В основу иконографии праздника Покрова Божией Матери положены воспоминания о чудесном избавлении от врагов жителей Константинополя в 10 в. Св. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, находясь в первый день октября во Влахернском храме Константинополя, где хранились риза Богородицы, головной покров и часть Ее пояса, во время всенощного бдения видели в воздухе чудное явление Божией Матери.
Пресвятая Дева, окруженная пророками, апостолами и Ангелами, сияющая солнечным светом, молилась о грешном мире и покрывала христиан честным Своим омофором. Сподобившийся этого видения св. Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» «Вижу, святой отче, и ужасаюся», – отвечал ему Епифаний.
Иконография праздника Покрова Божией МатериОписание этого видения стало одним из источников иконографии Покрова. Но, по всей видимости, существенное влияние на нее оказали и свидетельства о так называемом «еженедельном» чуде, происходившем каждую пятницу на всенощном богослужении в том же Влахернском храме. Покров, наполовину закрывавший чтимый образ Богоматери, невидимою силой приподнимался и оставался парить над иконой в течение всего времени молитвы. Эти два мотива и легли в иконографию икон праздника, подчеркивая смысл покровительства Богородицы, Ее защиты, оказываемой людям.
Хотя чудесное избавление жителей произошло в Константинополе, но по случаю многих смут в Византийской империи день Покрова не был внесен в число церковных праздников. Честь установления этого праздника принадлежит Российской Церкви.
Традиционно принято связывать начало почитания Покрова на Руси с именем св. князя Андрея Боголюбского. Государственная раздробленность, характерная для русских земель в 12 — начале 13 вв., конечно же, вызывала обеспокоенность у современников. Политический центр государства обязательно должен исполнять роль и духовного, религиозного центра. Поэтому большое значение придавалось своим, местным, святыням — иконам, монастырям. Св. Андрей Боголюбский почитал Пресвятую Богородицу как покровительницу своего княжества.
В его правление и стало почитаться чудо во Влахернском храме Константинополя, когда Богородица простерла над верующими белый покров (омофор) и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. В почитании этого события русскими людьми присутствует новое понимание значения Богородицы для Руси — Сама Божия Матерь устанавливает над Русью особое покровительство. Таким образом, здесь впервые нашла выражение очень важная для всякого русского человека идея – Русь, вошедшая в мир христианских народов, тоже подпадает под благодатный Покров Пресвятой Божией Матери и становится Домом Богородицы на Земле.
Общепринято выделять два основных иконографических извода Покрова – так называемые «суздальский» (среднерусский) и «новгородский». В первом случае Богоматерь изображается перед храмом, простирающей свой мафорий над всеми присутствующими. В «новгородском» варианте плат поддерживают Ангелы, а не Сама Богородица, представленная внутри храма над закрытыми царскими вратами.
Оба варианта имеют и схожие черты. Как правило, в нижней части изображался очевидец влахернского чуда св. Андрей Юродивый, указующий своему юному ученику на образ Пречистой Девы. Покров, дарующий заступничество Царицы Небесной, чаще всего выделялся ярко-красным цветом. Художники следовали описанию видения в житии св. Андрея, где подчеркивалось, что простираемый плат был «молнии подобен». В конце 15 в. происходит объединение двух иконографических вариантов. На иконе плат над молящейся Богоматерью держат Ангелы, а внизу изображается св. Роман Сладкопевец. Для поздних образов характерно включение большего количества действующих лиц.
В иконах, где группируются многие святые, всегда есть некий центр. На иконе Покрова в роли такого центра, вокруг которого собирается многоликий Собор, является Богоматерь. Такое построение выражает идею соборности, изображение грядущего соборного человечества. Чтобы ввести человечество в храм и осуществить в нем подлинную соборность, нужны «пост и труд, и теснота, и всякие скорби». Но от этой скорби икона обращает к радости. Она выражает собою тот новый мировой порядок и лад, где прекращается кровавая борьба за существование и вся тварь с человечеством во главе собирается в храм. Тварь становится здесь сама храмом Божиим, потому что она собирается вокруг Христа и Богородицы, становясь тем самым жилищем Святого Духа. Образ Богоматери – Царицы Небесной, скорой Помощницы и Заступницы, олицетворяет любящее материнское сердце, которое чрез акт Богорождения становится сердцем вселенной. Вокруг Богоматери собирается весь мир. Здесь радужное земное преломление небесного света на иконе неизменно выражает собою высшую радость твари земной и небесной, подчеркивая смысл евангельского текста: «… се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20).
Богородица, собравшая мир вокруг Предвечного Младенца, олицетворяет Собою осуществление и раскрытие этого замысла. Именно эту собранную воедино Вселенную замыслил Бог в Своей Премудрости; и именно ею должно быть побеждено хаотическое царство смерти. Поэтому видение во Влахерне получает другой – всемирный – смысл. Покров, осеняющий все и всех, становится уже мирообъемлющим, кажется, что под Покровом Божией Матери собралось все человечество.
Юлия Клюева, 21 января 1916 года