Музей при храме — это проповедь

Одна из последних картин заслуженного художника РФ Руслана Львовича Лавриненко с видом Троицкого собора хранится в фонде музеяТроицкий собор — старейший храм города. История нынешнего Саратова начинается с него. После переноса города в 1674 году с левого на правый берег Волги на единственной площади одним из первых был поставлен деревянный Троицкий собор, а в 1698 году было завершено строительство нижнего, уже каменного, храма. Полностью собор был достроен между 1701 и 1710 годами. За три сотни лет на Старособорной (ныне Музейной) площади образовался культурный слой толщиной около двух метров: при реконструкции храма его пришлось срывать. И сколько всего нашли в этом слое! Спрятанные кем-то серебряные оклады к иконам, металлические венчики, которыми украшались оклады, игрушка-погремушка в форме пасхального яйца и глиняная свистулька — окарина, трактирные стаканы, парфюмерные флакончики — всё это свидетельства жизни наших предков. И если археологическим находкам и правда самое место в музее, то предметам церковного обихода в нем тесновато: они по-прежнему часть живого организма — храма.

— В нашем музее часть экспонатов — церковной утвари, книг, икон, облачений — продолжает участвовать в богослужениях, — рассказывает автор экспозиции, куратор музея Ирина Васильевна Воронихина. — Такой тип экспозиции называется «открытым хранением», а помещение музея, где хранятся эти экспонаты, получило название «комната-ризница». Каждый желающий может рассмотреть произведения церковного искусства, которые, не будь музея, хранились бы в ризнице храма.

 

 

До революции в епархиях были древлехранилища, куда свозили наиболее ценные иконы, облачения. Это были своеобразные музеи при храмах. Сейчас эта традиция возрождается.

Как отмечает Ирина Воронихина, церковный музей — это своеобразная форма проповеди:

— Думаю, что в наше время создание общедоступных музеев при храмах и монастырях — это прежде всего возможность расширить миссионерскую деятельность Церкви.

В первом зале, где посетитель оказывается, переступив порог музея, по периметру над выставочными стендами выстроен фриз-баннер с историческими видами Старособорной площади. У гостя есть возможность обозреть ее окрестности глазами саратовцев середины ХIХ — начала ХХ века. На снимках мы видим семь православных храмов, а уцелел из них один — Троицкий.

В нижнем ярусе витрин — археологические находки, переместившиеся в музей со Старособорной площади.

 

 

В музее есть интерактивная зона: сидя за антикварным столом в старинном кресле, посетитель может познакомиться с дореволюционной периодикой, полистать старопечатные книги, оставить отзыв или пожелание.

Создание музея Троицкого собора стало возможным благодаря победе в грантовом конкурсе «Православная инициатива‑2011» с проектом «Свято-Троицкий собор — сердце Саратова». Настоятелем собора тогда был игумен Пахомий (Брусков), ныне Епископ Покровский и Николаевский.

— Концепция музея — «Свято-Троицкий собор — сердце Саратова» — предполагала освятить историю собора в тесной связи с историей города, — рассказывает Владыка Пахомий. — Музей призван не только хранить память о прошлом собора, но и служить поводом для разговора о жизни Церкви. Часто в собор на экскурсии приходят школьники, студенты. На мой взгляд, очень важно показать им, что Церковь — это не хранительница древностей; что она живет и сегодня, причем наполненной смыслом, насыщенной событиями жизнью. И в этой жизни есть место для каждого нашего современника.

Музей создавался в очень сжатые сроки, обусловленные критериями конкурса: от начала целенаправленного собирания экспозиции до открытия прошло девять месяцев.

— Для создания музея в первую очередь готовилась научная платформа, — рассказывает Ирина Воронихина, — документы мы собирали в сотрудничестве с архивами Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Саратова. В подготовке экспозиции принимали участие сотрудники собора, краеведческого и Радищевского музеев, зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета, священнослужители, историки Церкви, краеведы.

Коллекцию музея пополнил и Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: он передал некоторые ценные артефакты. Однако большая часть будущих экспонатов хранилась в самом храме. С 1936 по 1942 год здание собора принадлежало Краевому музею — нынешнему Саратовскому областному музею краеведения, здесь было его фондохранилище. Благодаря попечению краеведческого музея собор был спасен от разрушения.

Некоторые из экспонатов обнаружились в ходе последней масштабной реставрации 2000‑х годов. Настоятель собора игумен Пахомий заметил несоответствие между уровнями пола и потолка одной из келий колокольни. Он предположил, что между ними должно быть пустое пространство. И вот когда рабочие стали разбирать потолок, им чуть ли не на головы упал ящик. В нем оказались иконы и кресты, составившие теперь коллекцию старообрядческой металлопластики. Предположительно, клад был спрятан в 1920–1930‑х годах.

В музее экспонируются редкие фотографии из личных архивов, ранее нигде не публиковавшиеся. Так, впервые выставлена фотография, на которой епископ Саратовский и Вольский Борис (Вик) (на Саратовской кафедре с 13 января 1947 по 4 марта 1949 года) освящает воды Волги на праздник Крещения Господня в 1949 году.

Выставлен и музейный экземпляр «Духовно-музыкальных сочинений (для смешанного хора) священника В. Металлова» с дарственной надписью: «Въ Саратовскую Епархiальную библиотеку отъ автора». Протоиерей Василий Металлов — уроженец Саратова, магистр богословия, историк церковного пения, палеограф, церковный композитор, педагог, один из вдохновителей «Нового направления» в русской церковной музыке начала XX века, возвращавшего эту музыку к древнерусским истокам. Он внес значительный вклад в развитие духовно-музыкального образования в России, а его труды до сих пор актуальны для изучения знаменного распева и его графики.

 

Редкая фотография — епископ Саратовский и Вольский Борис (Вик) освящает воды Волги на праздник Крещения Господня в 1949 году Экземпляр «Духовно-музыкальных сочинений (для смешанного хора) священника В. Металлова» с дарственной надписью: «Въ Саратовскую Епархiальную библиотеку отъ автора»

 

В музее представлены копии синодиков Троицкого собора, которые сейчас хранятся в фондах областного краеведческого музея. На странице старинного синодика сохранилась запись о заупокойном поминовении убитого большевиками протоиерея Геннадия Махровского, который 37 лет служил в Свято-Троицком соборе, почти 25 лет был его настоятелем: «Махровскiй разстр. 17 сент. 1919 г. ».

Представлен фрагмент переписки епископа Саратовского и Царицынского Гермогена с Императорской археологической комиссией в связи с ремонтом Троицкого собора, начатым в 1903 году. Уже в начале ХХ века Троицкий собор принадлежал к числу древних храмов, и все ремонтные работы в нем должны были согласовываться с Императорской археологической комиссией.

 

Документы из Архива Института истории материальной культуры РАН в Санкт-Петербурге, связанные с деятельностью строительного комитета по ремонту и благоукрашению Троицкого собора, созданного по инициативе епископа Саратовского и Царицынского Гермогена в 1903 году Документы из Архива Института истории материальной культуры РАН в Санкт-Петербурге, связанные с деятельностью строительного комитета по ремонту и благоукрашению Троицкого собора, созданного по инициативе епископа Саратовского и Царицынского Гермогена в 1903 году

 

Экспонируются письмо Преосвященного Гермогена в эту комиссию и письмо из Императорской археологической комиссии в Саратов. Именно Строительный комитет поручил одному из своих участников — члену Саратовской Ученой архивной комиссии В. П. Соколову — составить исторический очерк о Старом соборе. Выставлена в музее и копия рукописного листа этой книги (изданной Строительным комитетом в 1904 году) с резолюцией Преосвященного Гермогена. Через сто с небольшим лет история словно повторилась — по инициативе Митрополита Лонгина прошла самая масштабная реконструкция собора за всё время его существования, и протодиакону (ныне — протоиерею) Михаилу Беликову было поручено написать новый исторический очерк о Троицком соборе. Очерк обернулся фундаментальной книгой — «Старый город и старый собор», вышедшей в издательстве Саратовской епархии в 2015 году.

Один из центральных экспонатов музейной «комнаты-ризницы» — напрестольное Евангелие 1791 года, то есть эпохи Екатерины II, в серебряном позолоченном окладе, с чеканкой и эмалевыми дробницами, на которых изображены четыре евангелиста и их символы, Воскресение Христово и Господь Саваоф. В этой книге — великолепные резцовые гравюры барочной стилистики, исполненные с металлических авторских досок, каждая из которых имеет авторскую подпись.

 

Напрестольное Евангелие 1791 года — времен царствования Екатерины II Евангелие 1698 года — современник возведения собора

 

Есть в экспозиции и еще более раннее Евангелие (1698 года) — ровесник нашего собора. На книге есть отметка: «При царе и Великом князе Петре Алексеевиче». Оригинальные обложка и оклад этого Евангелия утрачены, но сохранилась вкладная надпись: «Сие Святое Евангелие дано вкладу в церковь святых отцов Афанасия и Епифания, что на Сивцевом вражке. По Усопшим обозе (правильно — «о Бозе». — Ред.) Иване Тихонове сыне Протопопове 1728 Года июня девятого числа». Книга — замечательный образец ксилографии, то есть печати с досок. Об этом говорят и буквицы, и заставки, и иллюстрации. Орнаментация и стилистика изображений относятся к ХVII веку.

Удивительно, но в храме сохранился раритет — Шестоднев служебный (разновидность Октоиха) 1582 года. Книгу издал Василий Михайлович Гарабурда — помощник первопечатника Ивана Федорова при его работе над изданием Псалтири  в городе Заблудове в 1570 году. В своей жизни он осуществил всего два издания: Октоих и учительную Псалтирь. По-видимому, типографом Василий Михайлович был не очень искусным. Об этом говорят неровность строк, невыдержанная красная строка. Он и сам, видимо, осознавал свое несовершенство, и на одной из страниц Шестоднева вместе с выходными данными книги поместил просьбу простить его за «малоумельство» — просьбу, которую в данном случае можно считать искренней, а не «этикетной». Этот экспонат — действительно редкость, учитывая, что экземпляров обоих изданий печатника Василия Гарабурды в мире чуть более тридцати.

Очень трогательный экспонат — «Книга о вере единой истинной православной», которую в 1921 году, когда в Поволжье был страшный голод и доходило до людоедства, люди выменяли на картошку и тыкву, чтобы преподнести в дар своему храму.

 

Раритет — Шестоднев служебный (разновидность Октоиха) 1582 года. Издал его помощник первопечатника Ивана Федорова — Василий Гарабурда Чудотворная икона Божией Матери «Иверская», первая половина XIX века

 

В музее представлена и чудотворная Иверская икона Божией Матери, написанная в афонской традиции. Центральный образ Богоматери с Младенцем окружен изображениями в круглых розетках Ветхозаветной Троицы, двух Архангелов и двенадцати апостолов. В нижней части иконы написана молитва Пресвятой Богородице, а на обороте приведены обстоятельства явленного Ею чуда. Из надписи становится известно, что в 1849 году икона находилась на судне некоего купца Пономарева. В пути случилась беда: корабль потерпел крушение. К счастью, все люди остались живы. Однако никакие съестные припасы не уцелели, и спасшимся от потопления грозила голодная смерть. Тогда и произошло чудо: у берега в воде обнаружилась бочка с хлебом, а рядом — стоящая на воде Иверская икона.

Участвует в Архиерейских богослужениях на большие праздники прекрасный потир XIX века, серебряный, с позолотой, чеканкой, гравировкой и живописью по эмали. Совсем не по-нынешнему особенно мелодично, по заверениям клириков собора, звучат бубенцы серебряного кадила XIX века.

 

Потир. Середина XIX века. Серебро, позолота, чеканка, живопись по эмали Серебряное кадило. XIX век

 

Где еще можно так близко и внимательно рассмотреть облачение духовенства, как не в музее? Здесь представлены образцы золотошвейного искусства XVIII и XIX веков. По словам специалистов, сейчас подобные образцы — редкость. В музее представлены как срезанные и реконструированные на новую ткань фрагменты старинного золотного шитья, так и полностью сохранившиеся облачения священников XIX века. Золототканое облачение — не просто красиво, оно имеет и духовный смысл: материал, затканный золотыми нитями, — это образ проникновения Божественным светом нашего тварного мира…

 

Митра, изготовленная в России. XIX век. Золотное шитье, стразы, бисер. Шитье реконструировано на новую основу Образец золотного шитья. Оплечье фелони. XIX век Панагия с образом Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим радость». XIX век. Металл, роспись по эмали. Ростов

 

Два уникальных экспоната — это антиминсы. В государственных музеях подобные вещи выставлять не принято, однако для церковного музея они представляют особый интерес. Это антиминсы двух саратовских церквей, они относятся к XIX веку и были подписаны правящими на тот момент архиереями. Всматриваясь, можно проследить бытование антиминсов: заметны следы от чернильных клякс, пятна от воска, горящих свечей.

 

Антиминс одной из саратовских сельских церквей. XIX век

 

Образ Господа Иисуса Христа в коллекции старообрядческого литья музея Троицкого собора представлен тремя иконографическими типами. Наиболее интересный и красивый — «Спас Благое Молчание». Русские иконописцы начиная с XVI столетия осмеливались изображать Вторую Ипостась Троицы и до Ее Воплощения. Это нашло отражение и в медном литье.

 

Икона «Спас Благое Молчание». Вторая половина ХIX века. Медно-литая пластика, цветная эмаль Крест «Распятие». Начало XIX века. Поморье. Медно-литая пластика, цветная эмаль

 

Одним из самых интересных предметов коллекции металлопластики Троицкого собора, по словам специалистов, является небольшой поморский крест с расширяющимся подножием, погрудными изображениями двух предстоящих, Серафимом — в навершии и Нерукотворным Образом Спаса — в оглавии. Первые кресты такого рода отливались в медницах Поморья. Крест Троицкого собора отличается нечасто встречающимися особенностями: гладким подножием, не имеющим никакого рисунка, а также чрезвычайно редкой и дорогой красной эмалью.

К экспонатам, обнаруженным во время последней реставрации, относятся полихромные (раскрашенные) деревянные скульптуры, предположительно XVIII века, изображающие, скорее всего, евангелистов. Они были найдены при вскрытии пола в верхнем храме собора. В определенный момент подобные изображения перестали использоваться в интерьерах православных церквей. Для продолжения жизни экспонируемых скульптур реставраторам пришлось лишь укрепить красочный слой.

Есть в музее отдельная витрина — для новых поступлений. Так, совсем недавно в собор была принесена потускневшая, затертая от времени икона и ее потемневший оклад.

 

Полихромная деревянная скульптура, обнаруженная во время последней реставрации собора, относится предположительно к XVIII веку Икона «Четыре Рождества» (1842 год) — в числе новых поступлений музея. После реставрации Икона «Четыре Рождества» (1842 год) — в числе новых поступлений музея. После реставрации

 

Ирина Васильевна Воронихина отдала икону с окладом на реставрацию в Радищевский художественный музей и не ошиблась — это оказался редкий по своему сюжету образ «Четыре Рождества». Здесь изображены Рождество Пресвятой Богородицы, пророка Божия Иоанна Предтечи, Господа Иисуса Христа и святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Хорошо видно, как изменился образ после реставрации.

Обращают на себя внимание замечательные образцы резьбы по перламутру: икона Рождества Христова и образ «Бегство в Египет». Обе иконы относятся к XIX веку.

 

Иконки «Рождество Христово» и «Бегство в Египет». Палестина. XIX век. Перламутр, резьба Плащаница «Положение во гроб». XIX век. Золотное шитье по бархату «вприкреп» по карте, металл, масло

 

Музей был открыт в сентябре 2012 года, скоро ему исполнится 5 лет, и сейчас уже совершенно очевидно, что он нужен и интересен людям. Посетители проводят здесь по несколько часов, на экскурсии приходят гости города, саратовские школьники, студенты и горожане. У каждого есть возможность не только увидеть и осмыслить экспозицию, но и принять участие в ее пополнении: как мы заметили, открытия случаются и по сей день.

Фото Ивана Привалова, Дарьи Винокуровой, Марии Ковалевой и из архива музея собора
Журнал «Православие и современность» № 40 (56)
[Подготовила Мария Ковалева]

https://eparhia-saratov.ru/Articles/muzejj-pri-hrame-eto-propoved