Для любого христианина Божия Матерь являет собой образ совершеннейшего милосердия, понимания и любви. В любой беде и напасти Она всегда выслушает и поможет, не оставит взывающего без ответа. Она воплощает собой идеальный образ Матери, любовь к Которой не исчерпать. Поэтому неслучайно в России, как и по всему миру, так распространены Ее образа. Они имеют разные названия, у каждого — свои особенности, но все они отражают красоту и величие Богородицы.
Разные грани образа Богородицы
Облик Богородицы мы знаем как по древнейшим изображениям, первые из которых приписываются евангелисту Луке, так и по описаниям церковных историков. Мы видим Ее в определенной одежде: алом мафории с тремя расшитыми звездами на голове и плечах — наряде замужней женщины, покрывающем с головы до пят, и длинном, обычно синем, платье.
Один из самых распространенных типов изображения Богоматери, особенно в Византии и в России, получил название «Одигитрия». На иконах этого типа Богородица держит Младенца на левой руке, а правой указывает на Христа, как бы показывая верующим на верный Путь и Истину. Именно Божия Матерь ходатайствует за нас перед Господом, Она сохраняет нас на пути к Нему: все это подтверждает название подобных икон — «Одигитрия» с греческого переводится как «Путеводительница». К наиболее известным вариантам «Одигитрии» относятся: Смоленская, Иверская, Тихвинская, Иерусалимская, «Троеручица», Страстная, Грузинская, Кипрская, «Споручница грешных».
Второй тип Богородичных икон на Руси получил наименование «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова «Елеуса». Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон. Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца, прильнувших друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. К иконам типа «Умиление» относятся: Владимирская, Ярославская, Донская, Феодоровская, «Взыскание погибших», Почаевская, Волоколамская и т. д.
Также выделяют еще один тип икон Богородицы: «Панахранта», что значит «Всемилостивая». Этому типу характерно изображение Богоматери на престоле с Богомладенцем на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. Из икон этого типа в России наиболее известны «Державная» и «Всецарица».
И, наконец, еще один тип икон, изображающий Богоматерь с воздетыми в молении руками и без Младенца Христа, именуется «Орантой» (с греч. «Молящаяся») или «Панагией» (с греч. «Всесвятая»). В России этот образ известен нам под названием «Знамение», то есть знака милости Богородицы. На иконах этого типа Дева Мария изображается в анфас, обычно по пояс, с молитвенно поднятыми руками на уровне головы. На Ее груди, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.
От прочих иконографических типов изображения Богородицы «Оранту» отличает величественность и монументальность. Ее поза статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик. Этот образ входит в состав многих композиций, в частности, в изображение праздников Вознесения и Покрова. Это символ Церкви, неустанно подвизающийся в молитвенном служении о спасении верующих.
Новгородская святыня
Изображения Богоматери, сходные с иконой «Знамение», встречаются еще на заре христианской эры. К наиболее ранним относится изображение Богородицы из усыпальницы святой Агнии в Риме, относящееся к IV веку, где изображена Богородица с Божественным Младенцем на коленях и распростертыми в молитве руками. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопея», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащей обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.
Икона Божией Матери, известная под именем «Знамение», появилась на Руси в XI–XII веках после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. Но в летописях того времени она обозначалась без конкретного названия, а просто как икона Святой Богородицы. И лишь в конце XV века в новгородских источниках по отношению к этой иконе и ее повторениям применяется название «Знамение», т. е. оно становится наименованием иконографического типа.
XI–XII века для Русской земли — это время постоянных междоусобных войн. Святой благоверный Андрей Боголюбский, владимиро-суздальский князь, в союзе с половецкими, муромскими, черниговскими и другими князьями, дабы укрепить свою власть, решил взять штурмом Великий Новгород. С этой целью к воротам города он послал своего сына Мстислава с огромным ополчением, который осадил город, потребовав его скорейшей сдачи. Силы были не на стороне новгородцев, и после бесплотных переговоров началось сражение. Осажденные, видя несокрушимую силу противника и изнемогая в неравной борьбе, уповали лишь на Божию милость и заступничество Пресвятой Богородицы.
По преданию, храмы не закрывались ни днем, ни ночью, и «пение церковное сливалось с плачем молящихся». Архиепископ Новгородский Илия с тех пор, как к городу подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в соборе святой Софии о спасении города. В третью ночь святитель услышал в алтаре собора дивный голос, который повелел ему взять из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городские стены. Чудное спокойствие пролилось тогда на святителя.
Наутро архиепископ послал протодиакона и клириков в церковь, чтобы принести оттуда икону Богоматери, а сам в соборе пел молебную песнь. Но, несмотря на все усилия, посланцы не смогли сдвинуть икону с ее места. Тогда сам святитель во главе крестного хода пошел в церковь Спаса. Там он упал на колени перед иконой и обратился к Пресвятой со слезной молитвой. Стали служить молебен, и когда запели: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы», икона сама заколебалась, как бы двигаясь к архиепископу. Святитель принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством вынесли на стену и поставили близ того места, где кипела ожесточенная битва.
Но воины Мстислава не смягчились и пустили в новгородцев целые тучи стрел, одна из которых вонзилась в иконописный лик Богородицы. Икона повернулась ликом к городу, источая из глаз слезы. Осажденные восприняли случившееся как знак того, что Царица Небесная молится пред Своим Сыном об избавлении города.
После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, у них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. В испуге полки стали поспешно отходить от города. Ободренные Господом новгородцы устремились в бой и полностью отразили суздальские полки, многих увели в плен. Те же, которые спаслись бегством, не могли найти себе пропитания там, где раньше сами произвели безжалостное опустошение. Они гибли от голода и болезней и, как с ужасом говорит летописец, в Великий пост питались мясом своих лошадей.
Архиепископ Илия тогда же установил празднование в память чудесного заступничества, оказанного Богоматерью Новгороду. Так как 25 февраля — день, когда совершилось это событие, — почти всегда приходится на масленицу или Великий пост, то праздник перенесли на 27 ноября. И доныне его празднует вся Русская Церковь 27 ноября по ст. стилю, то есть 10 декабря по новому.
Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских Знаменских иконах в трех деяниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на городскую стену, ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают Ангелы с длинными пиками.
В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой. Через несколько лет, в благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, икона была с торжеством перенесена из церкви Спаса Преображения в воздвигнутый в 1354 году новый храм Пресвятой Богородицы, впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.
Икона помогла новгородцам и в 1611 году, когда городом овладели шведы. Они грабили дома, в церквах иконы подвергали поруганию, священную утварь уносили. Когда враг ринулся в Знаменскую церковь, где совершалось богослужение при открытых дверях, невидимая сила откинула неприятеля назад. После того как это повторилось несколько раз, шведы отступили от храма и вскоре покинули Новгород.
После Октябрьской революции 1917 года икона хранилась в Новгородском музее, в настоящее же время, после возвращения иконы в 1991 году Церкви, она находится в новгородском Софийском соборе. Икона имеет сравнительно небольшой размер: 59 х 52,7 см. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца, мученика Иакова Персиянина и преподобных Петра и Онуфрия Афонских. Над левым оком Богоматери просматривается след от стрелы, оставленный суздальскими воинами.
Были написаны многочисленные списки с иконы «Знамения», которые известны по всей России, многие из которых просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы «Знамения» относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
В православном храме икону Божьей Матери «Знамение» традиционно помещают в верхней части алтаря.
Слаб немощный человек и грешен. Господь, учитывая человеческую природу, не оставляет его и для спасения его обращается к человеку через знамения. И если мы будем помнить о них, несмотря на то что сами при них не присутствовали, это послужит нам в укреплении в деле веры и спасения. И пусть через этот образ на нас будет литься свет и милость Пресвятой Богородицы.
Юлия Ульянова