Духовная симфония

str6вввв2010 г. начался для хоровых коллективов г. Саратова с работы над грандиозным по своей идейности и масштабу музыкальным проектом. Хористы пяти саратовских храмов (Свято-Троицкого и Духосошественского соборов, Покровского, Казанского и Серафимовского храмов) были объединены в один сводный хоровой коллектив и начали работу над великим хоровым сочинением Сергея Васильевича Рахманинова «Всенощное бдение».

Этот монументальный хоровой цикл в стенах саратовских храмов в полном варианте не исполнялся ни разу (за исключением отдельных хоровых номеров «Всенощной»). Результатом этой работы и совместных репетиций станет исполнение «Всенощного бдения» на вечернем богослужении при архиерейском служении в стенах храма в честь Покрова Божией Матери и следом идущий концерт в Саратовской консерватории.

Самый русский композитор

Пожалуй, нет в России человека, чувства которого не волновало бы музыкальное искусство С.В.Рахманинова. Музыка этого великого композитора способна проникнуть в любое человеческое сердце, затронув самые глубокие его струны. В его сочинениях претворились напевность и песенная текучесть исконно русской музыки, душевность и духовность, присущие русской душе. Слушая музыку Рахманинова, каждый человек находит в ней что-то своё, свойственное его душе и внутреннему состоянию. Не случайно Рахманинова называют «самым русским композитором».

За свою жизнь автор написал большое количество сочинений: это оркестровая, инструментальная и хоровая музыка. Но особое место в творческом наследии композитора занимают сочинения духовного, религиозного содержания, написанные им в предреволюционную эпоху. Среди них хоровой цикл «Литургия Иоанна Златоуста», где композитор воплотил индивидуальное понимание смысла литургических текстов; симфоническая поэма «Колокола», субъективно раскрывающая в инструментальной музыке духовный путь человека; хоровой цикл «Всенощное бдение», который по праву считается вершиной хорового искусства и по сей день признаётся непревзойдённым «венцом московской школы» духовной музыки.

«Всенощное бдение» было создано С.В.Рахманиновым в тяжёлое для русского народа время, в самый разгар Первой мировой войны (1915 г.). Композитор написал цикл специально для Синодального хора, в расчёте на его хоровое мастерство. Как известно, Синодальный хор был одним из древнейших русских хоровых коллективов и отличался высоким профессионализмом исполнения музыкальных произведений. Его участниками были певчие-мужчины и специально обученные мальчики (женщины ранее не допускались в профессиональные хоровые коллективы). При сочинении «Всенощной» Рахманинов учитывал богатые художественные возможности Синодального хора. Так родился необычайно сложный по хоровому мастерству и выразительным возможностям духовно-музыкальный цикл.

Это монументальная хоровая симфония. Она стала в тяжёлое для русского народа время общезначимым, соборным и близким ему по духу словом утешения и веры. На первых афишах, посвящённых исполнению «Всенощного Бдения», значилось, что концерты Синодального хора проводятся «в пользу жертв войны» или «в помощь нашим воинам». Это была посильная помощь музыкантов страдающей стране, звучащая во славу её народа. Успех премьеры «Всенощной» был ошеломляющий. Певчие Синодального хора исполнили цикл в Москве пять раз подряд, и со всё нарастающим ажиотажем.

Но дальнейшая судьба «Всенощного Бдения» сложилась непросто. Как церковное сочинение оно не вошло в литургическую практику из-за необычайной сложности музыкальных приёмов и требования большого хорового состава. Цикл остался звучать в основном на концертной эстраде. Исключением стала традиция ежегодного исполнения этого произведения церковным хором под управлением Н. Матвеева в храме «Всех скорбящих Радосте» на Большой Ордынке в Москве. В настоящее время «Всенощная» звучит на богослужении один раз в год – в ближайшую субботу после дня рождения С.В.Рахманинова (1 апреля 1873 г.) в храме Свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее в исполнении хора под управлением регента А. Пузакова.

Ещё одной причиной столь редкого исполнения хорового цикла в храмах стал музыкальный состав хоровых номеров этого сочинения. В основу «Всенощной» положено обычное богослужение Православной Церкви, совершаемое вечером накануне воскресных дней и церковных праздников. Но в рахманиновский вариант вошли только неизменяемые песнопения вечернего богослужения (такие, как «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Славословия»), а, как известно, эта служба включает в себя множество изменяемых музыкальных номеров (стихиры, тропари). Поэтому при храмовом исполнении части рахманиновского цикла должны перемежаться с обиходными песнопениями или сочинениями других авторов. А такое сочетание, наверное, будет некорректным с художественной точки зрения. Ведь тогда нарушится прекрасная целостность, присущая произведению Рахманинова.

«Всенощное Бдение» Рахманинова

В музыкальную основу своего цикла композитор положил подлинные древние церковные распевы – знаменный, греческий, киевский, а также собственные мелодические темы, стилистически похожие на используемые им церковные напевы. Рахманинов не цитирует их, а подходит к старинным мелодиям свободно, и сам столь органично сочиняет в духе этих распевов, что порой бывает трудно отличить его письмо «под распев» от подлинной древней мелодии. Исследователь русской духовной музыки И. Гарднер писал о «Всенощной» Рахманинова: «От всего произведения веет настроением древних московских кремлёвских соборов… Композитор должен был открыть новый этап русской хоровой богослужебной композиции и обработки уставных напевов для хора…» Созданное на волне широкого интереса к древнерусской музыке, охватившей русское общество 20 столетия (произведения А. Кастальского, В. Калинникова, А. Гречанинова), «Всенощное бдение» поражает глубиной проникновения в исконно русскую музыкальную традицию.

Слушая «Всенощное бдение», удивляешься, с какой поразительной пластичностью древние мелодии обогащаются сопутствующими голосами, переплетаясь, образуют единый мощный звуковой поток, или растворяются в глубине музыкальной фактуры. Композитор погружает нас своей музыкой в глубины мироздания и высокой духовности. Мастерское владение хоровой фактурой, глубинное понимание природы храмового пения и погружение в стихию древнерусского мелоса делают «Всенощное бдение» Рахманинова величайшим шедевром русской духовной музыки.

«Всенощная» включает пятнадцать музыкальных номеров (частей). Первые шесть – песнопения вечерни. В них преобладает мягкая звучность, светлая лиричность и безмятежность («Благослови, душе моя, Господа», «Блажен муж» и т.д.). По словам А.Никольского, в шести песнопениях вечерни «душевный мир, разлитый по всему существу человека, в гармонии с покоем во всей природе при последних лучах угасающего дня является прекраснейшим началом молитвы вечерней». Напевность и песенная текучесть проявляется в каждом миге звучаний вечерни. Исключение составляет лишь первый номер – «Придите, поклонимся», звучащий как вступление к действию, как эпиграф – торжественно и строго.

Следующие девять хоровых номеров – песнопения утрени, более динамичные, с яркими тембровыми, фактурными контрастами, с подчёркнутой ритмикой и могучими кульминационными подъёмами. Это связано с драматургией утреннего богослужения – в центре оказываются образы Воскресения Христова и славословия. Всё развитие хоровых номеров идёт по нарастающей, к кульминации – «Великому славословию». Оно является высшей точкой в литургическом и музыкальном отношении.

«Всенощное Бдение» Рахманинова принадлежит к вершинам хорового искусства. Исполненная глубочайшего содержания, высокой духовности, огромной этической мощи, эта хоровая симфония стала крупнейшим шедевром русской и мировой культуры. Рахманиновский цикл принадлежит к тем явлениям национальной культуры, которые, впитав жизненные силы родной земли, вырастают и сами становятся олицетворением Родины.

«Всенощная» является классикой хоровой музыки, основой репертуара практически всех профессиональных хоровых коллективов России и с успехом исполняется в концертных залах по всему миру. Надеемся, что тот неподдельный интерес, с которым приступили хоровые коллективы храмов Саратова к разучиванию столь великого и сложного сочинения С. В. Рахманинова, ещё более усилится и станет подспорьем на этом нелёгком, но плодотворном исполнительском пути!

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943) – композитор, пианист, дирижёр. Родился в дворянской семье в Старорусском уезде Новгородской губернии в имении Онег. С 4-5 лет играл на фортепьяно. С 1882 г. учился в Петербургской консерватории. Осенью 1885 г. был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н.С.Звереву. В возрасте 13 лет был представлен П.И. Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

В годы учебы сочинил ряд произведений, в том числе романс «В молчанье ночи тайной», Первый концерт для фортепьяно с оркестром. Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно и композиции (с большой золотой медалью). Дипломная работа Рахманинова – одноактная опера «Алеко».

В 1893 г. пишет духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу» (на текст кондака праздника Успения Пресвятой Богородицы). Чуть позже создает знаменитые хоровые циклы: «Литургию Иоанна Златоуста» (1910 г.) и «Всенощное бдение» (1915 г.). Духовные произведения Рахманинова принадлежат к вдохновенным страницам его творчества и представляют вершину развития нового направления русской церковной музыки.

В 1901 г. закончил Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало вступление в зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре.

В 1912 г. вступил в должность дирижера симфонических концертов Московского филармонического общества и с невероятным успехом провел сезон, в одном из концертов которого была исполнена его симфоническая поэма «Колокола».

Вскоре после революции 1917 г. воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 г. вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми покинул Россию.

Вплоть до 1926 г. не писал значительных произведений. Лишь в 1926—1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. За время жизни за рубежом (1918—1943 гг.) создал всего шесть произведений, однако они принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

В годы Великой Отечественной войны дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии.

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак лёгких). Однако, несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. Рахманинов умер 28 марта 1943 г. в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США.

Вера Попечителева