Богослужение Православной Церкви, по заповеди Господа Иисуса Христа, состоит главным образом в благодарственном и радостном воспоминании искупительной победы Иисуса Христа, и с Ним всех верующих в Него, над грехом и смертью. Эта победа, восстановившая единение Бога с человеками для нашей вечной блаженной жизни, предызображена в Таинстве Святого Причащения, которое положено Господом в основание христианского богослужения и с которым соединены Вселенской Церковью все священные воспоминания о многоразличных благодеяниях, явленных роду человеческому или непосредственно от Бога, или чрез святых Его, и моления о живущих и умерших.
Богослужение началось на земле со времени сотворения первых людей – Адама и Евы – в раю. Их богослужение состояло в свободном прославлении Бога, Его премудрости, благости, всемогущества и других Божиих совершенств, явленных в сотворении мира и в Промысле о нем.
После своего грехопадения люди должны были еще больше молиться Богу, умоляя Его о своем спасении. В богослужении людей после грехопадения, кроме молитв, Господь установил жертвоприношения. Жертва выражает мысль, что всё, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв с жертвоприношениями должно было напоминать людям, что Бог принимает их молитвы ради той Жертвы, которую впоследствии принес за всех людей пришедший на землю Сын Божий, Спаситель мира.
Сначала богослужения совершались свободно на открытых местах. Не было ни храмов, ни священных лиц. Люди приносили жертву Богу, где хотели, и молились такими словами, какие подсказывало им собственное сердце.
Во времена пророка Моисея († 16 в. до Р. Х.), по повелению Божию, была устроена скиния – первый ветхозаветный храм Единому Истинному Богу; были избраны священные лица – первосвященник, священники и левиты; определены жертвы на разные случаи и установлены ветхозаветные праздники – Пасха, Пятидесятница, Новый год, день очищения и др.
Пришедший на землю Господь Иисус Христос, уча поклоняться Небесному Отцу на всяком месте, часто посещал ветхозаветный Иерусалимский храм как место особенного благодатного присутствия Божия, заботился о порядке в храме и проповедовал в нем. Так же поступали и святые апостолы Его, пока не было воздвигнуто открытое гонение на христиан со стороны иудеев.
Позже во времена апостолов были особенные места для собраний верующих и для совершения Таинства Причащения, называвшиеся церквами, где богослужение совершалось поставленными на то через рукоположение (в Таинстве Священства) епископами, священниками и диаконами.
Окончательное устройство христианского богослужения было совершено преемниками апостолов под руководством Духа Святого и по данной им от апостолов заповеди: Всё должно быть благопристойно и чинно (1 Кор. 14, 40). Этот установленный порядок богослужения строго сохраняется в нашей Святой Православной Церкви Христовой.
Православным церковным богослужением называется служение, или служба, Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения слова Божия, а также священнодействий, совершаемых по определенному чину, во главе со священнослужителем (епископом или священником).
Через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, особенно через Таинство Святого Причащения, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.
Святитель Афанасий (Сахаров) о процессе формирования молитвенного строя Церкви говорит следующее: «Чины церковные и правила молитвы создавались не случайно и не как-нибудь. Все они, всё то, что заключается в Типиконе (Уставе Церкви) и богослужебных книгах, в большинстве является плодом иногда целожизненных молитвенных подвигов лучших сынов Церкви, великих угодников Божиих, неусыпных молитвенников, для которых молитва составляла всё в жизни, которые, возгоревшись желанием горнего, жестокость пустыни паче всего мира сладких предпочли и, удалившись совершенно от людей и соделавшись жителями пустыни, вселенную утвердили молитвами своими, и которых, внегда пети им святые молитвы, сослужителями были Ангелы, которые за молитвой забывали о пище, о сне, об окружающих врагах и мучителях, которые свое богослужение и молитвенное правило оканчивали в засыпаемых катакомбах, в подожженных со всех сторон храмах, на пути к месту казни, во время самых мучений, склоняя под меч свою голову, или растерзываемые зверями, иногда смешивая свою кровь с кровью Владыки своего при незаконченной еще Литургии. Сии святые делатели молитвы опытно познавали, как легче и прямее достигнуть спасительнейших и сладостнейших плодов молитвы. А Церковь принимала и сохраняла и те священные слова, в которых они изливали Богу свои души, и тот опытно проверенный ими строй и порядок молитвы и богослужений, которые они слагали для себя, а иногда рекомендовали своим собратиям и чадам духовным. Из собранного богатства молитвенного опыта лучших своих сынов руководимая Духом Божиим Святая Церковь избрала лучшее, систематизировала, исправляла недоконченное, приводила к стройному единству и давала в руководство своим послушным чадам, которые и принимали всё с любовию, не как иго неудобоносимое, а как бремя благое и легкое, полученное от возлюбленной и любящей Матери».
Каждый календарный день вспоминаются события Священной истории и истории Церкви. И все богослужения делятся на три круга: суточный, недельный, годовой.
Суточный круг богослужения
Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. По церковному счислению сутки начинаются с вечера, так что каждый вечер относится к грядущему дню. Это счисление перешло в христианскую Церковь из Ветхого Завета. Богослужения суточного круга включают в себя восемь служб: службу 9-го часа, вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, службы 1-го, 3-го и 6-го часов. Особенное место среди богослужений занимает Божественная литургия.
Вечернее богослужение
9-й час, вечерня и малое повечерие составляют вечернее богослужение суточного круга. 9-й час совершается обычно перед вечерней. Эта служба по времени соответствует 15 часам дня и напоминает нам о Крестной смерти Иисуса Христа. Господь Иисус Христос предал Свой дух Богу в 9-й час (Мф. 27, 46–50). Служба 9-го часа установлена в воспоминание предсмертных страданий и смерти Спасителя, а заповедь совершать молитву в этот час изложена в Апостольских постановлениях. Псалмы к службе избраны св. Пахомием Великим († 348), а тропари и молитвы, читаемые на 9-м часе, написаны св. Василием Великим († 379).
Пророк и Боговидец Моисей, описывая творение Богом мира, начинает день с вечера: И был вечер, и было утро: день един (Быт. 1, 5). Творение мира началось вечером. Поэтому церковный день начинается с вечера – вечерней. На вечерне Церковь напоминает основные события Священной истории Ветхого Завета: творение мира Богом, грехопадение прародителей, Моисеево законодательство, служение пророков. Здесь ясно показывается, что Ветхий Завет имеет свое спасительное завершение в Новом Завете. Это служба благодарения Бога за проходящий день. После вечерни полагается служить повечерие – службу, состоящую из чтения ряда молитв, в которых испрашивается у Господа Бога прощение грехов и сохранение от козней диавола во время предстоящего сна. Сон напоминает о смерти. Поэтому на повечерии напоминается о пробуждении от вечного сна, т. е. о воскресении.
Утреннее богослужение
В состав утреннего богослужения входят полунощница, утреня и 1-й час. Полунощница (ежедневно совершается только в монастырях) – служба? предназначеная для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. «Полунощный» час памятен еще и потому, что к нему в притче о десяти девах Господь приурочил Свое Второе Пришествие. Эта служба призывает быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда. В настоящее время в приходских храмах полунощница совершается один раз в год, накануне Пасхи.
Перед восходом солнца начинается утреня – одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. По содержанию она подразделяется на три части, из которых в первой христиане исповедуют свои грехи и испрашивают милости Божией на предстоящий день, во второй – прославляют лиц или события соответственно воспоминаниям церковного дня, а в третьей – славословят Самого Господа Иисуса Христа. Завершает утреню 1-й час. Служба 1-го часа по времени соответствует 7-9 часам утра и напоминает нам о суде над Иисусом первосвященников иудейских.
Дневное богослужение
В дневное богослужение входят 3-й, 6-й часы и Божественная литургия. 3-й час соответствует нашим 10-12 часам дня, а 6-й – полдню. Службы этих часов приняты Святой Церковью от древних времен. Часы 3-й и 6-й – особенно важные для христиан по знаменательности совершившихся в них событий: с 3-м часом Православная Церковь соединяет воспоминания о суде Пилата над Спасителем, мучения, которые Он претерпел в претории, а также о Сошествии Святого Духа на апостолов; на 6-м часе воспоминаются шествие Спасителя на крестные страдания и Его крестная смерть. 9-й час (три часа по полудни) – время Его крестной смерти. Апостолы освящали эти часы молитвой (Деян. 2, 15; 10, 9). Распределение псалмов, которые читаются в настоящее время за службами, было известно уже в 4 в.
Суточное богослужение Православной Церкви завершается Божественной литургией. По времени Литургия совершается между 6-м и 9-м часом. Божественная литургия – главное церковное богослужение, на котором совершается Таинство Евхаристии: умилостивительное, благодарственное, хвалебное, творимое в воспоминание Спасителя и совершенного Им искупления мира, приношение Богу таинственной жертвы Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина и преподание их верующим для вкушения.
Подготовила Ольга Урядова