Если внимательно прислушаться к тому, что читается и поется в храме во время богослужения, можно заметить, что значительную часть составляет Псалтирь. Это и чтение целых кафизм, и пение отдельных псалмов, и отдельных строк. О значении и месте ветхозаветных текстов в христианском богослужении, а также в домашней молитве мы побеседовали с настоятелем собора игуменом Пахомием (ныне Епископ Покровский и Николаевский).
– Отец Пахомий, почему именно Псалтирь – эта книга Ветхого Завета, написанная пророком Давидом несколько тысяч лет назад, так широко используется в новозаветном богослужении?
– Христианское богослужение в апостольское время строилось на основе синагогальной традиции. Безусловно, основой богослужения являлась Литургия (вечеря любви), но во многом оно было фактическим продолжением собраний иудеев, которые проводилось в синагогах. Поэтому чтение Ветхого Завета, в том числе и Псалтири, пение библейских песней, размышление над пророчествами и прообразами, исполнившимися во Христе, занимали значительное место в богослужении.
Со временем христианское богослужение обновляется новыми произведениями гимнографического творчества. Получает развитие чинопоследование Литургии. Но несмотря на это, чтение Псалтири прочно вошло в христианскую богослужебную традицию и повсеместно вплоть до сегодняшнего дня является его основой. Это выражается не только в чтении кафизм. Молитвенные восклицания, образы, исторические факты, изложенные в псалмах, стали основой для составления канонов, стихир, запевов.
Кстати, следует отметить, что Псалтирь не вся состоит из псалмов царя Давида. Исследователи Священного Писания считают, что было несколько авторов, чьи имена сохранились в надписаниях псалмов и в их текстах. В первую очередь, это царь Давид. Ему принадлежит большая часть псалмов. Также псалмы писал его сын царь Соломон. Конечно, в дни их жизни Псалтирь в современном виде не существовала. Это было собрание сказанных в Божественном духе прорицаний, славословий, молений к Богу.
В более позднее время из отдельных псалмов была составлена книга под названием «Псалтирь». Свое название она получила от музыкального инструмента – псалтериона, под звуки которого исполняли молитвословия.
Почему именно Псалтирь так полюбилась христианам? Это очень глубокая книга. Фразы, образы, молитвенные восклицания, изреченные псалмопевцами, не могут не трогать сердце человека. Царь Давид был искренним, горячим человеком. И при всей своей силе, могуществе, он не стеснялся выражать чувства перед Богом. Когда душа его пела, он восклицал, прославлял, когда страдала – он плакал. Кроме того, царь Давид был пророком: многое в его гимнах стало понятно именно в новозаветное время.
Царь Соломон прославился мудростью. Это отразилось и в его хвалебных гимнах Богу. Псалтирь и для нас остается кладезем мудрости, житейского опыта. Ведь мудрость не меняется с веками, это непреходящая ценность.
– Иногда псалмопевец призывает на своих врагов гнев Божий, желает им наказания или даже смерти. С каким чувством это должен читать христианин?
– Если мы посмотрим на развитие книг Ветхого Завета, то увидим, что от книг Бытия, Царств, Судей до пророческих книг прошло несколько сотен лет. И за это время образ сурового Бога-Карателя постепенно сменяет Справедливый и Милостивый Бог-Промыслитель. Конечно, меняется не сам Бог, меняется отношение человека к Нему, понимание сути Божества.
Нужно понимать, что Ветхий Завет не отвлеченно-абстрактная, а историческая книга, рассказывающая о жизни еврейского народа до Рождества Христова. А это были очень жестокие времена. Общее нравственное состояние людей сильно отличалось от современного. Мы воспринимаем ветхозаветные отношения, события, исходя из христианских ценностей. Христос, говоря: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Лк. 5, 38-29), – явил нравственность более высокого, небесного уровня. Но если вспомнить обычаи древнего языческого мира, когда за око могли убить, а за одно убийство вырезать весь род, заповедь «око за око, зуб за зуб» также была шагом к нравственному совершенствованию.
Царь Давид был суровым воином, имевшим страстное сердце. Это, конечно, нашло отражение в псалмах. Уникально то, что, желая научить благочестию последующие роды, составитель Псалтири не вычеркнул из псалмов «жестокие» места. Христианин, читая эти строки, может увидеть в себе те движения плоти, те страсти, которые присущи ветхозаветному человеку, и начать борьбу с ними.
Кроме того, опыт Церкви говорит, что эта книга имеет особую духовную силу. Прп. Амвросию Оптинскому один человек сказал, что читает Псалтирь и ничего не понимает. Старец ответил: «Читай. Ты не понимаешь, но зато бесы прекрасно понимают и бегут прочь».
– В нашем храме существует традиция во время многодневных постов читать Псалтирь, причем не каждому по отдельности, а совместно. В чем смысл такого чтения?
– В совместном молении к Богу. Ведь Сам Христос сказал: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). К тому же это лишний повод для прихожан понести ответственность друг за друга. Ведь когда у человека нет сил исполнить свое молитвенное правило, но он знает, что от его участия зависит общее дело, он пересиливает себя и встает на молитву.
Кроме того, домашнее чтение Евангелия, Псалтири, не только во время поста и не только в совместной молитве, очень полезно для верующего человека. Его душа наполняется образами Священного Писания, он лучше узнает текст Библии, что позволяет лучше ориентироваться в богослужении.
– Почему принято читать именно Псалтирь по усопшим родственникам?
– Обычай читать или петь псалмы у гроба усопшего идет из глубокой первохристианской древности. По свидетельству Предания, апостолы три дня провели при гробе Божией Матери в псалмопении. «Апостольские постановления» предписывают: «Погребая умерших, износите их с псалмами». Сложилась традиция при гробе архиереев и иереев, как проповедников и служителей Слова Божия, читать Святое Евангелие, а при гробе диаконов и всех остальных усопших православных христиан читать Псалтирь.
Чтение Псалтири по усопшим христианам, с одной стороны, является помощью и утешением со стороны живущих душе умершего, которая в это время предстоит перед Богом, ожидая Его праведного суда. Если в течение нашей земной жизни нам бывает необходима молитвенная помощь, то как переоценить ее значение в этот момент, когда решается участь души в вечности! Отечники, Прологи полны сказаний о том, как именно молитвы родственников, монастырской братии помогли умершему человеку избавиться от вечных мук, умолили Бога о милосердии или, по крайней мере, поддержали его душу, смягчили страдания.
С другой стороны, чтение Псалтири, как и отпевание, нужно не только умершему, но и его близким. Когда человек остается наедине со своей болью, утратой, душу его охватывает отчаяние, и последствия могут быть очень тяжелыми. А если он в этот момент обратится к Богу и пустоту в его душе заполняет молитва, человек обязательно ощутит поддержку и помощь.
Кроме того, смерть близкого – назидательный пример для думающего человека. Он понимает, что и ему придется пройти тем же путем. И слова псалмов, молитв, звучащих на отпевании, могут дать такому человеку пищу для размышления, показать, в чем смысл жизни и смерти.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о порядке чтения Псалтири в этом случае.
В сам момент смерти или непосредственно после нее следует читать Последование по исходе души от тела. Это последование призвано облегчить душевные страдания умирающего. Затем родственники начинают чтение Псалтири. Кафизмы читаются одна за другой. Если есть возможность установить череду, Псалтирь читается непрерывно до отпевания. Если нет – чтение продолжается по возможности.
Чтению предшествуют обычное молитвенное начало, затем читаются кафизмы. После каждой статии на «Славах» прочитывается особая молитва о новопреставленном. Эта молитва читается также на отпевании и вкладывается в руку усопшему. Псалтирь читается непосредственно около тела покойного или, если родственники не могут приехать, заочно. После погребения до сорокового дня продолжается чтение Псалтири о новопреставленном: по кафизме в день.
Церковному человеку, конечно, стоит взять благословение на чтение Псалтири о новопреставленном у священника. Ведь он в любом случае придет в храм со своей болью, и священник узнает о смерти близкого или родственника своего прихожанина. Если человек редко приходит в храм и мало что знает о вере, не будет ничего страшного, если он будет читать Псалтирь и без благословения. Возможно, для кого-то это станет первым знакомством со Священным Писанием. Душа человека наиболее умягчается в минуты скорби. И возможно, семечко, которое упадет в душу во время чтения Псалтири, отпевания, даст впоследствии всходы. Мне приходилось встречать людей, которые именно после смерти близких задумались о смысле жизни, о своих грехах, покаялись и пришли к Богу.
– Почему во время чтения кафизм можно сидеть?
– Собственно, само слово «кафизма», которое с греческого переводится «сидение», указывает на эту богослужебную практику. Эта традиция перешла в приходские храмы из монастырей. В монастырском богослужении чтение кафизм занимает большое количество времени. В это время монахи, как правило, молятся Иисусовой молитвой и слушают чтение Псалтири. Если другие последования – это именно молитвенные обращения к Богу, то чтение кафизм воспринимается и как назидательное чтение.
– Получается, что псалмы можно читать не только как молитву?
– Псалтирь – это уникальная книга, которую можно читать и как молитву, и как назидательное чтение. И в богослужении она именно так и используется. Не только в храме, но и дома Псалтирь можно читать именно как книгу, а не как молитвенное обращение. У меня был знакомый – по рождению мусульманин, типично восточный человек. Он сознательно после ряда жизненных скорбей и испытаний пришел ко Христу. Церковнославянский давался ему с трудом, а вот Ветхий Завет он очень любил. И часто читал Псалтирь, рассуждая над каждым псалмом. Слушать эти рассуждения было очень интересно. Для него Псалтирь была и молитвой, и пищей для размышления, и кладезем житейского опыта.
– В Псалтири встречаются места очень сложные для понимания. Существуют ли переводы или толкования псалмов?
– Конечно, существуют. В первую очередь, это синодальный перевод Библии на русский язык, сделанный в 19 в. При переводе использовались тексты Священного Писания на древнегреческом и древнееврейском языках. Это очень грамотный перевод, которым мы пользуемся до сих пор.
Во время богослужения, в домашней молитве псалмы читаются на славянском языке. Для их лучшего понимания можно использовать учебную Псалтирь, где перевод дан именно с церковнославянского.
Безусловно, современному человеку сложно понять не только букву, но и самый дух псалмов. Поэтому обязательно нужно читать творения, в которых дается толкование Псалтири, причем не только историческое, но и духовное, прообразовательное. Самые известные толкования принадлежат свтт. Иоанну Златоусту, Афанасию Великому, Феодориту Кирскому. Им свойственно символическое толкование Псалтири, которое способно дать читающему более глубокое, возвышенное понимание псалмов.
Беседовала Марина Шмелева