Праздник этот очень любим и чтим православным народом, ведь в нем раскрывается тайна нашего спасения: Христос пришел на землю Младенцем, он возлежит «в яслех скотиих» и предопределяет расторжение многолетних уз наших прегрешений. Взрослые с волнением ожидают появления в сочельник первой звезды на небе, указавшей когда-то путь волхвам в Вифлеем к новорожденному Младенцу Христу. Дети с удовольствием веселятся, исполняя рождественские колядки.
В ночь на Рождество верующие люди приходят на праздничное ночное богослужение или смотрят прямую трансляцию столичной службы в кафедральном соборе. Богослужение праздника отличается особой торжественностью и красотой, а главное, яркостью и богословской глубиной рождественских песнопений. Через хоровое пение передается вся важность и значимость великого праздника, пение – это неотъемлемая часть богослужения. Какие же песнопения исполняются на рождественском богослужении и что они символизируют?
Интересно, что в православных храмах рождественские песнопения начинают звучать более чем за месяц до самого праздника. Такое постепенное приготовление к великому торжеству начинается в Рождественский (или Филиппов) пост, песнопения вводятся в службы с искусной постепенностью, расширяясь в объеме, заполняя все большую часть церковных служб, пока они, в конце поста, не превращают богослужение в сплошной гимн празднику. Так, на службе Введения во храм Пресвятой Богородицы впервые появляются ирмосы Рождества «Христос раждается, славите». Из всех богослужебных песнопений именно ирмосы являются гимнами самого общего содержания, поэтому они выбраны как подготовительные песнопения к столь еще далекому торжеству. Ирмосы возвещают нам лишь радостную весть о рождении Младенца и призывают нас прославить грядущего Христа.
Чуть позже, начиная с праздника памяти апостола Андрея Первозванного (13 декабря н. ст.), в богослужение добавляются три предпраздничные стихиры. Они исполняются вместо Богородичных, следовательно, занимают самое видное место в службе. Эти стихиры («Вифлееме, благоукрасися», «Восприими Вифлееме», «Иосифе, рцы нам») пропитаны самым теплым чувством и высокой поэзией, выделяясь из общей атмосферы Филиппова поста. Они исполняются на всех значимых богослужениях и праздниках последующих дней и подводят нас к духовному восприятию праздника.
Большой торжественностью отличается богослужение Рождественского сочельника (На́вечерие Рождества Христова). Богослужение это имеет особый характер, где центральной частью является чтение и пение Царских часов. По сути, они уже являются часами Рождества, так как Литургия Василия Великого соединяется с великой вечерней уже самого праздника. На этой службе также читается рождественское Евангелие. В конце Литургии уже совершается славление Христа рожденного: с особой торжественностью звучат слова праздничных тропаря и кондака (кратких молитвенных песнопений, в которых раскрывается сущность праздника). Так ожидание праздника непрерывно перетекает в само торжество. Казалось бы, с этого момента и наступает Рождество Христово, но это не так. После исполнения этих молитвословий по Уставу положена трапеза строго постного характера, чего не могло бы быть, если бы праздник уже начался. Это редкий случай в годовом богослужебном цикле, когда главнейшие праздничные песнопения, с их торжественностью и глубиной, еще не вводят нас в сам праздник. Они – как особая маленькая служба: праздник ещё не наступил, но вот-вот наступит. Душа верующих людей затрепетала в удивлении и ожидании рождения Господа.
В трепетном ожидании радостных и ликующих песнопений рождественской службы собираются верующие в храм уже поздним вечером. Богослужение самого праздника Рождества Христова по традиции совершается в ночное время с повечерия (вечерня уже отслужена днем). Трижды в начале богослужения отверзаются царские врата, и чтение прерывается торжественным праздничным пением. Сначала поются стихи «С нами Бог, разумейте, языци, и покаряйтеся» (из книги пророка Исаии). Частое повторение слов «С нами Бог!» свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих среди себя Бога-Младенца. Затем исполняются тропарь и кондак праздника. Эти песнопения служат для нас предварением праздничной радости и помогают идти путем покаяния и очищения души.
Безусловно, главным песнопением рождественской службы является праздничный тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе». Этот Свет, по мысли тропаря, просвещает весь мир. Христос не ограничивается рамками одного богоизбранного народа, но призывает к познанию Бога всю вселенную. Кондак Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют. Нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог» был составлен в 6 в. преподобным Романом Сладкопевцем. Это важнейшее песнопение рождественского богослужения. По церковному преданию, слова и напев кондака были внушены прп. Роману явившейся ему накануне праздника Рождества Христова Богоматерью. Кондак построен на сопоставлении и объединении контрастных понятий. Он говорит о рождении Пресущественного, о схождении на землю и вселении в вертеп Неприступного и, наконец, называет Превечным Богом – Отроча Младо.
Утреня праздника Рождества начинается с ангельского славословия «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Этим Святая Церковь говорит нам, что в природе и в нашей душе тьма еще борется со светом, но в темном вертепе уже таится Младенец Христос – Свет Истинный. Звучание этого песнопения выделяется из общей музыкальной канвы. Оно поистине апофеозное, искрометное. Радость о рожденном младенце Христе буквально переполняет души верующих людей.
На утрене впервые полностью поется рождественский канон «Христос раждается, славите!» – один из самых красивых канонов в православном богослужении. В песнопениях канона передаются интонации восклицаний радости и всеобщего веселья о родившемся Христе.
Великое славословие также начинается словами ангельской песни «Слава в вышних Богу, и на земли мир», словно возвращая нас к событиям рождественской ночи. Душа находит теперь и в своем сердце слова ангельского славословия, которые подводят ее к прославлению Родившегося Христа.
На следующий день после праздника Рождества совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. На богослужении этого праздника рождественские гимны переплетаются с песнопениями, прославляющими Матерь Божию. Ведь именно благодаря Деве Марии стало возможным Боговоплощение.
За Рождеством Христовым следуют шесть дней попразднства, они завершают Рождественский период. В течение этих дней на богослужениях Церковь повторяет гимны и песнопения, прославляющие воплощение Христа, напоминая, что источник и основание нашего спасения можно отыскать лишь в Том, Кто, будучи предвечным Богом, ради нас пришел в мир и родился как маленький Младенец.
Праздник Рождества Христова – величайшее всемирное торжество, оно сопровождалось дивной ангельской вестью о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», ангельским пением и славословием, поклонением пастырей и волхвов. Этот праздник служит началом и основанием для всех остальных праздников. Именно поэтому так многообразно и кропотливо проводится его постепенное становление и формирование во всеобщее пение и ликование.
Вера Попечителева