Святой мученик Иустин родился в палестинском городе Сихеме. Родители Иустина были людьми состоятельными и помогли ему получить специальное философское образование, к которому святой проявил особый интерес, за что впоследствии получил прозвание Философа. С ранней молодости святого Иустина отличали пытливый ум, любовь к наукам. Он искренне стремился найти истину, разрешить вечные вопросы о Боге и последней судьбе человека. Святой побывал у представителей разных философских школ, которые по различным причинам разочаровали его. Только у платоника Иустин, казалось,нашел то, что искал.
Но в самый разгар увлечения Иустина платонизмом, случилось одно событие, которое произвело в душе и судьбе его коренной переворот. Прогуливаясь по пустынному берегу моря, он встретил незнакомого старца.По преданию, это был святой мученик Поликарп, епископ Смирнский, один из любимых учеников апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Этот святой старец в продолжительной беседе раскрыл Иустину сущность христианского учения и посоветовал искать разрешения всех вопросов жизни в книгах Священного Писания.
Познакомившись с жизнью и учением христиан, святой Иустин на тридцатом году жизни принял Святое Крещение и всю свою деятельность посвятил проповеди Слова Божия. Уже после обращения в христианство он завершил свое философское образование, получив «паллиум» (плащ профессионального философа) в философской школе Эфеса, который давал ему возможность преподавать.Святой отправился в Рим, где открыл свою школу.Философский плащ, с одной стороны, привлекал к нему больше слушателей, придавая авторитет его словам, а с другой,– давал знать, что он последователь истинной христианской философии. Его школа посещалась огромным числом учеников, которые с наслаждением слушали речи святого, исполненные мудрости и живого, увлекательного красноречия.
С проповедью христианства святой Иустин посетил многие страны. Его звание философа внушало уважение и собирало вокруг него множество слушателей. До сих пор язычники говорили, что христианство принимают лишь невежественные,необразованные люди. Но вот они видели перед собой человека, который, изучив всю эллинскую премудрость, пришел к выводу, что истинная мудрость лишь в учении Христовом. Благодаря стойкости мучеников и проповеднической деятельности людей, подобных святому Иустину, христианство делалось внушительной силой, с которой язычники вынуждены были считаться. Вначале мир в лице империи не только гнал, но и презирал, высмеивал христианство. Во втором веке простыми насмешками было уже не обойтись. Христианство нужно было уже изучать, чтобы аргументировано опровергнуть.
Святой Иустин являлся не только проповедником Священного Писания, но и ревностным защитником ненавидимых, гонимых христиан. Около 155 года, когда император Антонин Пий (138–161) открыл гонение, святой Иустин лично подал ему “Апологию” в защиту неповинно осужденных на казнь христиан, которая оказала столь благотворное воздействие на императора, что он прекратил гонение.С этим решением святой Иустин отправился в Азию, где христиан преследовали особенно сильно, и сам распространял радостную весть об императорском указе.
Однако следующий император Марк Аврелий,блестящий правитель и знаменитый философ-стоик, вскоре опять начал гонение на христиан. Тогда Иустин написал в 161 году вторую «Апологию». Здесь он также приводил доводы в защиту христиан и истинности своей веры. «Превосходство христианского учения,– отмечает святой,– перед всяким другим видно и из того, что даже лучшему языческому учителю, Сократу, никто не поверил так, чтобы умереть за его учение; напротив, Христу поверили не только философы и ученые, но и ремесленники, и вовсе необразованные, презирая и славу, и страх, и смерть». Но это сочинение не произвело желаемого действия на императора, презиравшего христиан. Гонения продолжались.
В 166 году святой Иустин и с ним еще несколько христиан (Иустин, Харитон, Евелпист, Иеракс,Пеон, Валериан, Иуст и Харита) были схвачены в Риме префектом Рустиком по доносу Кресцента.На вопрос Рустика, христианин ли он, Иустин ответил утвердительно. Христианам было предложено принести жертвы идолам. После отказа мучеников жестоко избили, а затем отсекли их головы мечом.
В наше время, во многом благодаря активной атеистической пропаганде советского периода, в общественном сознании также живет еще представление о невежестве, косности христиан. В тоже время верующие люди, начиная воцерковляться, нередко задаются вопросом, душеполезна ли их работа в миру. Дай Бог, чтобы нашлось среди нас достаточное количество философов, литераторов, врачей,учителей и просто думающих людей, которые, посвятив свои способности служению Церкви Христовой, показали и доказали бы всему миру красоту и глубину христианства. И да поможет нам в этом своим молитвенным предстательством святой мученик Иустин Философ.
Ноябрь, 2006 №1(1) Марина Шмелева