Воскресение из мертвых Иисуса Христа – величайшее событие евангельского повествования. Умерший на кресте и погребенный, Иисус Христос воскресает на третий день, Своей смертью попирает смерть, утверждает Своим Воскресением возможность спасения людей от смерти и тлена. Праздник в честь этого события – Светлое Христово Воскресение, Пасха – величайший из христианских праздников. Какое же отражение нашло это событие в иконографии?
В первые века христианства преобладало аллегорическое изображение этого события. Часто использовались ветхозаветные прообразы. Пято-Шестой (Трулльский) Собор предписал (правило 82) вместо аллегорического ветхозаветного образа изображать Христа «по человеческому виду» и вспоминать Его жизнь «во плоти». В период иконоборчества (8 – первая половина 9 вв.) сложились основные типы образов Христа, Богоматери, святых и схемы сюжетных изображений Священной истории. В послеиконоборческий период утвердились каноны иконографии, сохранившиеся с незначительными изменениями в течение последующих столетий.
К 9 в. на Востоке установились так называемые «иконописные подлинники» и сформировался византийский иконописный стиль. В Древней Руси иконопись развивалась в строгой зависимости от византийских образцов. Достойное иконописное изображение явилось главным в постановлениях Соборов Русской Церкви в 1667–1674 гг. и в 1722 г.
Следует сказать, что древних икон праздника Воскресения Христова мы не имеем. Более того, в Православии принято считать каноническим (то есть признано истинным), что иконописуется лишь то, что было явлено миру. Такое явление было либо видимо, либо словесно, либо в откровении. Поскольку собственно Воскресение не было явлено никому, иконы Воскресения Христова пишутся символически.
Первый образ Воскресения, самый распространенный, – это «Сошествие во ад». Такую икону мы видим каждое воскресенье в центре храма на аналое. Эта икона получила сложившуюся форму к 10 в. Сюжет одной из них таков. Спаситель, окруженный сиянием славы, с крестом в левой руке, сходит в темную пещеру ада и выводит Адама и Еву из гробов. По сторонам – ветхозаветные праведники, на первом плане пророк Давид и царь Соломон. В пещере ада лежат сорванные с петель двери, запоры, железные вереи. Рядом с Христом – Иоанн Предтеча со свитком в руке.
В иконографии 15–16 вв. «Сошествие во ад» изображает Христа в красных одеждах, наружное кольцо мандорлы (ореол миндалевидной формы) заполнено Серафимами и Херувимами. В пещере Ангелы связывают сатану. Сорванные с петель двери ада изображены вертикально стоящими внизу, а вверху над ними – раскрытые двери рая, куда устремлены взоры праведников. В 17 в. получает распространение усложненная иконография Воскресения Иисуса Христа, где изображается не только «Сошествие во ад», но и «Восстание Христа от гроба». К вратам ада здесь устремляется сонм Ангелов, из ада выходит множество людей. Христос указывает вверх, на Царские врата. Праведники с развернутыми свитками в руках движутся к райским чертогам вслед за Иоанном Предтечей.
Более привычен для нас сюжет «Сошествие во ад» тот, в котором мы видим обломки сокрушенных Иисусом врат ада (эти сломанные створки складываются в подобие креста Андреевского типа) и разбитые им замки. Под ногами Иисуса изображается сатана, закованный в цепи. Сам ад как пекло обозначается символическим разломом земли, за которым приоткрываются невидимые, тайные адские бездны – мрачное пространство преисподней. Икона как бы делится на три зоны: ад; мандорла Христа и Ангельские Силы; пространство, куда выведены праведники.
Все изображения объединяет то, что Спаситель окружен сиянием, пронизан лучами, небесными кругами, знаменующими Его Божественные достоинство и славу. Спаситель на всех иконописных изображениях является как бы солнцем, сошедшим в преисподнюю. Все в Иисусе Христе исполнено стремительного движения, что знаменует молниеносность сошествия Спасителя во ад.
Самостоятельным сюжетом, широко распространенным на Руси, является изображение жен-мироносиц у Гроба Господня. Так называется описанный в Евангелии приход ко Гробу Иисуса Христа через день после его погребения женщин, принесших с собой миро, чтобы излить его, по обычаю, на гроб. Жены-мироносицы, нашедшие Гроб пустым, являются первыми свидетелями Воскресения Христова. Ангел благовествует им об этом. В древнейшие времена изображение жен-мироносиц у Гроба служило образом Воскресения Христова, сменившись затем изображением «Сошествие во ад». В настоящее время приход жен-мироносиц ко Гробу вспоминается на третьей неделе по Пасхе. Иконографическое изображение этого события сохранилось и в византийском, и в древнерусском искусстве. Оно стало образом свидетельства Воскресения.
Другой часто встречающийся образ – явление Воскресшего Господа женам-мироносицам. Здесь, кроме Спасителя, стоящего во славе у Гроба, пишутся Ангелы (один или два) и жены-мироносицы. Такое изображение Воскресения Христова с Ангелами – более позднее, оно полностью соответствует тексту Евангелия.
Главный смысл иконографии Воскресения – это учение о спасении. «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2, 11). «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6,4).
Ирина Рокицка