Духовный оплот города Саратова – Свято-Троицкий собор, на протяжении своей многовековой истории претерпел ряд реконструкций. Неоднократно заново оформлялись его интерьеры, писались новые иконы, но, несмотря на многочисленные преобразования, до сих пор в нем сохраняются иконописные образы, многое пережившие вместе с храмом и его прихожанами. Рассказывает Ирина Ильина, искусствовед и зав. сектором церковного искусства СГХМ им. А.Н. Радищева.
В 2006–2008 гг. нижний, Успенский, храм Троицкого собора был расписан художниками палехской иконописной мастерской. На стенах храма с удивительным мастерством были воспроизведены сцены из Ветхого и Нового Завета. Росписи Успенского храма Троицкого собора были выполнены мастерской в традиционном для палехской художественной школы стиле живописи XVII в., который объединил архитектуру собора с решением его внутреннего убранства.
Благодаря многолетней работе по оформлению храма, вошедший с первых шагов погружается в красочный многоцветный мир: монументальная живопись отличается затейливым решением композиции, нарядным колоритом и не чужда декоративности. Эти черты усиливают многочисленные орнаменты, которые объединяют изображения стен, потолка и столбов. Орнаментальная часть росписи, выполненная в голубовато-охристых тонах, задает основное колористическое звучание не только настенной живописи, но и всего оформления храма. А орнаменты нижней части стен являются фоном для позолоченных киотов. Каждый киот представляет собой конструкцию сложной формы, с многочисленными выступами, карнизами и колонками, а также декоративными элементами в стиле многотравного московского барокко XVII в. Золоченые причудливо изогнутые ветви и листья покрывают почти всю поверхность киотов. Сложные навершия в виде кокошников или стилизованных фронтончиков с барочными волютами увенчаны крестами. Все киоты вместе, одновременно похожие и разнообразные по своему художественному решению, создают впечатление сияющего золотого града, над которым возвышается горний мир настенных росписей, разворачивающих перед взором картины Священного Писания.
В киоты убраны все иконы храма, и в каждой из его частей можно увидеть старые образа рядом с новонаписанными. Старые иконы собора в основном относятся к последней четверти XIX – началу ХХ вв. В притворе находятся такие особо почитаемые иконы, как образ святого Николая Чудотворца и Богоматери Казанской. Святитель Николай благословляет молящегося и покровенной рукой поддерживает раскрытое Евангелие. Лик его сдержан и строг; в верхних углах иконы изображены Спаситель и Богородица в облаках. Богоматерь Казанская написана в традициях греческого письма. Светящиеся белые движки подчеркивают лучистость ее огромных печальных глаз. В иконе сочетается величественная простота лика Пресвятой Девы с ювелирным изяществом отделки Ее мафория, звезд и хитона Младенца Христа.
Здесь же можно увидеть икону редкой иконографии и оригинального извода – «Образ Пресвятой Богородицы Августовской, явленной героям воинам», который был написан в 1914 г. Икона выполнена в реалистической манере и достоверно воспроизводит чудесное явление Богоматери русским солдатам, сражавшимся в Первой мировой войне. На военный лагерь опустилась вечерняя мгла, уже во мрак погрузились окружающие его холмы и деревья. Но золотое свечение озаряет лица отдыхающих воинов – на небе, на фоне сияющего креста предстала перед ними благословляющая Богородица со Своим Сыном.
Храму принадлежит небольшая, но прекрасная коллекция афонских икон. В притворе находится писаный на святой горе Афон образ великомученика и целителя Пантелеимона в житии. Он был передан из келии святого Иоанна Златоуста старцем иеросхимонахом Кириллом в 1893 г. И в подкупольной части можно увидеть образ Богоматери «Скоропослушницы», который отражает умение афонских иконописцев передавать одновременно царственное величие и удивительную кротость Матери Христа. Афонские иконы отличаются особой техникой, своеобразной стилистикой и высоким профессионализмом и благодаря этим чертам украшают любой храм.
На северной стене притвора нашло свое место изображение святого преподобного Серафима Саровского. Хотя этот незаконченный образ был явно написан иконописцем-любителем, он создан с большой силой и искренностью. Икона очень убедительно передает лицо преподобного с его характерными чертами и выражением молитвенной сосредоточенности. В левой нижней ее части вложена частица облачения святого.
В притворе, больше чем в других частях Успенского храма, представлены новые иконы. Это изображения таких почитаемых древних святых, как благоверные князья Борис и Глеб, святой преподобный Сергий Радонежский, святые Петр и Феврония Муромские, святитель Спиридон Тримифунтский, великомученик Георгий Победоносец и Лонгин Сотник. В память о некогда существовавших в храме двух небольших приделах написаны образы трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, и икона с изображением апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии. Прекрасно выполненные московским иконописцем Е.В. Купцовой, они дополняют настенную живопись и, благодаря своему яркому красочному колориту, гармонируют с ней, создавая общее настроение ликующей радости.
Следующая часть храма – трапезная, обладает еще более камерным характером. Ее роспись посвящена Пресвятой Богородице, в честь Которой был освящен нижний храм. Особую ноту драматизма в повествование о важнейших событиях из жизни Пресвятой Девы вносит изображение Иерусалима, на фоне которого располагается большой Голгофский Крест с предстоящими. Город изображен среди скалистых высоких горок в нежно-розовых тонах, над ним в облаках парят два Ангела с символами Страстей Господних. Само же Распятие написано в насыщенных тонах – перед черно-фиолетовым Крестом с безжизненным телом Спасителя молятся Богородица и Иоанн Богослов. Их изображения и позы традиционны, лица спокойны, но с помощью цветового строя художник передает весь драматизм отображенного момента: одеяния предстоящих написаны в пронзительных темно-синих, бордовых и красных тонах. Контрастно высветленные изломанные складки отражают их крайнее отчаяние и горячую молитву.
Трапезная украшена целым рядом икон, заключенных в золоченые резные киоты. Среди них выделяются два образа – с левой стороны располагается «Неопалимая Купина», справа – «Спас Вседержитель». «Неопалимая Купина» является одной из самых мистических иконографий, олицетворяющих Пресвятую Богородицу, и дополняет росписи этой части храма, посвященные Ее жизнеописанию. В основе изображения «Неопалимой Купины» – библейский рассказ о явлении пророку Моисею несгорающей купины (куста). Впоследствии это событие было истолковано как ветхозаветный прообраз Богоматери и иконография была обогащена изображениями других пророчеств о явлении Мессии через земную женщину.
Храмовая икона решена очень красочно: основной цветовой акцент задают два пересекающихся ромба в центре, голубого – небесного и красного – огненного тонов, с изображением Ангелов – властителей стихий, и символами евангелистов вокруг образа Пресвятой Девы Марии с Младенцем. Правой рукой Богоматерь придерживает лествицу и высокие крыши Небесного Иерусалима, за стенами которого изображен Христос в царской короне. Восьмиконечная звезда, образованная ромбами, окружена зелено-красными небесными сферами с Ангелами–духами. Вверху – изображение Ветхого Денми и в углах композиции видения пророков Моисея, Исаии, Иезекииля и Иакова. Икона написана в академической манере, скорее всего, в конце XIX – начале ХХ вв.
Приблизительно в это же время был написан и образ Спаса Вседержителя. Эта иконография представляет одно из самых древних и популярных изображений Христа, где Он левой рукой придерживает Евангелие и благословляет правой. На раскрытом Евангелии приведена традиционная надпись: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф 11, 28). Икона также написана на золотом тисненом фоне яркими красками; красно-синие тона одеяния Спасителя задают торжественное и величественное звучание образа.
(Окончание в следующем номере), 8 июня 2020 года