Троицкий собор — старейший храм города. История нынешнего Саратова начинается с него. После переноса города в 1674 году с левого на правый берег Волги на единственной площади одним из первых был поставлен деревянный Троицкий собор, а в 1698 году было завершено строительство нижнего, уже каменного, храма. Полностью собор был достроен между 1701 и 1710 годами. За три сотни лет на Старособорной (ныне Музейной) площади образовался культурный слой толщиной около двух метров: при реконструкции храма его пришлось срывать. И сколько всего нашли в этом слое! Спрятанные кем-то серебряные оклады к иконам, металлические венчики, которыми украшались оклады, игрушка-погремушка в форме пасхального яйца и глиняная свистулька — окарина, трактирные стаканы, парфюмерные флакончики — всё это свидетельства жизни наших предков. И если археологическим находкам и правда самое место в музее, то предметам церковного обихода в нем тесновато: они по-прежнему часть живого организма — храма.
— В нашем музее часть экспонатов — церковной утвари, книг, икон, облачений — продолжает участвовать в богослужениях, — рассказывает автор экспозиции, куратор музея Ирина Васильевна Воронихина. — Такой тип экспозиции называется «открытым хранением», а помещение музея, где хранятся эти экспонаты, получило название «комната-ризница». Каждый желающий может рассмотреть произведения церковного искусства, которые, не будь музея, хранились бы в ризнице храма.
До революции в епархиях были древлехранилища, куда свозили наиболее ценные иконы, облачения. Это были своеобразные музеи при храмах. Сейчас эта традиция возрождается.
Как отмечает Ирина Воронихина, церковный музей — это своеобразная форма проповеди:
— Думаю, что в наше время создание общедоступных музеев при храмах и монастырях — это прежде всего возможность расширить миссионерскую деятельность Церкви.
В первом зале, где посетитель оказывается, переступив порог музея, по периметру над выставочными стендами выстроен фриз-баннер с историческими видами Старособорной площади. У гостя есть возможность обозреть ее окрестности глазами саратовцев середины ХIХ — начала ХХ века. На снимках мы видим семь православных храмов, а уцелел из них один — Троицкий.
В нижнем ярусе витрин — археологические находки, переместившиеся в музей со Старособорной площади.
В музее есть интерактивная зона: сидя за антикварным столом в старинном кресле, посетитель может познакомиться с дореволюционной периодикой, полистать старопечатные книги, оставить отзыв или пожелание.
Создание музея Троицкого собора стало возможным благодаря победе в грантовом конкурсе «Православная инициатива‑2011» с проектом «Свято-Троицкий собор — сердце Саратова». Настоятелем собора тогда был игумен Пахомий (Брусков), ныне Епископ Покровский и Николаевский.
— Концепция музея — «Свято-Троицкий собор — сердце Саратова» — предполагала освятить историю собора в тесной связи с историей города, — рассказывает Владыка Пахомий. — Музей призван не только хранить память о прошлом собора, но и служить поводом для разговора о жизни Церкви. Часто в собор на экскурсии приходят школьники, студенты. На мой взгляд, очень важно показать им, что Церковь — это не хранительница древностей; что она живет и сегодня, причем наполненной смыслом, насыщенной событиями жизнью. И в этой жизни есть место для каждого нашего современника.
Музей создавался в очень сжатые сроки, обусловленные критериями конкурса: от начала целенаправленного собирания экспозиции до открытия прошло девять месяцев.
— Для создания музея в первую очередь готовилась научная платформа, — рассказывает Ирина Воронихина, — документы мы собирали в сотрудничестве с архивами Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Саратова. В подготовке экспозиции принимали участие сотрудники собора, краеведческого и Радищевского музеев, зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета, священнослужители, историки Церкви, краеведы.
Коллекцию музея пополнил и Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: он передал некоторые ценные артефакты. Однако большая часть будущих экспонатов хранилась в самом храме. С 1936 по 1942 год здание собора принадлежало Краевому музею — нынешнему Саратовскому областному музею краеведения, здесь было его фондохранилище. Благодаря попечению краеведческого музея собор был спасен от разрушения.
Некоторые из экспонатов обнаружились в ходе последней масштабной реставрации 2000‑х годов. Настоятель собора игумен Пахомий заметил несоответствие между уровнями пола и потолка одной из келий колокольни. Он предположил, что между ними должно быть пустое пространство. И вот когда рабочие стали разбирать потолок, им чуть ли не на головы упал ящик. В нем оказались иконы и кресты, составившие теперь коллекцию старообрядческой металлопластики. Предположительно, клад был спрятан в 1920–1930‑х годах.
В музее экспонируются редкие фотографии из личных архивов, ранее нигде не публиковавшиеся. Так, впервые выставлена фотография, на которой епископ Саратовский и Вольский Борис (Вик) (на Саратовской кафедре с 13 января 1947 по 4 марта 1949 года) освящает воды Волги на праздник Крещения Господня в 1949 году.
Выставлен и музейный экземпляр «Духовно-музыкальных сочинений (для смешанного хора) священника В. Металлова» с дарственной надписью: «Въ Саратовскую Епархiальную библиотеку отъ автора». Протоиерей Василий Металлов — уроженец Саратова, магистр богословия, историк церковного пения, палеограф, церковный композитор, педагог, один из вдохновителей «Нового направления» в русской церковной музыке начала XX века, возвращавшего эту музыку к древнерусским истокам. Он внес значительный вклад в развитие духовно-музыкального образования в России, а его труды до сих пор актуальны для изучения знаменного распева и его графики.
В музее представлены копии синодиков Троицкого собора, которые сейчас хранятся в фондах областного краеведческого музея. На странице старинного синодика сохранилась запись о заупокойном поминовении убитого большевиками протоиерея Геннадия Махровского, который 37 лет служил в Свято-Троицком соборе, почти 25 лет был его настоятелем: «Махровскiй разстр. 17 сент. 1919 г. ».
Представлен фрагмент переписки епископа Саратовского и Царицынского Гермогена с Императорской археологической комиссией в связи с ремонтом Троицкого собора, начатым в 1903 году. Уже в начале ХХ века Троицкий собор принадлежал к числу древних храмов, и все ремонтные работы в нем должны были согласовываться с Императорской археологической комиссией.
Экспонируются письмо Преосвященного Гермогена в эту комиссию и письмо из Императорской археологической комиссии в Саратов. Именно Строительный комитет поручил одному из своих участников — члену Саратовской Ученой архивной комиссии В. П. Соколову — составить исторический очерк о Старом соборе. Выставлена в музее и копия рукописного листа этой книги (изданной Строительным комитетом в 1904 году) с резолюцией Преосвященного Гермогена. Через сто с небольшим лет история словно повторилась — по инициативе Митрополита Лонгина прошла самая масштабная реконструкция собора за всё время его существования, и протодиакону (ныне — протоиерею) Михаилу Беликову было поручено написать новый исторический очерк о Троицком соборе. Очерк обернулся фундаментальной книгой — «Старый город и старый собор», вышедшей в издательстве Саратовской епархии в 2015 году.
Один из центральных экспонатов музейной «комнаты-ризницы» — напрестольное Евангелие 1791 года, то есть эпохи Екатерины II, в серебряном позолоченном окладе, с чеканкой и эмалевыми дробницами, на которых изображены четыре евангелиста и их символы, Воскресение Христово и Господь Саваоф. В этой книге — великолепные резцовые гравюры барочной стилистики, исполненные с металлических авторских досок, каждая из которых имеет авторскую подпись.
Есть в экспозиции и еще более раннее Евангелие (1698 года) — ровесник нашего собора. На книге есть отметка: «При царе и Великом князе Петре Алексеевиче». Оригинальные обложка и оклад этого Евангелия утрачены, но сохранилась вкладная надпись: «Сие Святое Евангелие дано вкладу в церковь святых отцов Афанасия и Епифания, что на Сивцевом вражке. По Усопшим обозе (правильно — «о Бозе». — Ред.) Иване Тихонове сыне Протопопове 1728 Года июня девятого числа». Книга — замечательный образец ксилографии, то есть печати с досок. Об этом говорят и буквицы, и заставки, и иллюстрации. Орнаментация и стилистика изображений относятся к ХVII веку.
Удивительно, но в храме сохранился раритет — Шестоднев служебный (разновидность Октоиха) 1582 года. Книгу издал Василий Михайлович Гарабурда — помощник первопечатника Ивана Федорова при его работе над изданием Псалтири в городе Заблудове в 1570 году. В своей жизни он осуществил всего два издания: Октоих и учительную Псалтирь. По-видимому, типографом Василий Михайлович был не очень искусным. Об этом говорят неровность строк, невыдержанная красная строка. Он и сам, видимо, осознавал свое несовершенство, и на одной из страниц Шестоднева вместе с выходными данными книги поместил просьбу простить его за «малоумельство» — просьбу, которую в данном случае можно считать искренней, а не «этикетной». Этот экспонат — действительно редкость, учитывая, что экземпляров обоих изданий печатника Василия Гарабурды в мире чуть более тридцати.
Очень трогательный экспонат — «Книга о вере единой истинной православной», которую в 1921 году, когда в Поволжье был страшный голод и доходило до людоедства, люди выменяли на картошку и тыкву, чтобы преподнести в дар своему храму.
В музее представлена и чудотворная Иверская икона Божией Матери, написанная в афонской традиции. Центральный образ Богоматери с Младенцем окружен изображениями в круглых розетках Ветхозаветной Троицы, двух Архангелов и двенадцати апостолов. В нижней части иконы написана молитва Пресвятой Богородице, а на обороте приведены обстоятельства явленного Ею чуда. Из надписи становится известно, что в 1849 году икона находилась на судне некоего купца Пономарева. В пути случилась беда: корабль потерпел крушение. К счастью, все люди остались живы. Однако никакие съестные припасы не уцелели, и спасшимся от потопления грозила голодная смерть. Тогда и произошло чудо: у берега в воде обнаружилась бочка с хлебом, а рядом — стоящая на воде Иверская икона.
Участвует в Архиерейских богослужениях на большие праздники прекрасный потир XIX века, серебряный, с позолотой, чеканкой, гравировкой и живописью по эмали. Совсем не по-нынешнему особенно мелодично, по заверениям клириков собора, звучат бубенцы серебряного кадила XIX века.
Где еще можно так близко и внимательно рассмотреть облачение духовенства, как не в музее? Здесь представлены образцы золотошвейного искусства XVIII и XIX веков. По словам специалистов, сейчас подобные образцы — редкость. В музее представлены как срезанные и реконструированные на новую ткань фрагменты старинного золотного шитья, так и полностью сохранившиеся облачения священников XIX века. Золототканое облачение — не просто красиво, оно имеет и духовный смысл: материал, затканный золотыми нитями, — это образ проникновения Божественным светом нашего тварного мира…
Два уникальных экспоната — это антиминсы. В государственных музеях подобные вещи выставлять не принято, однако для церковного музея они представляют особый интерес. Это антиминсы двух саратовских церквей, они относятся к XIX веку и были подписаны правящими на тот момент архиереями. Всматриваясь, можно проследить бытование антиминсов: заметны следы от чернильных клякс, пятна от воска, горящих свечей.
Образ Господа Иисуса Христа в коллекции старообрядческого литья музея Троицкого собора представлен тремя иконографическими типами. Наиболее интересный и красивый — «Спас Благое Молчание». Русские иконописцы начиная с XVI столетия осмеливались изображать Вторую Ипостась Троицы и до Ее Воплощения. Это нашло отражение и в медном литье.
Одним из самых интересных предметов коллекции металлопластики Троицкого собора, по словам специалистов, является небольшой поморский крест с расширяющимся подножием, погрудными изображениями двух предстоящих, Серафимом — в навершии и Нерукотворным Образом Спаса — в оглавии. Первые кресты такого рода отливались в медницах Поморья. Крест Троицкого собора отличается нечасто встречающимися особенностями: гладким подножием, не имеющим никакого рисунка, а также чрезвычайно редкой и дорогой красной эмалью.
К экспонатам, обнаруженным во время последней реставрации, относятся полихромные (раскрашенные) деревянные скульптуры, предположительно XVIII века, изображающие, скорее всего, евангелистов. Они были найдены при вскрытии пола в верхнем храме собора. В определенный момент подобные изображения перестали использоваться в интерьерах православных церквей. Для продолжения жизни экспонируемых скульптур реставраторам пришлось лишь укрепить красочный слой.
Есть в музее отдельная витрина — для новых поступлений. Так, совсем недавно в собор была принесена потускневшая, затертая от времени икона и ее потемневший оклад.
Ирина Васильевна Воронихина отдала икону с окладом на реставрацию в Радищевский художественный музей и не ошиблась — это оказался редкий по своему сюжету образ «Четыре Рождества». Здесь изображены Рождество Пресвятой Богородицы, пророка Божия Иоанна Предтечи, Господа Иисуса Христа и святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Хорошо видно, как изменился образ после реставрации.
Обращают на себя внимание замечательные образцы резьбы по перламутру: икона Рождества Христова и образ «Бегство в Египет». Обе иконы относятся к XIX веку.
Музей был открыт в сентябре 2012 года, скоро ему исполнится 5 лет, и сейчас уже совершенно очевидно, что он нужен и интересен людям. Посетители проводят здесь по несколько часов, на экскурсии приходят гости города, саратовские школьники, студенты и горожане. У каждого есть возможность не только увидеть и осмыслить экспозицию, но и принять участие в ее пополнении: как мы заметили, открытия случаются и по сей день.
Фото Ивана Привалова, Дарьи Винокуровой, Марии Ковалевой и из архива музея собора
Журнал «Православие и современность» № 40 (56)
[Подготовила Мария Ковалева]
https://eparhia-saratov.ru/Articles/muzejj-pri-hrame-eto-propoved