Всегда было ну, очень интересно заглянуть за церковную ограду, чтобы посмотреть, как же функционирует эта огромная структура, именуемая Церковью, по каким законам живет? Ведь материальная сторона церковной жизни довольно обширна. Чтобы получить ответы на все интересующие нас вопросы, мы встретились с настоятелем Свято-Троицкого собора г. Саратова, руководителем Реставрационного отдела Саратовской епархии игуменом Пахомием Брусковым (ныне Епископ Покровский и Николаевский).
– Отец Пахомий, что включает в себя структура Церкви – это только храмы или еще какие-то организации? По каким законам и правилам все они существуют?
– Положение Церкви в обществе двойственно. С одной стороны, Русская Православная Церковь – это религиозная организация, зарегистрированная в Министерстве юстиции России. Она включает в себя храмы, монастыри, духовные семинарии, епархиальные управления. Все они, в соответствии с современным законодательством, имеют статус юридического лица, а значит, их деятельность происходит в общем правовом поле. В любой религиозной организации есть свой устав, где прописаны название, цели ее создания, источники дохода, направления деятельности. С другой стороны, Церковь – это особая организация, главной целью которой является распространение христианства, Евангельского благовестия. И все остальные виды ее деятельности являются лишь средством для достижения этой цели. Этим и обусловлено особое положение Русской Православной Церкви в современной России и ее историческое значение.
– Из чего складывается бюджет каждого конкретного храма, и как он распределяется?
– Главным источником дохода для любого храма являются добровольные пожертвования людей. Это может быть помощь и от прихожан храма, и от посторонних лиц, которые готовы принимать участие в его жизни. Таким образом, религиозная организация, как и общественная, существует не на средства, выделяемые из бюджета, не на доходы, получаемые в результате коммерческой деятельности, а на благотворительные пожертвования. Поэтому мы освобождены от уплаты некоторых налогов, в т.ч. налога на прибыль, земельного налога.
– Но в храмах же организована торговля?
– Да, действительно, в каждом храме есть свечной ящик, куда люди подходят, чтобы купить свечи, образ, крестик, книгу. Но об этом нельзя на самом деле говорить как о торговле. Это называется распространением предметов религиозного назначения. К тому же целью этой деятельности является не получение прибыли для личного обогащения священника или других членов Церкви, а приобретение средств для ведения уставной деятельности: организации богослужения, просвещения, благотворительности, проведения общественных мероприятий, реставрации и строительства храмов.
– Это все или есть еще какие-то статьи расходов?
– Этот вопрос интересует многих людей, и мне часто его задают. При этом люди не отдают себе отчета в том, что интересоваться чужими доходами и расходами, будь то отдельный человек или организация, несколько бестактно. Можно понять, когда человек, пожертвовавший какую-то сумму денег, интересуется, на какие нужды они были потрачены. Но странно, когда такие вопросы задают случайные люди. Когда меня на улице спрашивают, откуда у нас деньги и куда мы их тратим, я всегда отвечаю: «А сколько вы сами жертвуете и принимаете ли участие в жизни Церкви?»
– Просто люди видят, что для украшения иконостасов или при изготовлении куполов часто используют золото. Кому-то это кажется неоправданной роскошью, поэтому и возникают подобные вопросы.
– С древности в нашей стране существовала традиция золотить купола, украшать внутреннее убранство храма. И зачастую это делалось на пожертвования простых прихожан, для которых потребностью души было отдать Богу лучшее. В настоящее время русские люди в первую очередь стремятся украсить свои жилища, а Богу жертвуют по остаточному принципу. Поэтому иконостасы сегодня чаще покрыты позолотой с минимальным содержанием золота. А на купола многих храмов в нашем городе, например, Духосошенственского и Покровского, нанесен нитротитан – специальный материал, в составе которого золота нет. Но в отдельных случаях сложившиеся исторически архитектурные особенности нельзя игнорировать. Например, Свято-Троицкий собор – памятник истории и культуры федерального значения. Если мы будем использовать нитротитан, то нас просто оштрафуют, потому что за состоянием собора следит служба охраны памятников. Поэтому бывает очень больно и грустно осознавать, что государство поручает нам реставрировать и содержать в надлежащем виде памятники культуры, а средств на это или выделяется в небольшом количестве, или не выделяется вовсе. И мы вынуждены сами изыскивать деньги, и при этом еще и выслушивать порой замечания по поводу «непозволительной роскоши».
– А как определяется зарплата священников, есть ли у них трудовая книжка? Получают ли они премии?
– В настоящее время в храмах трудится немало сотрудников: и священнослужителей, и мирян. Конечно же, они получают зарплату, больничные, отпускные, премии, как и сотрудники любой другой организации. С их заработной платы также отчисляются все предусмотренные законом налоги. И у священников, и у мирян есть трудовые книжки, по достижении определенного возраста они уходят на пенсию. Однако такое положение существует лишь с девяностых годов прошлого века. В советское время Церковь была полностью отделена от государства, и священники, всю жизнь прослужившие на приходах, не имели права на пенсионное обеспечение, были вычеркнуты из жизни общества. Интересно, что налоги (и немалые), в том числе и в Пенсионный фонд, они платили постоянно.
– Расскажите, где производятся свечи, лампады, подсвечники для храмов.
– Одним из подразделений Русской Православной Церкви является художественно-производственное предприятие «Софрино», оно главным образом и занимается изготовлением церковной утвари. Это кадила, престолы, иконостасы, облачения, ладан и др. – все что необходимо для богослужения. Конечно же, один завод не способен обеспечить все храмы и монастыри России и зарубежья, поэтому за последние 15–20 лет появилась масса других предприятий, частных структур, артелей, иконописных мастерских, которые также работают на нужды Церкви. Произведения искусства, конечно, изготавливаются частным образом, это единичные вещи, а массовое производство лежит главным образом на «Софрино».
– А как формируются цены на те же свечи, иконы, книги, которые можно приобрести в любом храме? Как определяется пожертвование за совершение Таинств?
– Цены на предметы, которые распространяются в храмах, определяются исходя, в первую очередь, из себестоимости продукции и предлагаемой суммы пожертвования. Нужно понимать, что мы не сами свечи катаем. Чтобы их изготовить, нужно найти воск, оплатить труд рабочего. И раздавать бесплатно, например, книги, мы не имеем возможности. Поэтому каждый человек, приобретая что-то, тем самым оплачивает себестоимость и жертвует на нужды храма. В древности христиане приносили с собой все, что необходимо для службы, – свечи, вино, ладан. Сейчас это уже невозможно. Что касается Таинств, то их нельзя оценить. Мы пишем лишь предлагаемую сумму пожертвования за совершение некоторых Таинств (Крещения, Венчания, Соборования). Она не является обязательной для всех, а для нуждающегося человека Таинства совершаются бесплатно. Но порою бывает так: приходит человек, имеющий деньги, и ничего не жертвует, а старушка, у которой пенсия три тысячи рублей, оставляет из них пятьсот.
– Иногда можно встретить людей с кружками, ящиками, которые на улицах просят деньги на строительство и нужды того или иного храма. В этом не может быть обмана?
– В Саратове есть возможность отслеживать и контролировать ситуацию. Например, в Москве это сделать намного сложнее, поэтому кто-то просто переодевается и так зарабатывает. Если у вас возникли сомнения, всегда можно спросить человека, откуда он, есть ли у него документ, подтверждающий принадлежность к тому или иному храму или монастырю. Если никаких документов у просящего нет, стоит усомниться, и, если вы действительно желаете оказать помощь Церкви, лучше в таком случае просто прийти лично в храм и внести пожертвование на какие-то конкретные цели. К примеру, если к нам обращаются такие люди, я говорю: «Вы можете пожертвовать на реставрацию храма, благоустройство территории, на воскресную школу, обеды для нуждающихся». Когда человек жертвует, он помогает не только кому-то другому, но и себе. Расставаясь с чем-то, мы учимся жить ради других. Ведь когда мы делаем что-то ради Бога, наше сердце смягчается.
– Я знаю о ситуациях, когда настоятели храмов, священнослужители звонят в ту или иную организацию и просят пожертвовать на храм. На ваш взгляд, это этично?
– Когда мы знаем, что какому-то человеку тяжело, ему нужна поддержка, мы можем за него попросить. Это нормально, в этом нет ничего предосудительного. Но ведь и священник просит не на свои личные нужды, не для себя. Он старается не только восстановить храм, но и создать общину, помочь другим людям и предлагает в этом поучаствовать тем, кто считает себя христианами. Когда настоятель обращается к директору предприятия, он на самом деле только предлагает ему сделать пожертвование на храм. Решение всегда остается за тем, у кого просят. На наши просьбы кто-то из руководителей откликается, кто-то отказывает в резкой форме. И порой они даже не подозревают, что не только храм находится в тяжелом состоянии, но и сам священник живет в страшной нужде. Ведь батюшка, возможно, живет под гнетом проблем – крыша валится, сотрудникам нечего заплатить, дома ждет семья. Как, на что он живет? К сожалению, этот вопрос никого в большинстве случаев не интересует. И часто в селах священники не живут, а просто выживают. Редко в наши дни люди сами задумываются над вопросом: «А чем лично я могу помочь храму?». Вот ко мне подошел сегодня человек на улице с претензией: «Почему вы тротуар не делаете?». Хотя тротуар за церковной оградой – городская территория. Но дело даже не в этом, просто, если возник такой вопрос, – придите и помогите нам сделать этот тротуар, поучаствуйте в решении проблемы. Ведь то, что мы делаем, нужно не только нам, а всему обществу. Человек может не верить, это его право, но важно помнить, что в этот храм ходили наши отцы, деды. И на самом деле уже даже ради этого стоит поучаствовать в его возрождении.
Беседовала Виктория ФЕДОРОВА