Души их были исполнены аромата веры и любви

«Когда великий Господь и Бог наш умер как Человек, обремененный грехами людскими, кто из тех, о ком Он заботился от вечности, позаботился о Нем мертвом? Кто посетил гроб Его? Кто явил любовь свою к Умершему? Женщины. Но не все и не всякие женщины, а жены-мироносицы, души коих были, словно миром, помазаны бессмертною любовью Господа нашего Иисуса Христа. Души их были исполнены аромата веры и любви, потому они и руки свои наполнили ароматами и пошли ко гробу, дабы помазать тело Христово». Свт. Николай Сербский

Жены-мироносицы – обычные женщины, Христовы ученицы, неотступно  следовавшие за своим Учителем. Они остались верными Ему до конца, даже когда Иуда предал Христа первосвященникам и большинство апостолов разбежались… Когда апостол Петр, следовавший за Спасителем до двора первосвященника, трижды отрекся там от Него.

Когда же Спаситель был распят, только Его Мать с учеником Иоанном стояла у Креста и женщины, следовавшие за Ним и Его учениками.

Они не могли ничего изменить, лишь молчаливо стояли у Креста, пребывая со своим Учителем до последней минуты.

Женщины первыми пришли к погребальной пещере, где накануне было положено тело Спасителя. С собой они несли миро – дорогое пахучее масло, чтобы помазать тело Иисуса…

Этими женщинами были Мария Магдалина, сестры Лазаря Марфа и Мария, Иоанна (жена Хузы, чиновника при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы), Мария Клеопова (дочь Клеопы, брата Иосифа Обручника), Мария Иаковлева (мать апостола Иакова и дочь Иосифа Обручника), Сусанна (служила Христу от своего имени, была довольно обеспеченной).

Жены-мироносицы первыми узнали о Воскресении Христовом и увидели Его воскресшим.

Безграничная любовь подняла мироносиц среди ночи и заставила их бежать к месту погребения Христа.

Приблизившись к могиле, только тут жены-мироносицы вспомнили, что вход в погребальную пещеру завален тяжелым камнем. Однако увидели, что камень отвален от входа. Тут они встретили ангела, который сказал, что Тот, Кого они ищут, воскрес и ждет их в Галилее. Жены-мироносицы сразу поверили благой вести и бросились обратно в город к апостолам. На обратной дороге они увидели самого воскресшего Христа.

У гроба осталась Мария Магдалина… Появившегося перед ней человека она приняла за садовника и спросила у него, куда исчезло тело Учителя. По тому, как садовник назвал ее по имени, она поняла, что перед ней Сам Христос! С великой радостью она смотрела на живого, воскресшего Христа!

Потом Господь явился остальным ученикам, апостолам, другим Своим спутницам, которые все три года Его проповеди были с Ним. Но первыми радостную весть о Воскресении Спасителя узнали именно мироносицы, женщины, которые не побоялись ни старейшин, ни охраны у гроба Господня… Их вдохновляла любовь, которой их учил Спаситель и которая не знает никаких преград, даже смерти.

Доподлинно неизвестно, сколько было мироносиц. В Евангелии перечисляются их имена, но нескольких женщин Евангелие называет более-менее конкретно. По церковной традиции упоминаются семь-восемь жен-мироносиц. Впоследствии они стали проповедницами и потрудились наравне с апостолами. А Магдалина стала называться равноапостольной.

По сути жены-мироносицы совершили подвиг. Хотя они просто делали то, что велела им любовь к Учителю, Которого погребли, не исполнив всех обрядов, положенных по Закону. А мироносицы готовы были сделать это во что бы то ни стало, даже если им грозил арест за сочувствие «Назарянину». Они просто «сделали, что должны были сделать» (Лк.17,10).

Через столетия свт. Иоанн Златоуст с удивлением, какое было и у современников, скажет:

«И не столь удивительно, что они привязались своим сердцем ко Господу Спасителю в те дни, когда сквозь пелену Его смирения и уничижения проступала Божественная слава в Его чудесах, когда раздавалась еще неслыханная на земле проповедь. Для нашей мысли удивительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господу, когда Он, истерзанный, оплеванный, был предан на смерть».

В страшный для учеников Христа день, когда казалось, что Он повержен, несколько женщин, не утративших мужества, пришли  к погребальной пещере оплакать Спасителя.

Митрополит Антоний Сурожский в своей проповеди в 1991г. говорил: «Когда была по видимости одержана победа зла над Христом, когда Он был предан и распят…, тогда появились Иосиф и Никодим, которые оказались верными Ему не только в дни Его учительства, но и в дни Его поражения». Как и жены-мироносицы.

«И мы все без исключения бываем постоянно пораженными, – подчеркивает в своей проповеди митрополит Антоний, – Мы устремлены к добру и отпадаем от добра; мы верим добру и изменяем добру; мы стремимся изо всех сил к тому, чтобы быть достойными человеческого звания, и это нам не удается. И вот в эти моменты (а они случаются постоянно) мы должны думать о женах-мироносицах, об Иосифе Аримафейском, о Никодиме, и как скала твердая стоять, поддерживая друг друга. Апостол Павел говорит: Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов».

И далее митрополит Антоний продолжает: «Если мы не будем друг друга тяготы нести, если мы не будем изо всех сил поддерживать друг друга, если мы не будем постоянно, вдумчиво, щедро относиться друг к другу, именно в моменты, когда нам кажется, что наш близкий, наш друг не достоин ни себя, ни нашей дружбы, мы не исполним закона Христова. Подумаем о себе и о каждом человеке вокруг, о самых близких и о случайных встречах. Подумаем о хрупкости человеческой, о том, как легко поскользнуться и упасть. И в момент поражения останемся верными до конца. Любящим сердцем не изменим и из страха не отвернемся. И тогда, действительно, понеся друг друга тяготы, мы исполним закон Христов. Тогда мы войдем в сонм жен-мироносиц, соединимся с Иосифом и Никодимом, и останемся с теми, кто в течение всей жизни человечества не стыдился пораженных, не отворачивался от падших, был Божией любовью и Божиим промыслом…»

                                                            Подготовила Варвара Проценко,5 мая 2024 года