Получая после Литургии просфоры, часто ли мы задумываемся о том, кто и как печет их, насколько это трудно? Воспитанник воскресной школы нашего собора смог найти ответы на эти вопросы, отправившись на послушание в просфорню Троицкого собора.
Если бы меня вдруг спросили, какой хлеб самый вкусный на свете, то я бы, не задумываясь, ответил: «Просфора, конечно!» Никакие булочки или пирожные с ней не сравнятся, хотя ее состав – проще некуда: вода, дрожжи, соль да мука.
Во время летних каникул я подошел к отцу Пахомию благословиться на послушание в храме, а он благословил меня помогать в просфорне. Честно говоря, выпекать просфоры – это долгий и достаточно тяжелый труд и особое послушание. Сотрудниц, которые выпекают просфоры, принято называть просфорницами. Понаблюдать за их дружной работой, воочию увидеть и почувствовать, так сказать «на себе», как выпекается хлеб для богослужения, мне посчастливилось в течение месяца.
И вот, в назначенный день я уже стою у дверей просфорни. Меня радостно встречают просфорницы. Время – 10:00. Пора приниматься за работу, т.к. тесто уже готово. Просфорницы замешивают его с утра пораньше, чтобы оно успело несколько раз подойти. Сначала небольшое количество муки заваривают кипятком, затем делается опара, все это смешивается, добавляются соль, вода, мука и в самую последнюю очередь – крещенская вода.
Когда была организована просфорня при Троицком соборе, долгое время было тяжело: было мало работниц, вся работа выполнялась вручную, и прихожане иногда жаловались, что на всех желающих просфор не хватает. Но постепенно работа наладилась: послушниц стало больше, приобрели тестомешалку, натирочню машину, послушание стало нести немного легче. Сейчас просфоры пекут раз в неделю, свыше 7000 штук за раз, не считая больших служебных – их выпекают отдельно. Меня удивило, зачем нашему собору так много просфор? Оказывается, просфоры здесь заказывают для многих храмов Саратова и области.
Мне выдают белый халат, сменную обувь и велят троекратно вымыть руки с мылом. Сами просфорницы одеты в специальную одежду: белые хлопчатобумажные рубашки и юбки, платки, до бровей закрывающие лицо. Вымыв руки, я с трепетом захожу в просфорную, где все уже готовы к работе. Повернувшись к иконам, мы читаем молитвы на начало дела – просим благословения и помощи у Господа. Также читаем молитву святым, которые при жизни имели послушание печь просфоры – преподобным отцам Спиридону и Никодиму, просфорникам Печерским
Затем просфорницы испрашивают друг у друга прощения и старшая сестра ласково говорит: «Ну, сестры, за работу. Пусть руки делают, уста молчат, а ум молится». Включаются машины, и каждая из женщин отходит на свое рабочее место за деревянными столами. Около нескольких часов уходит на вымешивание теста и формирование частей, из которых состоят просфоры: «низочков», или «споток» – нижних частей, и «головок». Пока тесто месится в тестомешалке, одна из просфорниц берет от него куски, которые пропускает через натирочную машину. Каждый кусок натирается на машине раза три, а затем еще прокатывается на ручных вальцах (на которых я, кстати, и работал), чтобы тесто было тугим, эластичным, как пластилин.
В просфорне становится жарко, все молча, сосредоточенно работают, изредка перекидываясь фразами по делу. Слушаем в магнитофонной записи жития или душеполезные поучения святых отцов, но чаще всего Псалтирь. Очень важно сохранять мирное расположение духа, настрой на молитву, ведь выпекается хлеб, который за главным богослужением православных христиан – Литургией, таинственно прелагается в Тело и Кровь Господа. Поэтому самое важное за работой – молитва, чтобы смирение было в душе. Нельзя трудиться с плохим настроением.
Честно говоря, крутить тесто на вальцах первое время мне было тяжело (все болело с непривычки – и руки, и шея). А все равно, приходишь с послушания домой и чувствуешь благодать, еще и домашние дела переделать можешь. Господь дает силы.
Рядом со мной вырезают «головки» просфор. Затем запечатывают их деревянной печаткой, на которой вырезаны крест и надписи IC ХС (Иисус Христос), HI KA («победа» по-гречески). За другим столом вручную катают «спотки».
Все работают в темпе, так как первая партия оснований и шляпок уже готова; через некоторое время они подойдут, их соединят и отправят в печь. Следя за работой, я не перестаю удивляться проворности и ловкости, с которыми просфорницы делают свое дело. Сколько же силы надо иметь в руках, чтобы так долго месить тесто!
После нескольких часов непрерывного труда, когда все «низочки» и «головки» готовы и подходят, можно посидеть и выпить чаю в трапезной. Самое сложное позади, и старшая просфорница распускает просфорниц на отдых.
После чаепития все поднимаются и снова идут работать. Просфорницы быстро соединяют основания с верхушками, и вот уже пошла первая партия в горячую-прегорячую духовку, где температура 240º. Одна из просфорниц внимательно следит за выпечкой. На подготовку к этому завершающему этапу ушло около семи часов, в то время как выпекаются просфоры не больше пяти–шести минут! В печи они должны лишь слегка подрумяниться.
В комнате стало совсем жарко, и густой хлебный запах повис в воздухе. А гора из ароматных горячих просфорок растет прямо на глазах. Так мне впервые в жизни довелось попробовать самого вкусного хлеба на свете с пылу-жару. Конечно, я всегда знал, почему он такой вкусный – потому что делается для Бога и людей с молитвой, любовью и миром в душе.
О просфоре
Прообразом просфор служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей – все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве.
Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги. В Греции до сих пор можно приобрести просфору в хлебной лавке, если ее хозяин православный, и принести в храм.
Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС ХС, под перекладиной НI КА.
Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий.
Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи — животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.
Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым.
Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.
В некоторых монастырях просфору можно получить за свечным ящиком после Литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».
Просфоры полагается вкушать натощак, с молитвой. Хранить их надо отдельно от других продуктов, в чистой посуде. К просфорам следует относиться бережно, крошечки аккуратно собирать, нельзя допускать, чтобы по небрежению они плесневели. Но если это все-таки произойдет, просфору необходимо закопать в непопираемое место или сжечь.
Владислав Бутаев