На Богочеловеческом пути. Преподобный Иустин Попович

i«Я должен защищать путь, по которому иду: не потому, что это мой путь, а потому, что это путь Христов. Он его открыл, Он его проложил, Он его обезопасил. Это первый и единственный путь из смердящей бездны земли к вершинам благоухающего Неба. Первый и единственный – другого нет…» прп. Иустин Попович

Богочеловеческий путь – путь Христа, апостолов и св. отцов – сохраняется для всех произволяющих по нему последовать в Православной Церкви Святым Духом через св. отцов. Святоотеческая миссия не ограничена временем. Она будет длиться до тех пор, пока стоит на земле Церковь Христова и действует в ней Святой Дух. Так и сейчас – эпоха святоотечества продолжается; Святоотеческое Предание Церкви живет, развивается, прирастает житиями и творениями новых святых.

Прп. Иустин Попович – подвижник и исповедник Сербской Православной Церкви, святоотеческий богослов и христианский философ, патролог и агиограф, представляет св. отцов новейшего времени. Он жил в 20 в. Творения его по праву вошли в сокровищницу Святоотеческого Предания Вселенской Церкви; жизнь являет пример стойкости и мужества, которых, по слову свт. Николая Сербского, катастрофически недостает современному миру.

Из жизнеописания прп. Иустина (1894–1979)

Каждое мгновение моей жизни – Божие. Зачем же тогда бояться кого бы то ни было и чего бы то ни было, кроме Бога? Прп. Иустин Попович

Будущий архимандрит Иустин родился 25 марта (7 апреля) 1894 г. в день Благовещения Пресвятой Богородицы и был назван в честь этого праздника именем Благое. Под знамением Благовещения прошла вся жизнь о. Иустина вплоть до его кончины в день Благовещения 1979 г.

Родился Благое в сербском г. Вране в православной семье и рос в обстановке веры и благочестия. В 1905 г. поступил в Свято-Саввскую белградскую семинарию. Преподававшего там будущего свт. Николая Сербского о. Иустин до конца жизни любил как отца и учителя. В семинарские годы формируется сознательная вера Благое во Христа. Ответ на главный вопрос: «Как обрести жизнь вечную?» – он ищет в Свщ. Писании и святоотеческих творениях. Под водительством св. отцов Иоанна Златоуста, Василия Великого, Макария Египетского и всех других святых Божиих прошла вся жизнь о. Иустина. Он находился с ними в постоянном молитвенном общении, читал и переводил их жития и творения. «Сегодняшний христианин может быть настоящим христианином лишь тогда, когда будет руководим святыми изо дня в день», – напишет он позже.

В 1914 г. Благое закончил семинарию, в конце 1915 г. принял монашеский постриг с именем в честь мч. Иустина Философа.

Дальнейшее образование в период 1916–1921 гг. монах Иустин получал в Петроградской Духовной академии, на теологическом факультете Оксфорда и богословском факультете Афинского университета. Помимо богословия, он изучал литературу, философию, историю и, подобно свв. Иустину Философу, Василию Великому, Григорию Богослову, убедился, что человеческая мудрость без Христа не может дать ответа на извечные вопросы о смысле жизни и смерти человека и не приносит плода для жизни вечной. Как убедился и в наличии непримиримого противоречия между восточным православием, основанным на вере в Богочеловека, и западным гуманизмом, обожествляющим тленного человека. И еще ревностнее посвятил себя Христу.

Человек живой веры и покаяния, о. Иустин воспринял Христово Евангелие как призыв к личному подвигу – поста, молитвы, милосердия и пр., без которого христианская жизнь остается лишь теорией, наукой на бумаге. По возвращении в Сербию, умудрившись сам на пути спасения, он мог своим опытом послужить и другим. Преподобный, в то время уже иеродиакон, выступает на общественное служение на поприще, определенном ему Богом, – благовестия и приведения людей ко Христу.

В 1921 г. о. Иустин начинает преподавать в Карловацкой (позже – в Призренской и Битольской) семинарии Свщ. Писание, догматику, патрологию. То, что для него значили св. отцы и их догматическое богословие, лучше всего выражают его слова: «Православное богословие – это единственное евангельское богословие, ибо оно от духоносных апостолов и св. отцов – Святым Духом богословие». Он выступал против схоластически безжизненного и по-протестантски рационалистического метода обучения; был убежден, что православная наука и церковность должны преподаваться и изучаться с православным, святоотеческим подходом; настоял на введении в качестве обязательного предмета обучения житий святых, что считал крайне важным.

В 1922 г. был рукоположен во иеромонаха и стал пастырем многих душ. Пастырское служение, преподавание, издание журнала «Христианская жизнь», различные дела и заботы отнимали все больше времени у молитвы, и он часто испытывал желание оставить мир и затвориться в монастыре. «Разве я монах? – пишет он. – Все мои подвиги опущены…» Однако своего поприща не оставляет. При этом его якобы «опущенные» подвиги ежедневно и еженощно составляют тысячи земных поклонов и молитв.

В 1930 – 1932 гг. находился на миссионерском служении в Чехословакии. За этот апостольский труд ему был предложен сан епископа, принять который он отказался, считая себя недостойным.

В 1930-х гг. начинает писать свой знаменитый трехтомный труд «Догматика Православной Церкви», прославивший сербское богословие. «Догматика» – замечательный образец святоотеческого богословия – стала классическим учебником, по которому учатся во многих странах мира.

С 1934 г. о. Иустин – доцент, а затем и профессор Белградского университета. В 1945 г., с приходом в Югославии к власти коммунистов, уволен из университета, где был распущен слух о его помешательстве, заключен в тюрьму и едва не расстрелян как враг народа. С конца 1946 г. скитался по разным монастырям, т. к. ни один из них не решался принять его надолго.

В 1948 г. обрел приют в Свято-Челийском монастыре, где, фактически под домашним арестом, прожил до конца жизни – был духовником сестер, ежедневно служил Литургию, работал над своими сочинениями и переводами.

Библейская истина: «Многи скорби праведным…» (Пс. 33,20) – исполнилась на жизни о. Иустина. Служа Христовой Церкви, он никогда не отступал от правды, не кривил душой, не приспосабливался. Публично и неустрашимо свидетельствуя о Христе, встречал сопротивление и противодействие многих, в т.ч. и служителей Церкви. Часто был в скорбях, пренебрежении, изгнании. Понимая неизбежность гонений за веру и исповедание православия, относился к этому спокойно и каждую минуту готов был с радостью умереть за Христа, но защищать свой православный путь считал себя обязанным, т. к. этим защищает Истину.

Свою жизнь о. Иустин окончил в 1979 г. в день празднования Благовещения. В 1993 г. прославлен в лике святых Сербской Православной Церковью.

***

Прп. Иустин оставил после себя богатейшее богословское, философское и агиографическое наследие. Свои знаменитые «Догматики» он объединил под общим названием «Православная философия Истины». Так можно озаглавить и все без исключения его сочинения, раскрывающие смысл всего происходящего в земной и загробной жизни человека с точки зрения вечности – точки зрения Богочеловека Христа.

«… для аввы Иустина, как и для истинных христиан всех времен, евангельский путь познания Истинного Бога есть в то же время и путь познания истинного смысла, содержания и образа жизни людей и здесь, на земле, и в Царстве Божией вечности». (Еп. Афанасий Евтич)

Православная философия Истины.Из сочинений прп. Иустина

Меня изумляет, как некоторые мыслящие люди не замечают Иисуса, не останавливаются на Нем. А если они не замечают Бога, то разве это мыслители? Не замечать Иисуса в мире нашей человеческой действительности и событий, есть то же самое, что не замечать солнце, а видеть, выставлять и хвалить свечи и светильники как источники света и тепла.

Когда ищут вечную истину, вопрос: Что есть Истина? (Ин. 18, 38) бывает ошибочен. В этом случае нужно задаваться вопросом: «Кто есть Истина?» Ведь такой истиной может быть только личность, и именно Божественная Личность, а не тварь, только Бог Творец, а не творение и материя. Богочеловек отвечает: Аз есмь Истина (Ин. 14, 6).

Православная Церковь Христова все в христианстве сводит к животворящей Личности Богочеловека: и учение, и истину…и добро, и жизнь. Образ Богочеловека Христа – высшая ценность Церкви. Все остальные ценности она получает от Него, как лучи от солнца.

Человек – боголикое и потому бессмертное существо, созданное для жизни вечной… которое обезобразила смерть и сделала его смертным и которое необходимо лечить и спасать от смерти бессмертием и жизнью вечной. В Евангелии все сводится к тому, как человеку обеспечить бессмертие и жизнь вечную. Это основное благовестие Богочеловека.

Есть Лекарь, врачующий любой недуг, и есть средство от всякого недуга. Это Богочеловеческий путь св. апостолов и св. отцов… Без этого всеврачуюшего лекарства все прочие средства являются не более чем бесполезными пластырями.

… то, что Богочеловека Христа делает ценностью превыше всех ценностей, это, то, что Он первый и единственный решил проблему жизни и смерти, решил ее прагматически, реально… Воскресением Своим Он человеческой природе навеки обеспечил победу над смертью, а Своим вознесением – жизнь бессмертную в вечности Трисветлого Божества…

В бессмертие люди входят только через двери воскресения Христова… Воскресение Христово – матерь… всех христиан, матерь бессмертных…

Если воплотившийся Бог своей богочеловеческой жизнью и учением и открыл что-либо, так это то, что люди – существа вечные, этот мир лишь их временная обитель; вечная жизнь начинается в этом мире и, не прекращаясь, продолжается в том… Наша вера есть не что иное, как непрестанная борьба за жизнь вечную, непрестанное мучение за жизнь вечную (1 Тим. 6, 12). А земля – ринг и арена мученичества… Это наше призвание…

С кем мы ведем войну? С врагами нашей вечности и нашего бессмертия. Кто они? Наши грехи, наши страсти, наши пороки… Провозгласить свои грехи своими противниками и почувствовать их своими лютейшими врагами – это первое условие движения человека по пути, ведущему в жизнь вечную … необходима решимость вести борьбу не на жизнь, а на смерть. Ибо в этом мире человек может быть или другом Божиим, а врагом диаволу, или приятелем диавола, а врагом Божиим. Третьего не дано.

Мучителен подвиг распять в себе ветхого человека, убить в себе все грехи, все страсти и жить только по Богу через св. мысли, св. желания… через св. дела. Но христианин только этим и Христов.

… Евангелие Спасителя… практическое руководство к тому, как человек может переродить себя – смертного в бессмертного.

Для боголикой души естественно тянуться к Богу как к своему оригиналу … Создав человека по образу Своему, Бог тем самым разлил по его существу тягу к божественной бесконечности жизни, к божественной бесконечности познания, к божественной бесконечности совершенства… эта алчущая тяга существа человеческого не может полностью удовлетвориться и насытиться ничем, кроме Бога. Объявляя божественное совершенство главной целью человеческого существования в мире, Господь отвечает на основное желание и потребность боголикого и богоустремленного человеческого существа: Будите совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48).

… Что значит быть православным? Это значит быть в непрестанном подвиге изменения от человека к Богочеловеку, быть в непрестанном созидании себя богочеловеческими подвигами.

Как совершенному Богочеловеку, Ему ничто человеческое не неизвестно (Ин. 2, 25). Он и стал человеком, оставаясь Богом, чтобы как Бог дать человеческой природе божественные силы, которые бы приводили людей к самому тесному, богочеловеческому единству с Богом. И эта Его божественная сила непрерывно действует в Богочеловеческом Его теле – Церкви , соединяя людей с Богом через благодатную и святую жизнь. Ибо Церковь есть не что иное, как чудесный богочеловеческий организм, в котором сотрудничество благодати Божией и свободной деятельности человека обессмерчивает, обогочеловечивает все человеческое… кроме греха.

Бессмертие и вечность могут быть двоякими: добрыми или злыми, Божиими или диавольскими. Человеку предоставлена свобода и право выбора между двумя бессмертиями и двумя вечностями…

Когда начинается человеческий рай или ад? С его свободного выбора Божиего добра или дьявольского зла, Бога или диавола. И рай, и ад человека начинается еще на земле, чтобы после смерти продолжаться в той жизни и на том свете…

… если человек и после пришествия Богочеловека, и несмотря на него, может отвергать Бога, то, действительно, его свобода огромна… От нее зависит весь человек, вся его жизнь, вся его вечность… Не принимая Господа Иисуса Христа… люди на самом деле отвергают то, что их только и может спасти от греха, от всякого зла… спасти от мучений и этого, и иного мира. Что ж тогда остается таковым людям? Ложь, смерть, грех, ад – вот их добровольный выбор…

В истории мира наиболее важны два события: Первое пришествие Господа Иисуса Христа и Его Второе пришествие. Первое – сеяние, второе – жатва; первое показало и дало роду человеческому все божественные истины и силы для спасения от греха, смерти и диавола, второе явит и обнаружит, как род человеческий этим воспользовался.

Великая Пятница. Сегодня человечество осудило Бога на смерть… Даже падшие ангелы такого не совершили… Крест, позорнейший дар, даровали мы Тому, Кто нам даровал вечную славу… Страшен удел Христов и сегодня на земле, братья. Не есть ли вся наша жизнь непрекращающаяся Великая Пятница Господа Христа?.. Наше надругательство над Христом страшнее еврейского. Евреи могли веровать во Христа гораздо менее, ведь Он еще не воскресал. А мы, те, кому Христос уже двадцать веков действенно свидетельствует, что Он воскрес, мы осмеиваем Христа воскресшего, снова распинаем Христа, и при этом уже воскресшего Христа!.. Разве не срамит Христа, не оплевывает воскресшего Христа всякий христианин, только зовущийся христианином?

Подготовила Людмила Кузнецова