Приближаются замечательные, светлые праздники – Рождество Христово, Крещение. С трепетом и волнением ожидаем мы их прихода. Подходят к концу рождественские постовые дни, и душа хочет радости, веселья и тепла. А какой праздник без народных гуляний, весёлых песен и звонкого смеха?
Дни празднования Рождества Христова называются Святками. Они идут от Рождества до Крещенского сочельника (то есть с 7 до 18 января по новому стилю). С древности существует обряд колядования, когда в святочные дни дети и молодёжь ходят по соседским домам, поют песни, славят Христа.
Откуда же берет своё начало этот обычай? Где источники возникновения колядных песен?
До сих пор с точностью нельзя ответить на эти вопросы. Учёные даже не могут придти к единому мнению по поводу самого названия. Но как бы то ни было, а слово это (как и сам обряд) известно у многих народов. Чехи и болгары, сербы и словаки, украинцы и белорусы одинаково ждут наступления дней веселья и заранее готовят подарки колядовщикам. Праздник отмечают все, но в первую очередь, молодёжь, именно поэтому столько шума, смеха, красок, песен и игр.
Первоначально колядование было в тесной связи с языческими традициями славянских народов. Но постепенно утратило свой языческий характер. Когда память о языческом празднике Коледы угасла в народе, распевавшиеся в честь праздника песни вышли из употребления и заменились новыми, составленными в христианском духе. Так появились рождественские духовные колядки. А колядующих стали также называть христославами.
На юго-западе христиане придавали особое значение рождественским духовным песням. Порядком колядования заведовали специальные духовные братства, а выручка от этого пения поступала на церковный приход. Это способствовало утверждению и широкому распространению обычая колядования. У священнослужителей были рукописные сборники рождественских духовных песен (из т.н. «Богословника»), которые распевались в праздник Рождества Христова.
О чём рассказывают нам рождественские колядки? Конечно же, о Рождении Младенца Христа и первых днях Его жизни. Это светлые, добрые, часто торжественные песнопения, которые исполняла крестьянская молодёжь. В простых, трогательных стихах и напевах колядок оживала история Рождества Спасителя: тихая ночь над Палестиной, вертеп, окружённый домашними животными, таинственные волхвы, идущие за Звездой, чтобы поклониться Царю Царей, злой Ирод, преследующий невинного Младенца.
Кроме того, колядовщики величали хозяев, желали благополучия их домам и семьям, хорошего урожая, доброго здоровья, счастливого брака, а те щедро одаривали их разнообразными подарками. Шумный обход домов заканчивался рождественскими посиделками.
Изначально тексты и напевы для колядок сочинял сам народ, позже стали появляться авторы-сочинители. Исполнялись эти духовные песни чаще всего хором и очень громко, в манере кричащего голоса. Колядки разных народов имеют общие, типологические черты: они сходны по своему строению (запев-припев), строятся на призывных интонациях, несложны по мелодике.
В настоящее время выпускается большое количество кассет и дисков с записями рождественских колядок. Саратовская епархия также издала диск под названием «Колядки, украинские и русские народные песни» в исполнении великого русского певца И.С. Козловского. Здесь собраны наиболее интересные, яркие образцы украинских колядок. Слушая этот диск, окунаешься в атмосферу рождественского праздника, безудержного народного веселья. Исполняя колядки, Козловский великолепно передаёт всё богатство настроений и характеров украинских песен. Этот диск по своему содержанию уникален! Впрочем, как и уникален по значению обряд рождественского колядования.
«Это ночь святая» (колядка)
Звёздочки сверкают, тишина вокруг,
Пастухи той ночью стадо стерегут.
И внезапно Ангел к ним сошёл с небес,
Он им возвещает радостную весть.
Пастыри, спешите в город Вифлеем,
О рождённом чуде расскажите всем:
Ныне в Вифлееме родился Христос,
И с Собой спасенье миру Он принёс.
К сожалению, в советское время традиция колядования, как и все, что было связано с праздником Рождества Христова, беспощадно искоренялась. И сейчас многие наши соотечественники имеют о ней весьма смутное представление. В то время как на Украине, в Молдавии, во многих других славянских странах даже в двадцатом веке народ сохранил эту традицию. Хотелось бы пожелать, чтобы в России, наряду с общим церковным возрождением и возрастающим интересом к самому празднику Рождества Христова, вернулась и добрая традиция исполнения рождественских духовных колядок.
Вера Попечителева