«Христос бо воста: веселие вечное!»

str6-1Праздник Воскресения Христова – самый радостный и торжественный из всех христианских праздников. По словам cвятителя Епифания Кипрского, это праздников праздник и торжество из торжеств. Спаситель сокрушил державу смерти и открыл всем нам путь к вечной жизни. Вот почему душа каждого христианина в день Святой Пасхи чувствует такой восторг и ликование.

Восторгом и радостью переполнена вся Церковь в этот светлый праздник. Темные постовые облачения священнослужителей сменяются на белые, а затем красные праздничные одеяния. Храмы уже с вечера полны народа. В церквях возжигается всё освещение, верующие стоят с зажженными свечами в знак великой радости. Воздух буквально заполнен звуками колокольных перезвонов. Пасхальное богослужение совершается при открытых царских вратах. Наконец, в знак особого молитвенного ликования Церковь совершает богослужение Пасхи почти непрекращающимся молитвенным пением. Это единственный христианский праздник, служба которого полностью исключает чтение псалмов и молитв. Здесь поется всё – не только ирмосы, но и тропари канона, часы. Ведь именно пением, по словам святых отцов Церкви, можно выразить истинную радость, переполняющую души верующих людей. Пение и музыка способны дотронуться до самой глубины человеческой души, затронуть ее струны, помочь прочувствовать всю красоту и значимость праздника, что так важно в эти светлые дни.

Пасха – это праздник единения. Поэтому в качестве исполнителей молитв на пасхальном богослужении выступает не только профессиональный хор (певчие), но и весь приход – прихожане храма. Даже в Уставе этого дня указывается на то, что песнопения Пасхи должны петь «уста общины». И действительно, как мощно, звучно разносятся по храму слова праздничных стихир «Да воскреснет Бог», когда их подхватывают голоса прихожан. Поистине монументально звучание песнопения «Воскресение Христово видевше» в исполнении всего прихода храма. Сколько эмоций, духовной радости и сердечной теплоты вкладываем мы в пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых…», когда слышим не только свой голос, но голос всего прихода!

Традиция православного богослужения всегда имела в себе певческую основу. Она восходит еще к апостольским временам, когда имя Бога принято было прославлять пением, каждое слово было окрашено звуком и имело в себе музыкальную стихию. В службах Православной Церкви эта традиция сохранилась и по сей день. Здесь мы не услышим обыденной простой речи – даже храмовое чтение совершается как бы с оттяжкой на одном звуке, «нараспев». Музыкально окрашены и возгласы священнослужителей, произносимые тоже «нараспев» (в некоторых рукописях для возгласов даже существует музыкальная разметка). Есть в богослужении и пение мелодически развитое, Устав называет его «сладкопением», которое исполняют в храмах профессиональные певцы.

Со временем многие части православной службы как бы понизились в музыкальной градации и стали вычитываться. Так произошло, например, с каноном на вечернем богослужении, а ведь именно в каноне сосредоточены основные мысли и слова дня или праздника церковного календаря.

И как неожиданно и прекрасно слушается канон Пасхи, исполняемый нараспев вопреки традиции чтения канонов других праздников! Здесь соединяются в общее ликование голоса певчих, возгласы священнослужителей, ответные радостные реплики прихожан. Пасхальный канон – это важнейшая часть ночного праздничного богослужения, и по своему содержанию есть не что иное, как продолжительный торжественный гимн в честь славного Воскресения Господня и Божественного величия Воскресшего Господа. Составителем пасхального канона является преподобный Иоанн Дамаскин. Он совершеннейшим образом выразил в каноне чувство высокого духовного восторга, переполняющего душу каждого христианина в этот светлый праздник. Радостен восход животворного солнца после мрачной ночи, радостно пробуждение природы после зимнего омертвения, радостно будет обновление всех живых существ при всеобщем воскресении. Это главная мысль пасхального канона.

Внешний состав канона вполне соответствует его внутреннему содержанию и торжеству величайшего христианского праздника. Предельная ясность и точность выражений, мерность и отчетливость прозы сосредоточены в пасхальном каноне. Тогда как большинство канонов других праздников включают в себя сложные составы слов и оборотов. Несколько изменена автором и тематика канона на Пасху. В частности, в некоторых ирмосах песней прп. Иоанн преодолевает установившуюся форму и темы эти звучат по-новому. Например, он удерживает обычное упоминание о пророке Аввакуме в 4-й песни, не рассказывает о пророке Ионе – в 6-й и о праведных отроках – в 7-й песни канона. Остальные же ирмосы песней образуются более свободно по сравнению с другими канонами, и все они исполнены радости великой победы Христовой. Очевидно, что в пасхальном каноне прп. Иоанну удалось взять тот ритм и метрическую четкость, которые соответствуют самому величию и радости праздника. Пасхальный канон написан прп. Иоанном с высоким вдохновением и является весьма органично построенным произведением, где четко определены начало (или вступление), развитие праздничной темы, связанной с образами Пасхи и, наконец, завершение с обращением ко Христу – Пасхе велией и священнейшей. Продуманной внутренней композиции канона соответствуют богатство и сила его словарного состава. Пасхальный канон является центром пасхальной церковной радости, как в светлую ночь Воскресения Христова, так и во все дни Светлой седмицы и последующих воскресных дней, вплоть до Вознесения Господня.

Как правило, в каждой песни пасхального канона очень мало тропарей: два или три. За это время духовенство обходит храм с каждением и, проходя среди молящихся, радостно и приветствует их пасхальным восклицанием: «Христос Воскресе!». «Воистину Воскресе!» – гремят им в ответ так же звучно сотни голосов, и эти радостные возгласы народа сливаются с ликующим пением хора. Ранее богослужения были более насыщенными и продолжительными, праздничные тропари повторялись по несколько раз. В частности, в Уставе отмечается: «Петь ирмосы на четыре (антифонно – 1 лик и 2 лик), а тропари – на двенадцать (каждый тропарь должен петься по 6 раз)». В Типиконе уточняется, что первые слова каждого ирмоса обязательно должен запевать предстоятель в алтаре, так подчеркивается максимально праздничное и вдохновенное исполнение праздничных гимнов. Именно в постоянных повторах одного и того же текста заключается основной идейный смысл канона – радоваться, бесконечно повторять эти ликующие слова, которые мы прекрасно знаем. Канон призывает нас к радости духовной, глубокой и осмысленной. Напевы пасхального канона тоже предельно просты и легко ложатся на слух. Самый распространенный распев пасхального канона – обиходный. В его четкой мерной музыкальной пульсации заложено что-то, что заставляет наше сердце биться быстрее. Возникает ощущение необычайной радости – хочется участвовать в пасхальном действе, петь, отвечать на пасхальные возгласы священнослужителей. Пасхальный праздник словно проходит внутрь каждого человека, в его душу и сердце. А ведь в этом и сосредоточен основной смысл праздника Пасхи – единение и всеобщее ликование народа о Воскресшем Господе.str6-2

Праздник Воскресения Христова – радостнейший и торжественнейший из всех христианских праздников, и отличается он столь же превосходным богослужением. Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, говорит следующее: «После пасхальной службы в образцах творчества человеческого нельзя найти песни более полной чувствованиями, столько же живыми, сколько и высокими, восторгами святыми и истинно неземными. Пасхальная служба – торжество неба и земли… Пасха – торжество торжеств, и песнь Пасхе – из праздников праздник душе». Пусть же эти праздничные чувства переполняют наши сердца как можно дольше, пусть ощущение праздника Пасхи остается в нас постоянно и вселяет уверенность и радость о Воскресшем Господе нашем Иисусе Христе. И пусть музыкой Пасхи, ее праздничными песнопениями будет пронизана вся наша жизнь. Воистину Воскресе Христос!

Вера Попечителева