По сложившейся традиции, в дни поста в православных храмах совершается Таинство Соборования. Пожалуй, ни одно церковное Таинство не вызывает у верующих людей столько сомнений и вопросов. На страницах нашей газеты мы постараемся ответить на некоторые из них.
«У нас часто, случается, бывают отчаянно больные, а по соборовании елеем выздоравливают и живут еще долго». Прп. Макарий Оптинский
Елеосвящение – это Таинство Церкви, в котором при помазании тела освященным елеем призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Как и все Таинства Православной Церкви, Елеосвящение имеет богоустановленный характер. Об этом свидетельствует св. евангелист Матфей, говоря о том, как Христос, послав апостолов на благодатное делание, «дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10, 1). Со всей определенностью о Таинстве говорит св. апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви (т.е. собор священников, откуда и другое название Таинства – Соборование), и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14, 15). В этих словах апостола заключены и суть Таинства, и его чинопоследование.
Второе название Таинства – Соборование – само говорит, что лучшим местом его совершения является церковь как место собрания всех верующих: и пресвитеров, и мирян. Связанное с очищением от грехов, общее Елеосвящение совершается во время Рождественского и Великого постов. При невозможности доставить в храм тяжело больного Таинство может быть преподано и на дому. В таких случаях Соборование может совершаться во всякое время, как только появится неотложная потребность в нем.
Кто может приступить к Таинству Соборования?
Соборование совершается над лицами православного исповедания, страдающими телесными или душевными болезнями. Любые наши болезни, и душевные, и телесные, являются следствием греховности человеческой природы, и Елеосвящение – духовное врачевство, с которого следует начинать лечение всякого недуга. К спасительному действию Таинства может прибегать не только физически страдающий человек. В христианстве страдания душевные: уныние, скорбь, отчаяние – тоже признаются болезнью, т.к. причиной их могут быть нераскаянные грехи, в том числе и не осознаваемые самим человеком.
По установлению Церкви, желающий собороваться человек должен приготовиться к Таинству покаянием и исповедью и после Елеосвящения причаститься Святых Христовых Таин.
В настоящее время в церковной практике не требуется соблюдения строгой последовательности участия верующих в этих Таинствах. Воцерковленный человек во время поста чаще обычного исповедуется и причащается, поэтому ему не нужно непременно накануне Соборования прибегать к Таинству Исповеди. Невоцерковленный человек, узнавший о существовании Таинства, подающего исцеление в болезнях, может быть, ради этого впервые переступит церковный порог. И приняв участие в Елеосвящении, получив облегчение в своих страданиях по действию благодати Божией, еще и еще раз придет в храм, и с этого момента начнется его воцерковление и покаяние.
Над тяжело больным человеком, находящимся в бессознательном состоянии, Таинство Елеосвящения можно совершать только в том случае, если он выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках.
Чинопоследование Таинства
Богослужение Таинства Елеосвящения состоит из трех частей: молебна; освящения елея; помазания освященным елеем частей тела больного (чела, ноздрей, щек, уст, груди, ладоней).
Почему для совершения Соборования берется елей (растительное масло)? Как и само Таинство, использование елея учредил Господь, когда посылал учеников своих на проповедь и исцеление: «…и мазаху маслом многи недужныя, и изцелеваху» (Мк. 6, 13). Елей служит видимым знаком благодати исцеления. В него добавляется вино как символ Искупительной Крови Спасителя. Соединение елея с вином знаменует милость Божию и сострадание (притча о милосердном самарянине). Сосуд с елеем помещается на блюде с пшеничными или другими злаковыми зернами, которые символизируют зародыш и новую жизнь – исцеление, а по смерти тела – воскресение.
Соборование
При совершении Таинства должен действовать «собор пресвитеров». Семь священников назначаются потому, что при елеосвящении бывает семь чтений из Евангелий и Апостола, семь молитв и столько же помазаний. Но в современных условиях это не всегда возможно. Поэтому Церковь допускает совершение Таинства тремя или двумя священниками, в крайнем случае, одним, с тем, однако чтобы он совершал его от лица собора священников, произносил все молитвы, сколько их есть, и совершал семь помазаний.
После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает – как бы исцеляющую руку Самого Спасителя – на головы соборующихся и читает при этом разрешительную молитву от грехов. В Таинстве Елеосвящения прощаются забытые (но не утаенные умышленно) и неосознаваемые грехи, которые не могли быть исповеданы священнику. Таким образом, происходит очищение человека от тайных, ему самому неведомых грехов и, как следствие этого, исцеление от болезней.
Врачевство духовное
Таинство Елеосвящения как врачевство, может быть повторяемо. Повторяемость его проистекает из его благодатной сущности. Елеосвящение не имеет, как Крещение и Миропомазание, неизгладимой печати, т.к. подается человеку не на всю жизнь, а по единичному случаю болезни, для исцеления ее и отпущения грехов. Таинство не может быть повторяемо в течение одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Главное, нельзя забывать, что Соборование – врачевство духовное. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь в той мере, которая, по смотрению Божию, необходима для спасения болящего. Поэтому Соборование не отменяет помощи врачей и употребления лекарственных средств.
Если в результате Соборования человек не получает видимого исцеления, это не значит, что Таинство не имело результатов. По слову прп. Ефрема Сирина, «всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через Таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и Таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих».
И.С. Гладышева