С глубокой древности первое воскресение после Дня Святой Троицы посвящается воспоминанию Всех святых. Такая последовательность не случайна. Пятидесятница – день, когда Дух Святой от Отца ради Сына «в мир прииде». С пришествием Святого Духа человек, если сердце его чисто, получил возможность воспринимать благодать Святого Духа, претворяться Им в обитель Святой Троицы – становиться святым.
«Что такое святость? Свобода от всякого греха и полнота всякой добродетели» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский).
«Истинного христианина Святой Дух зиждет духовно и преобразует в жилище Божие» (Свт. Игнатий Брянчанинов).
В лице апостолов Церковь Христова сделала в день Пятидесятницы первый вдох Святого Духа и дышит Им с тех пор непрестанно. И ныне тот же самый Дух изливается на каждого из христиан в Таинствах и священнодействиях Церкви. Церковь призывает нас к святости. Обожение, святость являются целью христианской жизни. «… будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5,48).
Что дыхание для тела, то Дух Святой для души. «Исполняйтесь Духом» (Еф. 5,18), – заповедует ап. Павел всем христианам. И если с нами это не происходит то виноват не Святой Дух, а мы сами. Не Духа недостает для нас, а нас не хватает для Духа. Дух Святой не приходит в нашу нечистоту. «Какого размера сосуд приносит каждый к источнику, такой и наполняет», – пишет по этому поводу блж. Августин.
По словам свт. Феофана Затворника, путь, по которому Дух Божий ведет приемлющего Его к совершенству, следующий: «Начало всему – покаяние, средина – труды и подвиги очищения сердца от страстей и насыщение добродетелями, конец – священнотайное богообщение».
Тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого в разнообразии Его даров и явили силу Его в мире, Церковь называет святыми. Они исповедали Господа не только именем христиан, но и умом, сердцем, словом, делом, всей жизнью. Такое исповедание, сопровождаемое решительным и полным отречением от мира и от себя, всегда было знамением всех святых. Церковь почитает их как верных слуг и угодников Божиих. Честь, им воздаваемая, относится к Богу как «дивному во святых Своих».
Благочестивое почитание святым мы оказываем различным образом: установлением и празднованием их праздников, почитанием их святых мощей и изображений, молитвенным призыванием, воздвижением храмов в их честь, изучением их святой жизни, подражанием их подвигам и добродетелям и т.п.
О канонизации святых
«И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме» (Мф. 5,15).
Церковное почитание святых начинается после их канонизации (от греч. «узакониваю»), или причисления к лику святых. Ей предшествует подготовительная работа по изучению житий, трудов и подвигов канонизируемых. Выясняется, есть ли основания для прославления. В 17 в., по свидетельству Патриарха Нектария Иерусалимского три вещи признавались причиной истинной святости: православие безукоризненное; совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови; проявление Божиих сверхъестественных знамений и чудес.
При наличии оснований к канонизации выносится определение о причислении предложенного подвижника к лику св. угодников Божиих. В зависимости от рода подвига различают следующие лики святых: патриархи, праотцы, отцы, пророки, апостолы, равноапостольные, святители, мученики (в том числе великомученики, священномученики, преподобномученики), исповедники и страстотерпцы, преподобные, благоверные, праведные, блаженные и Христа ради юродивые, бессребреники.
По степени распространения почитание святых может быть местночтимым и общепочитаемым (внесен в святцы Поместной или Вселенской Церкви)
Во время канонизации устанавливается дата празднования святому, его имя вносится в святцы. Святцами, или месяцесловами, называются списки святых, чтимых Православной Церковью, составленные в порядке месяцев и дней года, к которым приурочены празднования и чествования каждого святого.
По существующей в Церкви традиции, святые, канонизированные в отдельных Церквях, могут вноситься в списки других Поместных Церквей.
О почитании святых мощей
«…св. мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа» (Прп. Ефрем Сирин).
С апостольских времен Церковь почитает святые мощи подвижников как храмы Святого Духа, в которых Бог благодатью Своей живет и после телесной смерти святых.
С первых веков христианства мощами именовались не только полностью сохранившиеся тела усопших святых (нетленные мощи), но и отдельные их частицы, останки. Чудеса, совершающиеся от св. мощей, свидетельствуют, что благочестивое почитание их людьми угодно Богу. Почитание мощей выражается: в благоговейном собирании и хранении останков угодников Божиих; в торжественном открытии и перенесении мощей; в построении над ними храмов и памятников; в установлении праздников в честь их открытия и перенесения; в путешествии к св. гробницам и украшении их; в постоянном правиле Церкви полагать в основание престола мощи св. мучеников или влагать их в плат, на котором совершается Литургия.
Останки святых почитаются независимо от их нетленности из преклонения перед святой жизнью или мученической смертью святых. Церковные собрания не раз запрещали признавать усопших святыми только по одному признаку нетления их тел. Но, конечно, нетленные тела праведников принимаются как одно из знамений Божиих о святости усопших. По учению Церкви, мощи должны чтиться, как и иконы, но не должно воздавать им честь, приличную одному Богу.
О почитании иконописных изображений святых
«Сам Бог первый, кто сделал икону, ибо первого человека Он сотворил по образу Своему» (Прп. Иоанн Дамаскин).
Благочестивое почитание святых включает как естественную часть почитание их иконописных изображений. Св. иконы вызывают в нас молитвенное настроение и усиливают благоговение перед самими живыми личностями святых. Сами святые являются живыми иконами Божиими, очищенными от грехов и страстей.
Иконы святых Церковь заповедует почитать через молитву, поклонение и возжение свечей перед ними, через целование и каждение фимиамом. А духом и мыслями при этом следует обращаться к тем, кого они изображают, т.к., по слову свт. Василия Великого, «чествование образа переходит к первообразу».
О житиях святых
«…Евангелие Спасителя, переведенное в человеческую жизнь – Жития святых» (Прп. Иустин Попович).
Вместе с почитанием святых мощей и икон подвижников Церковь призывает верующих изучать описание их жизни. Существует особый раздел духовной литературы, касающейся жизни и деяний святых – агиография (от слов «святой» и «пишу»).
Великие труды на поприще составления житий святых совершил замечательный русский святой и агиограф свт. Димитрий Ростовский. Его Четьи-Минеи – плод неустанного двадцатилетнего труда – как бы завершили многовековой путь агиографии Древней Руси и стали поистине явлением общенационального масштаба.
В начале 20 в. при подготовке житий к изданию на русском языке членами комиссии высказывались противоречивые мнения по поводу описаний чудес, содержащихся в них. Одни требовали эти описания исключить, ставя под сомнение их достоверность, другие требовали отредактировать соответствующие тексты применительно к современному сознанию. Профессор Московского Университета В.О. Ключевский обосновал точку зрения, которая и была учтена. Он сказал: «Во-первых, вера древних христиан была сильнее, чем теперь. По вере и чудо. Во-вторых, мы погрешим против истинной правды, если искусственно изменим то, что прошло через века».
Эти жизнеописания, переведенные со славянского языка на русский, мы читаем и сейчас.
Хорошо, если дома на книжной полке есть комплект этих житий. Так как, по выражению одного из Отцов, один лишь вид духовных книг подвигает нас к благочестивой жизни.
О молитвенном призывании святых
«Святые молятся за нас, а мы их усердно призываем и так все спасаемся» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский).
Церковь всегда призывала обращаться в молитвах к святым с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом. Уже от начала 2 в. имеются прямые свидетельства о молитвенном ходатайстве за нас святых. Свидетели мученической кончины св. Игнатия Богоносца говорят: «Возвратившись домой со слезами, мы имели всенощное бдение… потом, немного уснувши, увидели молящегося за нас божественного Игнатия».
Молитвенное общение со святыми есть осуществление на деле связи Церкви земной и Церкви Небесной.
Каждый день Церковь празднует память одного или нескольких святых. Все богослужение ее преисполнено обращениями к святым с просьбами молиться о нашем спасении. Об этом свидетельствуют Октоих и Минеи, содержащие ежедневные службы святым. Об этом свидетельствует св. Литургия. Об этом свидетельствуют все вообще молитвы, и личные, и соборные, воссылаемые к угодникам Божиим.
Свт. Димитрий Ростовский писал, что в его время многие, восставши от сна, почитали своим долгом среди молитв ко Господу обращаться с молитвенным воззванием и к дневному святому, стараясь также припомнить главные события его жизни.
Великое Небесное воинство святых, подвизавшихся во все века христианства – от первых дней и до настоящего времени – слышит наши прошения. Будем обращаться к св. угодникам Божиим за помощью, не сомневаясь в том, что ее получим (хотя вовсе не обязательно в той форме, на которую рассчитываем). Не нужно смущаться при этом собственным недостоинством. Ведь в этом случае помощь святых особенно нам необходима. Имея опыт очищения от страстей, греховных привычек, немощей, они могут и нам в этом поспособствовать.
Во Святом Крещении имя каждому из нас наречено в честь какого-либо святого. В день его памяти мы отмечаем День Ангела, или именины. А в Неделю Всех святых мы все – именинники. Разрешите вас с этим поздравить.
Людмила Кузнецова