Когда в Саратов привозят значимые святыни — чудотворные иконы, ковчеги с мощами святых, перед храмами выстраиваются длинные очереди. А между тем в нашем городе немало святынь, почитание которых началось столетия назад — вот только далеко не все наши современники о них знают. В рамках Межрегиональных образовательных Пименовских чтений была организована лекция заместителя руководителя историко-архивного отдела Саратовской епархии иерея Максима Плякина «»Спас Нерукотворный» и другие святыни старого Саратова». Рассказ отца Максима буквально открыл слушателям глаза: как, оказывается, богат наш город святынями, и как же милостив Господь, что сохранил их для нас.
Самая почитаемая на протяжении более чем двух веков святыня Саратова — это чудотворная икона «Спас Нерукотворный», сейчас она постоянно пребывает в нижнем храме Свято-Троицкого кафедрального собора, у правого клироса. Это образ, который датируется концом XVII — началом XVIII века.
Как образ Спасителя стал главной святыней города? Первоначально его почитание было связано с чудесным исцелением рязанского купца Якова Михайлова от опасной болезни в 1812 году. Тогда для Спаса была изготовлена серебряно-позлащённая риза, по случаю исцеления по традиции отслужили благодарственный молебен. После этого молебны перед чудотворной иконой в благодарность за избавление от болезней и опасностей служили не только в церкви, но и прямо в домах саратовцев. Сохранилась старинная фотография, на которой видно, как святыню несут из Троицкого собора по улице Московской. Процессия из прихожан во главе со священником торопится, чтобы успеть отслужить молебны везде, где их ждут. Вот такая треба была раньше — Спаса носили по домам. В благодарность за чудеса саратовцами было принесено к святыне огромное количество подвесов (в основном нательных крестов). Чуть позже — в 1857 году — московским действительным статским советником Иваном Яковлевичем Давыдовским были пожертвованы деньги на ризу. Киот был устроен иждивением московского мещанина Ермила Афанасьевича Соколова. Таким образом, почитание иконы распространилось далеко за пределы Саратовской губернии.
В 1847 году — с сентября по август — в Саратове свирепствовала холера, которая унесла жизни около трех тысяч человек. 9 марта 1848 года супруга саратовского вице-губернатора Ивана Елисеевича Сырнева — Наталья — пожертвовала в Троицкий собор 400 рублей серебром. Она писала в прошении, поданном в Саратовскую духовную консисторию, что во время эпидемии, «когда верующие с сокрушенным сердцем прибегали к Врачу душ и телес — Спасителю, мы, грешные, испытавшие на себе великую милость Божию, положили обет, чтоб в саратовской Троицкой церкви постоянно по совершении Божественной литургии по средам читаем был акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу».
С тех пор и по сегодняшнее время соборным духовенством по средам читается перед образом акафист Иисусу Сладчайшему. В следующем году будет уже 175 лет с начала еженедельного чтения акафиста у святыни.
Отец Максим поведал и о другой почитаемой саратовской святыне из Троицкого собора — Иверской иконе Божией Матери, пожертвованной в собор купцом Пономарёвым. Он был чудом спасен от потопления на Байкале в 1849 году; эта история изложена на обороте иконы.
В кафедральном соборе находится также икона преподобного Серафима Саровского. Едва различимая надпись на дореформенном русском языке, расположенная ниже ковчежца с материей, говорит о том, что в ковчежцеокошечке находится частица погребального облачения преподобного, а также кусочек марли, которой были покрыты его святые мощи во время их первого обретения в 1903 году. Надпись на иконе обнаружилась в 2004 году во время инвентаризации в соборе.
Несколько чтимых саратовских святынь до революции находились в Киновии — храме Страстей Господних, он располагался на нынешней улице Октябрьской. Одна из этих святынь — Распятие очень больших размеров, о котором со времени 1891 года остались записи, что «в народе живет предание, что этот крест принесен в новый Саратов из старого назад тому лет 250, и что он за Волгою обретен в каком-то пустынном месте, близ речки Саратовки…». Таким образом, время обретения — примерно 1641 год, время строительства «второго» Саратова. В 1860 году саратовский епископ святой Иоанникий (Руднев), памятуя об этой святыне, учредил при Киновии Братство Святого Креста и завещал, чтобы этот крест был знаменем братства.
В Свято-Духовском соборе находится святой образ, предположительно написанный для Братства Святого Креста. Это изображение Креста Господня с двумя клеймами: изображением Испанской иконы Божией Матери и образом великомученика Пантелеимона. Почитание Испанской иконы Божией Матери и иконы великомученика Пантелеимона, находившихся в селе Корнеевка (ныне Краснопартизанский район Саратовской области), началось в 1917 году. После того как по молитвам перед этими образами стали совершаться чудеса, с иконы Пресвятой Богородицы начали делать копии; на сегодняшний день выявлено пять списков с этой святыни, они находятся в разных храмах Саратовской митрополии.
В Крестовоздвиженском женском монастыре, уничтоженном после революции, почитаемой святыней был серебряный напрестольный крест конца XVII века. Крест находится в Радищевском музее. Изначально в кресте находился мощевик, но он утрачен.
В Свято-Духовском соборе пребывает мощевик с частицами мощей преподобномученика Стефана Нового и святителя Никифора, Патриарха Константинопольского. В годы гонений он находился в краеведческом музее,в 2007 году возвращен собору.
В утраченном саратовском храме Рождества Пресвятой Богородицы находился почитаемый верующими напрестольный крест с драгоценными камнями и частицей мощей, но и крест и мощи утеряны.
В церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи на Увеке хранились две святыни — чудотворная икона с изображением Усекновения главы Иоанна Предтечи и чудотворная икона главы Иоанна Предтечи на блюде в виде барельефа. Вторая икона была резной и, по свидетельствам современников, «собирала в храме к 29 августа до 20 тысяч богомольцев».
В церкви-часовне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» находилась чудотворная икона Богородицы «В скорбех и печалех Утешение». Она была списком Афонской иконы, в нее были встроены семь мощевиков. Судьба этой святыни неизвестна.
Еще одна чудотворная икона Пресвятой Богородицы — «Взыскание погибших», обретенная в Саратове, прошла удивительный путь. По преданию, в 1666 году она приплыла по Волге. Эта икона стала фамильной святыней, передаваемой из поколения в поколение в одном благочестивом семействе. В XIX веке образ был перевезен из Саратова в Самарскую губернию вдовой Анной Ивановной Кадышевой. Женщина приняла решение уйти в монастырь и взяла семейную реликвию с собой. Эта икона сейчас находится в Самарском кафедральном соборе.
Прошли века, но всё так же по молитвам у саратовских святынь Господь дарует верующим чудеса исцеления от болезней и милость Божию.
Газета «Православная вера», № 23 (715), декабрь 2022 г.
[Подготовила Ирина Вострикова]