Собрание икон Троицкого собора достаточно традиционно и по своему характеру напоминает иконописные коллекции всех храмов Саратовской митрополии. Убранство церквей Саратова и других городов губернии складывалось под воздействием многочисленных факторов. Несмотря на размеры и значимость Саратова в провинциальной российской жизни, в нем так и не сложилось достаточно заметной и стилистически своеобразной иконописной школы. Тем не менее, здесь существовало много мастерских, находившихся под влиянием столичных и других российских иконописных центров. Большое хождение имели в городе привозные иконы, которые пополняли частные коллекции и собрания местных церквей. Сохранились сведения, что для убранства наиболее значимых храмов привлекались иногородние иконописцы, в частности, представители ярославской иконописной школы, которые расписывали стены и создавали большие иконы для иконостасов. Не менее интересное явление – так называемая народная икона, авторы которой сумели создать уникальные произведения, сохранившие истинно народный религиозный дух.
Трудный 20 в. разрушил единство иконописного ансамбля тех саратовских храмов, в которых оно было. К концу столетия восстанавливаемые церкви пополнились чудесным образом сохраненными разрозненными памятниками. Верные прихожане приносили фрагменты иконостасов и не-большие иконы, предназначенные для домашнего обихода. Таким образом, в конце 20 в. все саратовские церкви, а в их главе и Троицкий собор, стали обладателями очень неоднородных, но, несомненно, интересных иконописных собраний.
Хотя памятники Троицкого собора чаще всего представляют 19 в., среди них встречаются и более ранние произведения. К ним можно отнести плохо сохранившуюся икону святителя Николая Чудотворца, предположительно 18 в. Произведение создано в лучших традициях древнерусского иконописания. Образ святителя написан на доске с двойным ковчегом в темных приглушенных тонах и сдержанной манере, которые свидетельствуют о старообрядческом происхождении памятника.
Золото-красная икона Богоматери Казанской, произведение удиви-тельного профессионализма и одухотворенности, написана иконописцами Ветки – знаменитейшего центра старообрядчества конца 17–19 вв. Памятник передает все тонкости ветковского письма – излюбленный золотой фон, сияющий бакан – красная полупрозрачная краска особого оттенка, мягкие объемы личного с тонкой подрумянкой. Высокое качество письма и характерные признаки стиля дают возможность датировать икону концом 18–первой половиной 19 в.
Одной из самых популярных сюжетных икон, украшавших как храмы, так и частные молельни, был образ – «Воскресение – Сошествие во ад, с праздниками». В собрании собора представлен памятник 19 в., написанный мастерами известной сызранской иконописной школы, которая приобрела особую популярность во второй половине столетия.
Один из самых значительных российских иконописных центров с конца 18 в. и до начала 20 в. – Палех, представлен образом Богоматери Казанской первой половины 19 в. Он демонстрирует характерные стилистические черты палехского иконописания, и, прежде всего – уникальную способность палешан, с помощью многочисленных тончайших плавей, создавать лики, наполненные внутренним духовным светом.
Палехскими мастерами были написаны и две уникальные двусторонние иконы второй половины 19 в., вышедшие из одной мастерской и, видимо, для одного заказчика – «Спас Нерукотворный» с образом святителя Николая Чудотворца (Можайского) на обороте и Богоматерь Знамение с полнофигурным изображением Архангела Михаила. Скорее всего, эти иконы создавались для выноса во время торжественных процессий. Праздничный характер памятников передан с помощью светлого фона, а также нарядного виртуозного письма и гармоничной красочной гаммы. Лик Спасителя завораживает своей внушительностью и внутренней глубиной. Образы святителя Николая, Пресвятой Богородицы и Архангела Михаила, написанные в традициях строгоновского письма, поражают изяществом рисунка и отделки, хотя два последних серьезно пострадали от утраты первоначального фона.
Богоматерь Смоленская 19 в. украшена яркими золочеными узорами на синем фоне. По этим характерным узорам, так называемым «петухам», можно определить место создания иконы – Холуй. Мастера знаменитого иконописного села Холуй сочетали в своем искусстве любовь к реальным формам и повышенную цветовую декоративность.
Иконы, написанные в стилистике так называемого «академического» письма, обильно украшали те саратовские храмы, которые действовали в 19 в. Длительное время представлявшие официальную Православную Церковь, они заменяли иконописные памятники, созданные в традициях древнерусского искусства. В собрании Троицкого собора можно увидеть авторскую икону «Спас Нерукотворный», написанную масляной краской предельно натуралистично и с большим чувством. На обороте можно разобрать подпись: «1859 года. Ноября / Пис. Художникъ Императорской / Академiи Алек-сей Лебедевъ».
Не менее традиционны были в 19 в. и подокладницы – иконы, написанные специально под богатый оклад. Так был написан масляной краской «Спас Вседержитель» под серебряный оклад с клеймом 1894 г. и образ Богоматери Казанской, украшенный мастерски выполненным серебряным окладом 1879 г.
Нередки в саратовских иконописных собраниях и иконы афонского письма. В Троицком соборе подобные памятники до сих пор играют значительную роль в оформлении храмового пространства и любимы прихожанами. Написанные в сложной смешанной технике афонские иконы отображают Божественные образы, исполненные необыкновенной величественности и одновременно кротости. В музее можно увидеть икону святого великомученика Пантелеимона конца 19 в., написанную на Афоне, что удостоверяется штампом на обороте: «Благословенiе / Св: Аөонской Горы/ Русскаго Пантелеймонова / Монастыря», и образ «Иисус Христос – Царь Славы» 19 в., благословленный в Русской келии Святого Николая Чудотворца на горе Афон.
К чудотворным и особо почитаемым иконам храма относится образ Пресвятой Богоматери Иверской первой половины 19 в. Икона написана в традициях афонской живописи. Центральный образ Богоматери с младенцем окружен изображениями Пресвятой Ветхозаветной Троицы, двух Архангелов и двенадцати апостолов в круглых розетках. В нижней части иконы написана молитва Пресвятой Богородице, а на обороте описаны обстоятельства явленного иконою чуда: «Сïя Чтыя икона въ 1849 году находясь въ шакще судна / купца Пономарева набайкале, когда судно разбило бурею / хозяевъ и рабочихъ выбросило невредимыми на островъ. / Всехъ беспокоила мысль чемъ здесь они будутъ пита / тся такъ какъ отъ судна и припасовъ ничего неосталось, наберегъ острова одинъ рабочïй пошелъ по воду и уви / делъ вводе уберега бочку с хлебомъ и около бочки / стоячею въ воде сïю икону».
Паломнические иконы, привезенные из поездок по святым местам, бы-ли традиционны для русской православной жизни. Как правило, небольшие, иногда миниатюрные, привозные иконы украшали быт православного верующего, но позднее, в качестве подношения, попадали в восстанавливаемые церкви, возрождая их незримые связи с центрами русского православия.
В собрании музея Троицкого собора хранится миниатюрная икона «Святые первоверховные апостолы Петр и Павел», написанная в Киево-Печерской Лавре и освященная там же в 1891 г.
Реликвией из другого особо чтимого российского духовного центра – Троице-Сергиевой Лавры, несомненно, является образ «Явление Пресвятой Богородицы преподобному отцу Сергию» 19 в. Этот сюжет был особенно популярен среди памятных икон, создаваемых для паломников Лавры и по-читателей святого Сергия Радонежского. Эта крошечная икона отличается детальным миниатюрным письмом.
Такими же «памятными» иконами являются два изящных миниатюрных образа 19 в.: «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и «Рождество Пресвятой Богородицы». Многофигурные композиции этих произведений сочетаются с небольшими их размерами, что заставляет предположить особый замысел их создателей или заказчиков.
Большое хождение в Саратове и окрестных городах имела так называемая народная икона – произведения, написанные мастерами из народа, лишенными академической выучки. Для народной иконы характерны условность форм, упрощенная технология изготовления иконы и ограниченное количество красок. Мастера отбрасывали все лишнее, как в технике письма, так и в иконографии, но это не мешало иконе быть очень выразительной и эмоциональной. Так, минимальными средствами были написаны «Архангел Михаил – Воевода небесных сил» и «Святые преподобные Зосима и Савватий» – сюжеты, которые имели особую популярность в саратовском Поволжье и в старообрядческой среде. К произведениям местной мастерской относится и образ пророка Иоанна Предтечи, написанный более тщательно, «по олову» – тонкому слою олова, покрытого олифой, что имитирует позолоту, и с тиснением по левкасу.
Древний Троицкий собор только начинает изучать свое уникальное собрание иконописных памятников, раскрывая все новые и новые страницы своей многовековой истории.
Ирина Ильина