Отношение к детскому посту всегда было и остается спорной темой для родителей. Причем и для тех, кто в той или иной мере соблюдает Великий пост, и для тех, кто смотрит на это со стороны. Многие родители задаются вопросом: а можно ли держать пост детям, с какого возраста и как правильно это организовать?
Чтобы дать правильный ответ, нужно для начала ответить на вопрос: Что такое пост и какова его цель для ребенка? В сознании многих людей пост ассоциируется именно с ограничением в пище. Однако является ли простое ограничение в пище постом? Священное Писание свидетельствует (см., например, Ис. 58, 2–7), что один чисто физический пост, хотя бы он сопровождался полным изнурением тела, совершенно недостаточен: свое значение и смысл всякий пост получает только тогда, когда он растворяется и соответствующим душевным настроением и деланием.
Протоиерей Алексий Уминский говорит: «Перед началом поста родители должны с детьми поговорить о том, что пост – дело сокровенное, дело тайное. “Подумай, дорогой мой (или, дорогая моя), что ты готов принести в жертву Христу? Подумай и реши сам, пусть это будет твоей маленькой тайной, – что ты принесешь Христу”… Самое важное – вложить в ребенка знание, что пост – это движение, это путь ко Христу. И, через это понимание, жизнь ребенка может быть немножечко осмыслена. И тогда другие элементы поста – еда, стояние на молитвах, исповедь, Причащение, – будут восприниматься ребенком как свой собственный путь несения креста. Это очень-очень важно, чтобы пост осознавался, как путь несения креста. И если пост будет прожит таким образом, то радость, которая откроется ребенку на Пасху или на Рождество, отразится в его душе глубоким душевным следом, и знание Воскресения Христова станет его личным опытом веры в детстве. У ребенка очень мало личных опытов веры, потому что он, в основном, копирует своих родителей, а здесь пост может стать личным опытом его общения со Христом».
Таким образом, можно сделать вывод: пост – это не простая диета, это ограничение себя и своих желаний ради Христа. Однако сам ребенок поститься не умеет, его кто-то должен научить. Потому следующий пункт звучит следующим образом: пост – как общее семейное делание.
Пост у детей всегда сопряжен с постом родителей. Если родители серьезно относятся к посту, то такое же отношение, как правило, возникает и у детей. Протоиерей Владимир Пархоменко (отец 10 детей) говорит о посте внутри семьи следующим образом: «Если семья постится, то, как правило, дети в определенном возрасте обычно тоже хотят поститься вместе с родителями. Я не знаю еще ни одного случая, чтобы не захотели. Не нужно объяснять ребенку аскетический смысл поста, вы его всё равно ребенку не объясните. Самое лучшее объяснение – наступает такое особое время, когда вся Церковь постится, и мы постимся вместе с ней. Это сформирует у ребенка правильное чувство причастности. Дальше углубляться не надо».
Специфика детского поста
Для детей пост начинается с ограничения в пище, потому что от ребенка нельзя требовать духовной борьбы, он к ней еще не готов. Протоиерей Владимир Пархоменко: «Самое главное ограничение для ребенка – это ограничение в развлечениях. Компьютерные игры, телевизор – всё это можно на время поста исключить. А дальше по возрастающей – сладости и шоколад, мороженое. Детей постарше, если они могут не есть мясо, можно ограничить в мясе, кроме, допустим, выходных. Если ребенок не может без мяса, пусть он будет точно знать, что пост – это такое время, когда нельзя мороженое и шоколад. Для него это тоже будет пост, у него сформируется правильное отношение отказа от чего-то символического, что доставляет удовольствие. Нельзя ребенка мучить постом, детский пост должен быть умеренным и разумным. Впрочем, как и взрослый».
Стоит отметить, что исключение каких-либо развлечений (просмотра телевизора, например) не должно ограничиться только одним исключением. Нужно дать замену развлечению (например, вместо просмотра диснеевских мультиков – просмотр полезного фильма, поход куда-либо и т.д.), иначе пост может стать для ребенка неприятной повинностью, которая должна как можно скорее закончиться, и слова «постимся постом приятным» будут звучать как издевка и лицемерие.
Завершить статью хотелось бы словами протоиерея Алексия Уминского: «При этом есть четкие элементы поста, например: неедение мяса, отказ от чрезмерных сладостей и удовольствий, именно, от чрезмерных сладостей и чрезмерных удовольствий. Например, посещение аквапарка во время Великого поста могло бы быть исключено. Но посещение театра, музея, того, что приносит ребенку духовное развитие и не является элементом развлечения, как у взрослого, а, наоборот, является элементом воспитания, то вполне может присутствовать во время Великого поста. Очень важно, чтобы ребенок с детства полюбил атмосферу поста в храме, почувствовал ее небесность, прозрачность, особенную благодать. Тогда для ребенка с каждым годом всё больше и больше будет открываться радость праздника. Самое страшное, если пост будет воспринят как формальность или наказание, когда родители заставляют детей поститься. Пост становится для ребенка невыносимой мукой».
Иерей Борис Бурлаков