Иерусалимская Православная Церковь – древнейшая Православная Церковь на земле. Основателем ее был Сам Господь наш Иисус Христос, поэтому Иерусалимскую Церковь называют Матерью всех Христианских Церквей.
Первым епископом Иерусалимской Православной Церкви считается св. Иаков, брат Господень, который в 49 г. был председателем на Апостольском соборе. С самого зарождения Иерусалимская Церковь подвергалась гонениям со стороны иудеев, в связи с которыми появился первый пострадавший за Христа мученик – архидиакон Стефан.
После разорения Иерусалима в 70 г. римским императором Титом церковная жизнь в нем пришла в упадок, но к 4 в. началось постепенное ее возрождение, связанное с воцарением императора Константина Великого. Постановлением IV Вселенского Cобора, состоявшегося в 451 г., иерусалимскому епископу дарован титул патриарха, а Иерусалимская Церковь во Все-ленском православном диптихе (в данном случае при поминовении Христианских Церквей на Литургии) становится на пятое место после Римской, Константинопольской, Александрийской и Антиохийской Церквей, а после Великого раскола (1054 г.) – на четвертое. В 326 г. в Иерусалиме проходили поиски Древа Животворящего Креста Господня, которые возглавила святая равноапостольная царица Елена, мать императора Константина Великого. Крест Господень был найден, и в память об этом событии установлен праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Иерусалимская Церковь процветала вплоть до 7 в., когда Иерусалим, как и вся Палестина, был захвачен арабскими завоевателями. В 1099 г. Иерусалим захватили крестоносцы, основав там Иерусалимское королевство и латинский (зависимый от Римского папы) патриархат. Крестоносцы враждебно относились к православным, захватывали православные храмы и монастыри. Иерусалимские православные патриархи были вынуждены проживать в изгнании в Константинополе и оттуда управлять Церковью.
После крестоносцев, принесших страшные разрушения Иерусалиму, в 13 в. на Палестину обрушилось иго египтян-мамлюков, продолжавшееся до 15 в. Этот период был самым тяжелым временем для православных Иерусалима. Мамлюки – ярые ненавистники христианства, стремились к полному искоренению христиан, христианских памятников, а также любых напоминаний о христианстве.
С падением Византии (1453 г.) положение православия в Палестине резко ухудшилось. В Иерусалиме началось страшнейшее гонение на христиан, в считанные дни было опустошено огромное количество храмов, монастырей, осквернены христианские кладбища, восстанавливать которые было запрещено. В это время на святыни христианства стала притязать католическая церковь.
В 1517 г. царство мамлюков было покорено османским султаном Селимом I и до окончания Первой мировой войны Палестина находилась в составе Турецкой империи. При турецком владычестве христиане стали жить несколько свободнее. Благодаря усилиям патриарха Германа II (1548–1579) турецкий султан признал за Православной Церковью полное право на владение Святыми Местами и разрешил совершение религиозных обрядов. Для охраны Святых Мест было воссоздано в 16 в. монашеское братство Святого Гроба Господня. Братство возглавил сам патриарх Герман II, и до сих пор патриарх Иерусалимской Церкви является его игуменом и священноархимандритом. Султан не только не препятствовал православным в восстанов-лении святынь, но и запретил указом от 1534 г. изымать у греческих монахов имущество и причинять какой бы то ни было вред.
Однако католики по-прежнему стремились завладеть Святой Землей. Они предприняли миссию среди населения Палестины. До 1550 г. в Вифлееме не было ни одного католика, но стараниями францисканцев в 1550 г. три человека приняли католичество и составили первую католическую общину Вифлеема, которая впоследствии стала центром и основой католицизма в Палестине.
В 1604 г., согласно мирному договору между Францией и Османской империей, католикам была дарована полная свобода передвижения и совершения религиозных обрядов на территории Палестины. После долгих судебных разбирательств в 1634 г. тремя указами султан положил конец спорам о Святых Местах. Греки получили преимущество перед армянами и католика-ми в храме Гроба Господня; латинянам под страхом смертной казни запрещалось притеснять греков; все незаконно захваченные католиками святыни Палестины должны были быть немедленно переданы Православной Церкви Иерусалима. В том же году храм Гроба Господня и Вифлеемский храм с пещерой Рождества Христова, как и другие святыни, были возвращены право-славным.
Состояние Иерусалимской Церкви было крайне тяжелым. Иерусалимский Патриархат имел множество долгов и испытывал сильнейшую нужду в материальных средствах, бороться с католиками было невозможно. За отсутствием средств Вифлеемский храм был на грани разрушения, а обители грузинских монахов пытались присвоить себе францисканцы. Во время правления патриарха Досифея II (1669–1707) борьба за святыни разгорелась с новой силой. Благодаря созданию «Совета Старейшин» – нового органа управления делами Патриархата, удалось поправить финансовое положение, оплатить долги и начать восстановление Вифлеемского храма. Но в связи с неудачной для Турции войной против Австрии и Франции положение вещей в Палестине стало меняться. Франция и Австрия требовали передачи всех палестинских святынь католическим монахам, Россия, со своей стороны, выступала как защитница Православия на Востоке и требовала передачи Святых Мест православным.
В 1757 г. турецким султаном Османом III был издан указ, в котором излагалась история Святой Земли и, как следствие, подтверждалось право владения Святыми Местами за Иерусалимской Православной Церковью. Православным были возвращены все незаконно отнятые католиками святы-ни, а также Гефсиманский и Вифлеемский храмы, которые начали активно восстанавливать. 18 в. ознаменовался возрождением Иерусалимского Патриархата. Но вторжение войск Наполеона в Палестину прервало его и принесло еще большие разрушения. В 1808 г. армянами был сожжен храм Гроба Господня, восстановленный в 1810 г.
К 1821 г. отношения между турецкими властями и православными Палестины стали заметно ухудшаться. Турция обвинила Иерусалимскую Церковь в шпионаже в пользу русских. Братство Святого Гроба Господня турки открыто преследовали, а его членов арестовывали и подвергали пыткам. Патриархат имел множество долгов, сопряженных с восстановлением сгоревшего храма Воскресения Христова.
Начиная со второй половины 19 в. и вплоть до 20 в. Иерусалимская Православная Церковь развивалась и процветала. В 1948 г. решением ООН Святую Землю разделили на Израиль и Иорданию. Это привело к возникновению арабо-израильских конфликтов, гонениям евреев на христиан. В том же году во время захвата Иерусалима целенаправленными артобстрелами евреев было разрушено и повреждено множество христианских храмов и монастырей.
В настоящее время Иерусалимская Православная Церковь претерпевает своего рода гонения от израильских властей, об этом свидетельствовали члены делегации от Иерусалимской Церкви, прибывшие в Москву на интронизацию Патриарха Кирилла. Ныне Церковь состоит из двух митрополий и одной архиепископии. Она обладает 23 храмами, 22 мужскими и 5 женскими монастырями. Также имеет несколько храмов за пределами Израиля. Иерархами Церкви с 1534 г. являются греки, они же составляют большинство монахов. Белое же духовенство состоит из арабов, которые составляют подавляющее большинство верующих Церкви. Поэтому Литургия совершается на греческом языке в монастырях, но по-арабски в приходских церквах. Верующих насчитывается около 130 тысяч человек.
Подготовил Роман Хитёв