Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра – православный мужской монастырь, древнейший и один из самых значительных на Руси, находится на южной оконечности Киева, на правом высоком берегу Днепра, и занимает два холма.Киево-Печерская Лавра – удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры. Согласно древнему преданию Церкви, св. ап. Андрей Первозванный, проходя с евангельской проповедью по землям скифов, благословил гористый берег Днепра, обратившись к своим спутникам со словами: «Видите ли вы горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, и град велик имать быти, и церкви многи имать Бог воздвигнути». Так, вместе с первыми храмами Киевской Руси, лаврская обитель стала исполнением пророческих слов апостола.
Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители в 11 в. стал афонский монах Антоний (в миру Антипа), родом из г. Любеча. Он принял постриг в Эсфигменском монастыре на Афоне и пребывал там в подвигах, полном послушании и покорности. Чудесным повелением Пресвятой Богородицы, явившейся в видении игумену монастыря Феоктисту, инок Антоний, в будущем прп. Антоний Печерский, в 1051 г. возвратился в Киев и поселился в пещере, положив здесь начало русскому монашеству.Именно эту дату – 1051 г. – прп. Нестор Летописец, автор «Повести временных лет», указывает как год основания пещерной (или печерской, отсюда название «Печерская») обители.
Благочестие и строгая подвижническая жизнь прп. Антония привлекли в его пещеру множество людей, приходивших за благословением и духовными советами, а также приносивших пищу и одежду. Были среди них и последователи преподобного, желавшие остаться с ним, в числе которых – юный Феодосий из г. Курска, будущий прп. Феодосий Печерский.
Преподобный Памва, послушливый и затворник
Прп. Памва, находясь на монастырском послушании, был пойман язычниками и в узах много от них страдал за веру, не соглашаясь отречься Христа. Он говорил им: «Ваши боги прокляты, а я верую во Христа, истинного Бога, который сотворил небо и землю. Он – Господь, един истинный. Всемогущий, Он и меня избавит от рук ваших молитвами святых Печерских». И действительно. По его молитве, Ангел Божий, освободивши его от уз, восхитил от плена и принес здравого в келию. Память его празднуется вместе с прочими святыми отцами Дальних пещер 28 августа и особо 18 июля.
Преподобный Вениамин
Прп. Вениамин был купцом и имел много богатств. Однажды, слушая внимательно церковное богослужение, услышал он псаломское слово: «погубиши вся глаголющия лжу» – и тотчас, относя эти слова к себе, сказал: если Господь Бог погубит глаголющия лжу, то погубит и купцов ложных; а кто из купцов может сказать, что он никогда не говорил лжи? Потом в другой раз услышал он Евангельское слово: «Неудобь богатии в Царствие Божие внидут». Размышляя об этом изречении Господа, он решился раздать все свое имение нищим и на храмы Божии. А сам присоединился к нищим в духе прпп. отцам Печерским и, сделавшись иноком, угождал Господу Богу до конца своей жизни постом, молитвою, нищетою и послушанием. Достигши блаженной кончины, он перешел от земли на небо к подвигоположнику Христу получить от него венец вечной награды. Память его 28 августа и 13 октября.
Из Киево-Печерского Патерика
Ученики прп. Антония ископали для себя новые келии, соединив их коридорами, и устроили подземный храм. Десять лет спустя, когда число братии достигло 12 человек, прп. Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал новую пещеру, положив основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (Феодосиевых).
Перед своим уединением прп. Антоний поставил игуменом обители Варлаама. С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они по благословению своего духовного отца построили над пещерой небольшую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Когда число братии возросло до 100 человек, Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.
В это же время прп. Антоний благословляет на игуменство Феодосия, как самого кроткого, смиренного и послушного. Новый игумен ввел в обители общежительный Студийский устав, который впоследствии приняли все монастыри Киевской Руси.
Важным событием в жизни монастыря стали закладка и построение каменного храма Успения Божией Матери, пророчески предсказанные прп. Антонием. Закладка храма на подаренном князем Святославом Ярославичем поле, расположенном недалеко от пещер, произошла еще при земной жизни преподобного, его молитвами и Божиим благословением. Церковь создавалась 15 лет греческими зодчими и иконописцами, принесшими с собой чудотворную икону Успения Божией Матери, по преданию, чудесно полученную ими во Влахернском храме Константинополя, и была освящена в 1089 г. Великая Успенская церковь, хотя в значительно измененном виде, существует и поныне.
10 июля (по ст.ст.) 1073 г. окончил свое временное житие и отошел в жизнь вечную прп. Антоний. Укрепляя первых Печерских иноков и назидая их примером всю Русь, совсем недавно принявшую Святое Крещение, Господь явил в Печерской обители множество чудес и знамений. Сила подвигов и молитв преподобных Печерских изумляла их современников и все последующие поколения верующих. Так, прп. Антоний просиял в земле Русской различными чудесами, наиболее даром исцеления и прорицания.
Вторым великим светилом Печерской Лавры и всей Руси был прп. Феодосий, первоначальник русского иноческого общежития в нашей стране, пастырь, неусыпно и неустанно заботившийся о вверенном его попечению стаде. Его равноангельское житие, великое смирение, нестяжательность, прозорливость, духовная мудрость и другие дарования привлекали множество людей, от нищих до великих князей. Ко всем он проявлял внимание и наставлял словом Божиим, так что приходившие получали великую пользу для спасения души. Многие делали богатые пожертвования на устройство монастыря, бедным же прп. Феодосий сам оказывал евангельскую любовь: в 1056 г. около монастыря был устроен странноприимный дом и церковь св. первомч. Стефана. Почил преподобный 3 мая (по ст.ст.) 1074 г.
Великая Лавра
Как большой и благоустроенный православный мужской монастырь, Печерская обитель еще с домонгольских времен получила статус Лавры. Лаврой обычно называют крупные монастыри, которые можно сравнить с небольшими городками с отдельными улицами («лавра» в пер. с греческого – «улица»). Но не размерами прежде всего славилась Печерская Лавра. Выполняя заветы основателей монастыря и подражая им, монахи этой великой обители, и в первую очередь, затворники, отличались духовными дарованиями и подвижничеством. Это привлекало в Лавру образованных и знатных людей. Монастырь стал своеобразной духовно-аскетической академией. До начала 13 в. из числа его иноков вышло 50 епископов.
Многие Печерские монахи становились миссионерами и отправлялись проповедовать христианство язычникам. Не один из них принял мученическую кончину (прп. Евстратий Постник, прп. Кукша и его ученик Иоанн и др.). Часто проповеди монахов и обращения их к князьям были направлены против раздиравших Русь усобиц.
С Киево-Печерской Лаврой связано начало русского летописания. Первым известным летописцем был прп. Никон, игумен монастыря. Автором Печерской летописи считается прп. Нестор Летописец, окончивший свою гениальную «Повесть временных лет» около 1113 г. В первой четверти 13 в. в монастыре было создано уникальное произведение – «Киево-Печерский Патерик», основу которого составили рассказы инока Поликарпа, а также послания Симона, еп. Владимиро-Суздальского.
Великое значение для всей Русской Церкви имела просветительская деятельность монастыря. Уже при прп. Феодосии возник кружок любителей просвещения, во главе которого стоял сам игумен. Его участники собирали книги, читали их, переписывали и переплетали. И сами Печерские подвижники оставили после себя письменные поучения и послания.
Играя значительную роль в объединении восточнославянских земель, являясь духовным, социальным, культурным и просветительским центром, Киево-Печерская обитель пользовалась заслуженной славой не только на Руси, но и в Польше, Армении, Византии, Болгарии и других странах.
Разорения и возрождения
На протяжении первых веков своего существования обитель, в результате набегов половцев, торков, берендеев и других языческих племен, часто разорялась и разрушалась. Начиная с 40-х гг. 13 в. и до начала 15 в. Киево-Печерская Лавра была свидетельницей татаро-монгольского нашествия и вместе с народом переживала бедствия. Самое страшное разрушение Лавры произошло в 1240 г. Но обитель вновь и вновь возрождалась и благоустраивалась.
Одновременно с внешним процветанием в ней не угасала и внутренняя, духовная мощь, благодаря которой Лавра смогла стать оплотом против опасного врага – унии, пришедшей вместе с литовской экспансией и последующим окатоличиванием украинских земель во второй половине 14 в. Новая волна возрождения духовного авторитета Лавры приходится на конец 16 в., когда было решено подчинить монастырь, до тех пор зависевший только от Константинопольского патриарха, Киевскому униатскому митрополиту. Монастырь удалось отстоять от униатов. В 1688 г. Киево-Печерская Лавра была подчинена Московскому Патриарху, а в 1786 г. – Киевскому митрополиту.
Киево-Печерская обитель во все времена отзывалась на всякое благое, христианско-народное и церковно-общественное дело. Продолжалась ее просветительская деятельность: в 1616 г. в монастыре была заведена типография. Лавра уделяла много сил и средств на развитие образования: содержала начальную школу и Духовное училище. Не оставляла Печерская обитель и заботы о бедных.
В Киево-Печерской Лавре сложился уникальный некрополь. После погребения в пещерах прпп. Антония и Феодосия здесь стали хоронить и братию. Таким образом, пещеры стали служить не только местом отшельнического подвига, но и местом земного упокоения подвижников.
Захоронения в пещерах проводились более семи столетий. Для этого в стенах пещер прокапывали глубокие ниши – локулы. Тело усопшего клали на доску и задвигали в локулу, которую закрывали деревянным щитом, позднее – замуровывали. По сложившемуся в Лавре обычаю, через два года нишу открывали. Если тело истлело, то костные останки переносили в крипты-костницы. Черепа собирали отдельно и помещали их в Дальних пещерах. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте.
В 1108 г. был канонизирован прп. Феодосий Печерский, а в 1133 г. – прп. Антоний. В 1643 г. при свт. Петре (Могиле) были канонизированы 69 Печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская Лавра становится русским Иерусалимом, центром паломничества верующих. Самой большой святыней лаврских пещер являются нетленные мощи святых Божиих угодников, среди которых первый летописец и основатель школ прп. Нестор, первый русский иконописец прп. Алипий, прп. Илия Муромец, ап., первомч. и архидиакон Стефан, святые целители, воины и выдающиеся церковные деятели.
После 1917 г. для Печерской обители начались самые трудные в ее истории времена. В январе 1918г. у стен Лавры был расстрелян ее священноархимандрит, митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), первый в сонме новомучеников 20 в., причисленный в 1992г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви к лику святых. В 1930 г. состоялась полная ликвидация монастыря: часть братии была расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Обитель подверглась разорению и разрушению.
Современная Киево-Печерская Лавра делится на две части: Нижнюю и Верхнюю. Верхняя Лавра – это территория государственного историко-культурного заповедника. В Нижней части в 1988 г. вновь возродился монастырь, колыбель русского монашества – Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Здесь находятся Ближние и Дальние пещеры, действующие церкви, своя типография, бюро для паломников, хозяйство и небольшое кладбище. Здесь, как и раньше, отдельный город в городе – Лавра.
Монастырь находится в юрисдикции Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), входящей в состав Русской Православной Церкви. С 1992г. настоятель (священноархимандрит) Лавры – митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). И сейчас, как на протяжении всей своей почти 1000-летней истории, Киево-Печерская Лавра является твердыней православной веры, остается одним из самых почитаемых и посещаемых православных монастырей. Сюда устремляется множество паломников, желающих поклониться мощам благочестивых светильников веры, помолиться и ощутить благодать от пребывания в этом святом для каждого православного христианина месте.
И.С. Гладышева