В 19 в. свт. Феофан Затворник писал: «…иметь веру и не знать, во что веруешь! Это есть оскорбление и веры, и себя… Да при этом и вера не вера. Вера есть совокупность истин и здравых о всем понятий. Какая же вера у того, кто их не знает?» Эти слова святителя-богослова актуальны и в наши дни. Многие ли из верующих, даже читающих каждый день Символ веры, могут вразумительно объяснить: во что веруют православные христиане? Ответ на вопрос: во что именно и как должен веровать человек, чтобы спастись, дает православная догматика – наука, обоснованно и доказательно излагающая православное вероучение.
Статистика свидетельствует: большинство россиян свою религиозную принадлежность отождествляют с Православием. Однако для многих из них это не связано с осознанной верой. «Верю, что Бог есть, что Он помогает; верю в душе, а в церковь не хожу», – вот и все, что они могут рассказать о своей вере. Доходит до курьеза: к православным причисляют себя люди некрещеные и даже атеисты. Просто по факту: не мусульманин, не иудей, живу в исторически православной стране… так кто же я как не православный?
Не все представляют себе, что Православие – это реальный, вполне конкретный образ веры и, соответственно, реальный и конкретный образ жизни; это путь, на который человек встает во Св. Крещении и по которому должен идти всю жизнь. Знание догматики дает возможность не сбиться с этого пути и избежать многих ошибок и заблуждений. Время для обретения этого знания благоприятно уже почти четверть века; отговорки: «Не знаем, потому что не научили», – неубедительны.
Знакомство с православным вероучением предварим сообщением некоторых необходимых сведений и понятий.
О Божественном Откровении
Из соблюдаемых в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от Апостольского Предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия…
Свт. Василий Великий
Источником православного вероучения является Божественное Откровение, т.е. то, что Бог Сам открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в него и достойно чтить Его. Оно дано вначале через пророков, затем – в полноте и совершенстве – через воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, учение которого передали миру и записали апостолы. Божественное Откровение хранится в истинной Церкви и распространяется между людьми посредством Свщ. Писания и Свщ. Апостольского Предания.
В древние времена Свщ. Писание (Библия) было Словом Божиим письменным, а Свщ. Апостольское Предание – Словом Божиим устным. Но постепенно оно также было зафиксировано в письменном виде в различных источниках. Свщ. Апостольское Предание есть Свщ. Предание в собственном, или узком, смысле.
Как Слово одного Бога Свщ. Писание и Свщ. Предание имеют равное достоинство. При этом они равно необходимы и взаимно друг друга дополняют. Св. отцы называют Свщ. Писание и Свщ. Предание двумя легкими в теле Церкви. В совокупности истины веры, заключающиеся в Свщ. Писании и Свщ. Апостольском Предании, дают полноту учения Православной веры.
Божественное Откровение дано людям однажды и на все времена и должно сохраняться неизменным. Хранительницей и истолковательницей Божественного Откровения является Православная Церковь – «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3,15). «В нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, чтобы каждый желающий мог принимать от нее питие жизни», – говорит свт. Ириней Лионский. Передача в Церкви из века в век Божественного Откровения по букве, или хранение его, а также по духу и смыслу, или истолкование его, есть Свщ. Предание в широком смысле слова.
О христианских догматах
Начало всех наших догматов происходит свыше, от Небесного Владыки, хотя люди служат к их преподаванию…
Свт. Иоанн Златоуст
Догматы веры, как истины Божественные, всегда остаются неизменными в учении Церкви Православной: она и ныне преподает эти истины в том самом виде, в каком приняла их от Самого Господа Иисуса
Христа, и будет преподавать до скончания века.
Митр. Макарий (Булгаков)
По свидетельству Свщ. Писания, правая вера является необходимым условием спасения человека. Истинный путь веры, тщательно оберегаемый в истории Церкви, называется прямым, правым – православным. Наряду с правым путем веры всегда бывали инакомыслящие, мир больших или меньших заблуждений.
Чтобы сохранить правый путь веры, Церковь выработала строгие формы для выражения истин веры, возвела крепость истины для отражения чуждых Церкви влияний. Так появились христианские догматы – откровенные истины, преподаваемые людям Церковью как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры.
К догматам относятся не все без различия богооткровенные истины, а лишь истины вероучительные, содержащие в себе учение о Боге и Его отношении к миру, особенно к человеку. Как Божественные по происхождению, догматы не подлежат изменению; они могут только, по обстоятельствам времени, точнее определяться и объясняться, оставаясь неизменными по существу и количеству. Всякое искажение догматов или отступление от них порождает ересь.
«Что только посеяно в сей Церкви, на пашне Божией, верою отцов, то же самое тщанием сыновей пусть и усовершается и сохраняется, то же самое пусть цветет и созревает… Ибо украшать, улучшать, усовершать с течением времени древние догматы небесного любомудрия позволительно… но их полнота, цельность, качество должны оставаться неизменными: это необходимо», – пишет прп. Викентий Лиринский.
Наука, имеющая своим содержанием систематическое изложение всей совокупности христианских догматов, называется догматическим богословием, или догматикой.
О Вселенских Соборах
Вселенские Соборы – это, несомненно, совесть Церкви Христовой. Они наиболее совершенно и имеют, и знают, и видят, и исповедуют истину Христову. И защищают ее.
Прп. Иустин Попович
Вселенские Соборы – собрания пастырей и учителей Православной Церкви, по возможности со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами. Всего в истории Церкви было семь Вселенских Соборов (в период 4–8 вв.).
Вселенским Соборам принадлежит главная роль в становлении православной догматики. Именно на Вселенских Соборах были определены основополагающие – коренные – догматы, заключающие в себе и под собой все прочие; утвержден на все века один неизменный образец веры – Символ веры – как основа всего догматического богословия; определен и установлен с точностью сам церковно-богословский язык. На Вселенских Соборах 4 в. получило законченный вид православное учение о Троице; в ходе христологических споров 5–7 вв. сформировалась православная христология; иконоборческий спор подвел итог развитию православного богословия первых восьми веков существования Церкви.
Каждый Вселенский Собор был ответом на ту или иную ересь, потрясавшую Церковь в конкретный исторический период ее бытия. Эти ереси становились движущей силой развития православного богословия – опровергая их, богословы находили те точные формулировки, которые ложились в основу православного догматического Предания.
Вселенские Соборы, определения которых начинались формулой «Изволися Духу Святому и нам…», указывающей на совместное творчество (синергию) Святого Духа и людей в выработке догматических формулировок, были моментами торжества Православной истины. Догматы Вселенских Соборов в Православной Церкви всегда признавались как богодухновенные и не подлежащие пересмотру.
В плане богословского творчества эпоха Вселенских Соборов стала самой продуктивной в истории Православной Церкви. Именно в эту эпоху жили те отцы, которые в православной традиции почитаются в качестве «вселенских учителей и святителей» и творцов догматического богословия. Митр. Макарий (Булгаков) называет период догматики Вселенских Соборов и св. отцов «богатейшим и образцовым».
Однако богословское оформление православного вероучения не закончилось с эпохой Вселенских Соборов, т.к. не прекратили свое существование ереси и заблуждения. Так, в 14 в., в эпоху «паламитских споров» и «паламитских Соборов», в борьбе с ересью, отвергавшей нетварность Божественной благодати, свт. Григорий Палама создавал мистическое богословие Церкви – богословие Святого Духа и благодати.
Раскрытие христианских догматов не прекратится до тех пор, пока не исчезнет в Церкви необходимость, применительно к новым ересям и заблуждениям, определять и объяснять свои догматы для охраны Православия.
О Символе веры
Если Слово Божие истинно и достойно всяческого приятия… то и учение, извлеченное из Писания, истинно и достойно всякого приятия каждым – от младенца до старца… Это учение есть цепь, составленная из многих соединенных между собой звеньев – так называемых членов Символа веры
.
Свт. Иннокентий, еп. Саратовский и Пензенский
Среди догматических определений Вселенских Соборов основным и первостепенным является Символ веры – в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать православные христиане, совокупность догматических истин, определяющих православное вероучение. Он разделен на 12 членов и предлагает учение: о Боге, едином по Существу, но троичном в Лицах; о Боге – Творце и Промыслителе мира; о Боге – Спасителе мира; о Боге – Совершителе судеб мира.
Символ веры составлен на I (Никейском, 325 г.) и II (Константинопольском, 381 г.) Вселенских Соборах, назван, по месту прохождения Соборов, Никео-Цареградским и закреплен последующими Вселенскими Соборами как непреложный образец христианской веры на все времена. В нем запрещено изменять что-либо не только в мыслях, но и словах. Любое уклонение от Символа веры свидетельствует о нарушении чистоты вероучения, отступлении от веры.
Символ веры начинается словом «Верую» и является исповеданием христианских догматов. Его требует Церковь от каждого человека перед принятием Таинства Св. Крещения; оно читается или поется во время Литургии, особо торжественно совершается в Неделю Торжества Православия. Однако недостаточно лишь автоматически, без должного понятия повторять слова исповедания. Необходимо изучить, усвоить уму и памяти содержание каждого из 12-ти членов Символа веры. Чтобы осознанно воспринять ту веру, о которой Святая Церковь провозглашает: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди» (из чина Торжества Православия).
***
Объяснение Символа веры можно найти в книгах, называемых «Православными катехизисами». Наиболее известным и общепринятым в Русской Православной Церкви является катехизис свт. Филарета Московского.
В последующих номерах газеты предполагается публикация материалов, содержащих краткое объяснение каждого из членов Символа веры.
Подготовила Людмила Кузнецова