Мощевик

В Свято-Троицком соборе много чтимых прихожанами святынь. Одна из них – уникальный ковчег с частицами мощей святых угодников. В настоящее время он находится в нижнем, Успенском, храме собора, около Казанской иконы Божией Матери.

В наш собор мощевик был передан в январе 2005 года. До этого времени он хранился в запасниках Саратовского областного музея краеведения. Музейные работники датируют его изготовление 18 веком. Мощевик представляет собой деревянную доску размером 25,5 х 21,6 см.
На ней расположены рядами 132 углубления с частицами мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки; апостола Андрея Первозванного; святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; великомучениц Екатерины и Варвары, многих русских святых. В центре доски – гнездо для крепления овальной иконы Воскресения Христова. До революции на мощевике был серебряный оклад, утраченный в годы лихолетья. Сохранились старые фотографии этого оклада, которые позволили расшифровать имена святых.

Первоначально мощевик находился в походной церкви князя Сергея Федоровича Голицына – флигель-адъютанта Екатерины II, боевого генерала, участника суворовских кампаний. В 1780 году Голицын расположился в селе Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии с 24 эскадронами Семеновского драгунского полка. Они и возвели здесь усадьбу, которая в дальнейшем получила общероссийскую известность. Через шесть лет над территорией усадьбы вознеслись маковки церкви в честь Преображения Господня. В нее и перенесли ковчег с мощами святых угодников.

Хранение мощевика в родовом княжеском имении Голицыных – далеко не единственный пример в истории русских дворянских семей. В личных архивах осталось немало свидетельств того, что христианские святыни имелись во многих дворянских домах. Это не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты.

Отношение к святыням в среде благочестивых дворян как ничто другое помогает увидеть глубину осознания ими своего гражданского и человеческого долга. Лучшие представители русской аристократии видели свое служение на поприще государственном и социальном как служение религиозное, Богом данное. И надеялись они в первую очередь не на свою власть, знание или сноровку, а на Божие благословение. В святынях, которые собирались в дворянских домах, видели залог благодатного покровительства святых угодников Божиих. При этом близость святыни требовала от них благоговейного отношения, а также глубокого осознания своего христианского долга.

По-разному святыни попадали в домовые церкви и часовни русских дворянских семей. Цари одаривали дворян иконами и мощами за службу Отечеству, архиереи – благословляли за помощь Церкви. Например, в семье дворян Измайловых, имение которых располагалось в Саратовской губернии, с 17 по 19 века хранился царский дар – частичка Животворящего Креста Господня. Подобное благословение имел и род А. С. Пушкина: из поколения в поколение переходила ладанка с Частицей Ризы Господней. Другой путь обретения святыни – через благословение родительское или кого-то из родственников. Появлению в дворянских домах многих святынь сопутствовали чудесные обстоятельства. Кроме того, русские дворяне сами собирали частицы мощей и создавали для них ковчежцы и мощевики. Вероятно, мощевик, который находится сейчас в нашем соборе, также был собран самим князем С.Ф. Голицыным. В Спасо-Преображенской церкви ковчег с мощами находился до 1921 года. После закрытия церкви мощевик, лишившийся серебряного оклада, поступил в Саратовский областной музей краеведения. Первая запись о его поступлении появилась в инвентарной книге отдела религии и атеизма в 1937-1938 годах. В 1948 году в новую Книгу поступлений было добавлено, что мощи происходят «из ликвидированной церкви в селе Зубриловка Саратовской области». Это подтверждает и метрика зубриловской Спасо-Преображенской церкви, составленная по просьбе Императорской академии художеств в 1887 году священником Павлом Прозоровым.

В декабре 2004 года в Саратовском областном музее краеведения была открыта выставка «Обретенная святыня». Ее главным экспонатом стал уникальный мощевик, многие годы хранившийся в запасниках музея. Кроме того, на выставке были представлены результаты исследования мощевика, материалы о Спасо-Преображенской церкви, князе Голицине и его жене, урожденной Энгельгард.

В это же время было принято решение о передаче мощевика Саратовскому Епархиальному управлению в постоянное пользование. Передача состоялась 14 января 2005 года. В этот день епископ Саратовский и Вольский Лонгин отслужил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе. Затем начался Крестный ход в Саратовский областной музей краеведения, где и началась торжественная церемония передачи. На ней присутствовали министр культуры области Михаил Брызгалов, директор музея Николай Малов, духовенство города. После окончания Крестного хода перед мощевиком в соборе был отслужен торжественный благодарственный молебен.

В 2006 году было принято решение о восстановлении драгоценной ризы на мощевик в реставрационных мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мастера проделали уникальную работу по расшифровке старых фотографий. Они разработали изображения каждого из святых, сделали гравировки. Теперь мощевик находится в нашем соборе. И каждый приходящий сюда имеет возможность попросить заступничества и помощи святых угодников, мощи которых покоятся в ковчеге.

Ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих

Святого пророка Даниила
Святых апостолов и евангелистов: Матфея, Марка, Луки
Святых апостолов: Андрея Первозванного, Тита, Варнавы, Карпа
Святой равноапостольной Марии Магдалины
Святого равноапостольного царя Константина
Святого равноапостольного Великого князя Владимира

Святителей: Василия Великого
Григория Богослова
Иоанна Златоуста
Григория Нисскаго
Григория Неокессарийскаго
Кирилла Иерусалимского
Иоанна Милостивого
Григория Солунскаго
Петра митрополита Московского
Алексия митрополита Московского
Ионны митрополита Московского
Филиппа митрополита Московского
Иоанна Новгородского
Никиты Новгородского
Нифонта Новгородского
Арсения Тверского
Гурия Казанского
Варсонофия Тверского
Германа Казанского
Игнатия еп. Ростовского
Леонтия Ростовского
Даниила Сербского

Священномучеников: Игнатия Богоносца
Ипатия Гангрскаго
Василия Амасийскаго
Ермолая
Карпа

Первомученика Архидиакона: Стефана

Великомучеников: Георгия Победоносца,Пантелеимона, Димитрия Солунскаго, Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Иакова Персянина, Никиты

Великомучениц: Екатерины, Варвары, Евфимии Всехвальной

Мучеников: Сергия
Адриана
Христофора
Леонтия
Агафоника
Агафангела
Кирика
Каллиника
Василия Анкирскаго
Нестора Меркурия
Евстратия
Авксентия
Евгения
Мардария
Ореста
Прокопия
Косма

Царевича Димитрия Угличского
Мучениц: Татьяны, Параскевы, Иулиты, Феодоры девицы

Преподобных: Антония Великого
Ефимия Великого
Пимена Великого
Феодосия Великого
Ефрема Сирина
Иоанна Дамаскина
Григория Декаполита
Никиты Мидикийскаго
Максима Исповедника
Давида Солунскаго
Стефана Нового
Илариона Нового
Антония Римлянина
Сергия игум. Радонежского
Саввы Сторожевскаго
Иакова Боровичскаго
Савватия Соловецкого
Александра Свирскаго
Кирилла Новозерскаго
Ефрема Новоторжскаго
Варлаама Игумена Печерскаго
Никона Печерскаго
Еразма Печерскаго
Ильи Муромца
Павла Послушливого
Сампсона Страннопримца
Силуана Печерскаго
Прохора Печерскаго
Авраамия Трудолюбивого
Алимпий

Преподобных: Параскевы, Евфимии Суздальской

Благоверных князей: Даниила Московского, Константина Ярославского, Давида Ярославского, Феодора Ярославского, Романа Угличского

Св. благоверной княгини Анны Кашинской

Праведнаго Лазаря Четверодневного

Праведная Анна

Блаженнаго Максима Московского

Песок Иордана
Камень пещеры гроба Господня
Камень пещеры, где родился Христос
Камень святой горы Голгофы
Камень прп. Антония Римлянина, мантия и трость прп. Антония Римлянина
Миро Даниила Сербского
Жезл Моисеев

Дуб Маврийский
Саккос свт. Иоанна Златоустого
Схима мч. Сергия Чудотворца
Мантия и гроб прп. Александра Свирского.
Мантия прп. Ефрема Новоторжского
Одежда Арсения Тверского
Гроб прп. Савватия Соловецкого
Гроб мч. Сергия Чудотворца
Гроб прп. Кирилла Новоезерского