Редакционный совет журнала «Гимназический взвоз» возглавляет священник Дионисий Каменщиков — настоятель храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона при 1-й Городской клинической больнице города Саратова. До своего священства батюшка искал себя в разных сферах жизни: получил образование биолога, немного работал по специальности, а поняв, что его диплом никому не нужен, освоил профессию землекопа, потом электрика, менеджера. Занимался и журналистикой, а в последние годы стал автором трех книжек рассказов для детей, полюбившихся юным читателям. У него есть опыт общения с молодежью — он возглавляет миссионерский отдел нашей епархии. Отец Дионисий — молодой священник, но уже накопил хороший жизненный опыт. Тема нашего разговора — хлеб насущный.
— Батюшка, расскажите, как случилось, что Вы стали священником?
— Приход человека к Богу — всегда тайна, причем зачастую тайна для него самого. Мой приход в Церковь был постепенным, то есть в Бога я верил всегда и всегда чувствовал Его волю, присутствие в своей жизни. Да и вся наша семья была верующей, но эта вера не принимала внешних форм.
А в момент перехода из детства в юношество, когда нужно было определяться с профессией, начались непостижимые для меня внутренние процессы. Я не мог понять, чего я хочу от этой жизни, какую профессию мне выбрать. Все казалось каким-то паром скоропроходящим. В это же самое время моя мама как раз начала ходить в храм, соблюдать посты, причащаться, и мне это очень помогло — присутствие рядом человека, начавшего серьезно воцерковляться. Я как бы получил ответ на свой внутренний запрос.
— Многие люди приходят, по их словам, из-за скорбей, которые обрушиваются на их головы…
— И в моей жизни были ошибки и скорби, как у всех, кто живет без Церкви. Но это не означает, что я был этими скорбями загнан в храм. Бог так не поступает. Мой приход был свободным: последовательным и поступательным. Большую роль в моем воцерковлении сыграла подруга моей мамы. Она, будучи очень глубоким, интеллигентным человеком, умела рассказывать о том, что видела в церкви и знала о Боге, богослужениях, священниках, и это было необыкновенно интересно. Я помню уют этих вечеров, когда мы вместе пили чай у нас дома и слушали эти рассказы… Эта пожилая дама вносила в наш мир еще и мир церковный… С этого, пожалуй, для меня все и началось: с большим скрипом, непросто, но моя жизнь изменилась.
— Отец Дионисий, а как объяснить детям, о чем мы просим Бога, когда молимся о хлебе насущном?
— Святые отцы объясняют, что мы просим о хлебе и в прямом смысле этого слова, и о Хлебе как Теле Христовом — Причастии, без которого жизнь христианина невозможна. Но вообще хлеб насущный — это то, что нам необходимо более всего. Скажем, если человек, как, например, беженцы с Украины сегодня, не имеет крыши над головой, средств для жизни, то нет смысла сразу начинать говорить с ним о духовном, о Боге. Сначала нужно его накормить, утешить. А уж потом, если он выразит желание, можно начать говорить о главном.
— Значит, когда мы просим о хлебе насущном, то не должны забывать, что Господь, давая нам эту самую главную молитву, говорит о хлебе именно насущном, то есть самом необходимом, и не более того.
— Конечно. У человека может быть масса всяких желаний, и когда он не получает чего-то, то часто чувствует себя несчастным. А когда к Богу приходишь, понимаешь: Господь дает человеку все то, что ему необходимо для спасения — не больше и не меньше. Нужно просить у Бога тот минимум, который позволит думать о духовном, а не о том, как выжить, элементарно обустроить свою жизнь.
— Благополучие, комфорт, как известно, могут сильно изменить человека. Его представление о насущном тоже меняется. Человек становится ненасытным. Как остановить себя, свои желания, которым нет конца?
— Если человек верует, старается жить по Евангелию, он сам сможет определить этот предел, понять свою меру. У каждого она своя. Кому-то по силам ограничить себя минимумом, чтобы иметь возможность помогать ближним. Другой человек в такой ситуации будет унывать — у него другая мера. Среди богатых людей много очень слабых, порабощенных своим состоянием. Но, устремляя свои помыслы к Богу, стараясь жить правильно, по заповедям, обязательно получишь ответ, как правильно поступать, честно устроить свою жизнь. Я знаю много добрых, настоящих христиан, как среди малоимущих, так и среди состоятельных людей. Главное — не прикрываться Христом, принимая благочестивый вид, а доказывать свою приверженность Богу своими делами, жертвами. Если человек, утратив свое состояние, теряет смысл жизни, то какой же он христианин?
— Батюшка, я знаю, что прихожане вашего храма помогают беженцам с Украины…
— Среди прихожан храма целителя Пантелеимона нет богатых людей, но мы приняли решение взять на себя сначала одну семью с четырьмя детьми — им приход будет снимать квартиру, пока они не встанут на ноги, не войдут в нормальный ритм жизни. Эти люди решили остаться жить в России. И еще одна семья, которую мы опекали, уже вернулась к себе под Луганск. В Саратове у них родился ребенок, и они приняли решение возвращаться домой. Но не только наш приход помогает людям, оказавшимся в такой непростой ситуации. Я знаю, что и прихожане Троицкого собора помогают семье ополченца.
— Отец Дионисий, что-то изменилось в Вашем восприятии жизни после того, как Вы стали общаться с беженцами, людьми, увидевшими войну близко, прямо на своих улицах?
— Параллельная реальность — это не только война. Человек, на которого напали, избили и ограбили, чувствует себя не лучше, чем на войне. Или когда его посещает серьезная болезнь, и он понимает, что его дни сочтены. Это тоже страшно. Эта сторона жизни всегда рядом с нами, и когда Господу для нашего спасения угодно открыть ее нам, скорбь посещает и нас.
Произошло то, о чем мы читали в книжках и были уверены, что это навсегда осталось в истории нашей страны и больше не повторится. Гражданская война совсем рядом с нами, да и мы от нее не застрахованы. Для нас становится все более очевидно, что мир в руках Божиих и может стремительно меняться. Поэтому христианин не должен позволить себе быть теплохладным, окружить себя комфортом и жить расслабленно. Вообще, изнеженный христианин — это все равно, что воин, не умеющий держать меч.
— Как побороть в себе эту инерцию?
— В сложившейся ситуации мы, христиане, должны понять, что нам никто не поможет, ничего не даст — только Бог и то, если мы сами проявим добрую волю и будем много трудиться. На примере Украины можно учиться многому. Например, теперь хорошо видно, что происходит, когда люди материальные блага начинают ставить на первое место, забывают о своих корнях, о благодарности, наконец. Да и западная цивилизация, ее сегодняшние ценности показали себя, что называется, во всей красе. Никого не волнуют даже гибнущие дети.
— Молодые люди, по моим наблюдениям, имеют сегодня весьма расплывчатые представления о патриотизме, о гражданском долге, бескорыстном служении, милосердии. Да и четкой гражданской позиции очень часто не имеют. Это беспокоит и печалит.
— А на каких ценностях росли эти молодые люди? К сожалению, и в нашем обществе многое стало строиться по принципу «ты мне — я тебе». В нашей больнице, к примеру, пожилые люди не понимают, почему девочки из нашего православного Общества милосердия ухаживают за ними. Все спрашивают: «А зачем вам это? Что вы за это имеете?» Даже представители старшего поколения уже не воспринимают бескорыстную помощь.
И в то же время я не люблю разговоров о потерянном поколении. Например, к нам приходят две студентки из медуниверситета ухаживать за лежачими больными. Обычные девочки. Откуда в них это? Поэтому нужно помнить, что Бог все меняет и правда берет свое. Человек взрослеет, пресыщается той ложью, которой его кормили до этого, начинает думать, искать и, дай Бог, находит.
Что же касается патриотизма, то отсутствие любви к родному городу, стране означает отсутствие любви в душе человека. Ведь представьте, что это значит — ежедневно выходить на улицу, которую не любишь, видеть людей, своих сограждан, которых тоже не любишь… Что происходит в душе такого человека? Недаром же все святые были патриотами, в какие бы времена они ни жили.
— Посоветуйте нашим читателям, как воспитывать детей сегодня. Для христиан этот вопрос звучит более конкретно: как спасти их души?
— У святителя Иоанн Златоуста есть весьма жесткие, но очень верные слова о важности воспитания: «Не так жестоко изострить меч, взять его в правую руку и вонзить в самое горло сына, как погубить и развратить душу; потому что ничего равного ей нет у нас». Чтобы воспитать хорошего человека, нужно его именно воспитывать, а не только насыщать различными благами. Возвращаясь к хлебу насущному, хочу вспомнить, что часто родители ссылаются на необходимость много работать, чтобы заработать на этот самый хлеб. И не замечают, что «хлебом насущным» для них становится машина, престижный вуз для ребенка. Родители лезут вон из кожи, платят за обучение, ублажают всячески свое дитя, чтобы у него все было не хуже, чем у других. И в конце концов часто получают негодяя, который родителей не уважает, Родину свою презирает, не способен по-настоящему любить, чем-то жертвовать.
Думаю, если нет денег на деликатесы, лучше кормить ребенка простой кашей — здоровее будет, и пусть он получит более скромное образование, но нужно уделять его воспитанию максимум личного времени. Пусть ваш ребенок станет скромным учителем или обычным участковым врачом, рабочим, да кем угодно. Главное, чтобы это был добрый христианин, порядочный человек, гражданин, хороший семьянин. А самый лучший метод воспитания — личный пример. Если хочешь сказать ребенку что-то важное, то это должно исходить из пережитого тобой. Начинать надо с себя, иначе тебя не услышат.
Беседовала Елена Гаазе