 1778 г. им предсказана победа Александра I над Наполеоном (еще при рождении царя-освободителя). Сведения о чудотворениях и исцелениях по молитвам Владыки встречаются многократно во всех со-временных ему источниках. Весьма подробные записки келейников святителя – И. Ефимова и В. Чеботарева, позволяют увидеть нам св. Тихона и как обыкновенного человека с присущими ему слабостями, и как великого борца со страстями, побеждающего их и выходящего на путь святости. От природы святителю, по свидетельству близко знавших его, присущи были и горячность, и внезапные слезы досадования, служившие ему боялись взыскательности «такового пастырского лица его» и сторонились подобных вспышек. Видя это, св. Тихон «начал просить и молить Бога, дабы посетил его какой-либо болезнью, да тако удобнее мог бы он смиренномудрию и кротости обучиться». Желаемое он получил в сонном видении, когда, якобы будучи в храме, увидел вынесенного священником из алтаря через царские врата младенца, покрытого тонкой кисеей, подошедши к которому, испросил имя и с любовью поцеловал в правую щеку. Услышав в ответ «Василий, т. е. Царь», почувствовал, как младенец ударил его десницей по левой щеке с силой, от которой пробудился. С той поры, ослабли и левая рука, и левая нога святителя. Но он неустанно благодарил Господа за такое отеческое посещение и с кротостью просил о прощении его каждым, имевшим с ним дело, невзирая на чины и звания. Известен случай обращения им в православие дворянина – ярого вольтерианца, пораженного кроткой, но неотступной аргументацией исповедания веры святителя, не смутившегося гневом и раздражением собеседника, давшего ему пощечину. В год 55-летия свт. Тихона Задонского он последний раз участвовал в рождественской Литургии, далее силы его начали таять, к 1782 г. относятся последние его труды и, в частности, знаменитое духовное завещание. Блаженная кончина пришлась на 26 августа (13 по ст. ст.) 1783 г. – «Простите, возлюбленные, и Тихона поминайте». Владыка был похоронен в Задонске, в Рождество-Богородицком монастыре, при перестройке храма мощи нетленными были открыты в 1845 г., но постановления Свщ. Синода о причислении святителя к лику святых пришлось ждать еще 16 лет – до 1861 г. За это время множество чудес и исцелений случилось у гроба. Имеется подроб-ное описание торжеств, посвященных этому событию, когда при стечении более трехсот тысяч благочестивого народа новый угодник Божий был прославлен, святые мощи его в драгоценной раке устроены под балдахином слева от алтаря, где и пребывают по сей день как главная святыня монастыря и города.
Подготовила Ирина Коблянская